Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Групповая работа на уроках английского языка как средство развития коммуникативных способностей учащихся"»
Групповая работа на уроках английского языка как средство развития коммуникативных
способностей учащихся
Когда английский язык не является основным средством общения между учащимися, как
это бывает в классах, где собраны дети из разных стран, И у них нет другой возможности понять
друг друга без английского. в то время как наши дети всегда могут использовать родной язык, то
есть - русский, нам необходимо задуматься над тем. как предотвратить общение на родном
языке.
Сразу же можно отметить, что не существует волшебной формулы, которая бы гарантировала
педагогам, что их учащиеся будут говорить на английском языке весь урок. Одним из методов,
способствующим большему общению на английском языке -является парная и групповая работа
в классах с различным уровнем владения иностранным языком. Работу в парах или группе
каждый из нас должен начинать с себя. Существует ряд правил, которые необходимо соблюдать
каждому педагогу, обратившемуся к этому методу обучения:
1. Необходимо постоянно отмечать и поощрять тех учащихся, которые почти всегда говорят на
английском языке весь урок.
2. Ни в коем случае не надо исправлять ошибки (например, грамматические) во время общения,
выполнения задания.
~ Эти два первых пункта - очень важны. Но очень часто преподаватели пренебрегают их
требованиями и стараются исправить учащихся сразу же. Это ведет к тому, что они
«замыкаются», боясь сделать новую ошибку в произношении или грамматике. Работу над
ошибками необходимо проводить позже.
3. Задание должно быть интересным. Многие люди, в том числе и педагоги, любят когда
предлагаемое задание или текст обращены к жизненно-важным темам. Поэтому тексты, их
подборка _ очень важны.
4. Необходимо показывать учащимся, как они должны выполнить предлагаемую работу на
английском языке.
~ Во время выполнения работы в группах учитель должен отмечать для себя: как часто, при
обсуждении задания используется родной языке и за это начислять группе штрафные баллы. Но
самое главное при этом, что педагог может обобщить и взять для себя на заметку: где учащаяся
чаще переходят на родной язык, как этого можно избежать в будущем. В ходе работы, учитель
может подсказать своим подопечным, что они могли бы использовать из ранее изученного. Ведь
не редко, мы сталкиваемся с фактом, что наши учащиеся не могут вовремя использовать то, чем
они прекрасно владеют и знают.
5. Учитель должен мотивировать (объяснить) почему он хочет, чтобы учащиеся говорили между
собой именно на английском языке. Многих этот пункт может удивить, но все очень просто,
объяснив это, вы покажите своим учащимся еще раз, что такая работа единственный выход
лучшего овладения английском языком в данных условиях.
6. В середине подготовки, дайте возможность классу заслушать одну из пар (пли групп) с тем,
что они уже сделали. Если вы будете делать это постоянно, то учащиеся, зная об этом, будут
более собраны в своей работе, не желая выглядеть глупыми перед своими одноклассниками.
Самое главное - не предупреждайте заранее тех, кого вы будете спрашивать.
Когда я начинала работу в парах (группах), то предлагаемые задания были простыми не
направленными на классы с углубленным изучением языка. Соответственно и уровень трудности
предлагаемых заданий был не высок.
Например, проходя тему «Профессии», учащимся раздаются или вывешиваются на доске
картинки, изображающие людей разных профессий (прилагается) и дается возможность, каждой
группе самостоятельно выбрать профессию для защиты. При этом ставится условие, что каждый
учащийся группы должен сказать не менее І-2 фраз. Сама картинка вызывает интерес, плюс не
навязывание своего мнения при выборе защищаемой профессии, обнадеживает меня, что
результат будет не плохим.
Другой пример: развитие памяти и умения общения. Работа идет в парах (группе). Каждому
учащемуся дается своя картинка, которую он сможет показать своим собеседникам в течение 2-
5 минут. После этого учащиеся должны как можно точнее сказать по очереди, что было
изображено, при этом не повторяясь. Учащийся, показывавший картинку, может задавать
наводяшие вопросы: «А вы помните что было справа от названного вами предмета? Горел ли
огонь в камине?››
Очень нравится 5-6 классам групповая работа на скорость нахождения разницы в предлагаемых
рисунках. Здесь важно отметить победителей.
Очень часто, интересные моменты групповой работы можно взять из детских игр. В 5-х классах,
при закреплении лексики по теме «Человек» я провожу следующую игру. Класс делится на две
группы. Из каждой группы выбирается по одному человеку, который будет называть
отвечающего из противоположной группы. Заранее на доске нарисован «человечек» из тех
элементов, которые уже были изучены. Рядом должны появиться еще два «человечка» (каждой
группы). Если названный ученик не знает слова, то его команде записывается штрафное очко.
Выигрывает та команда, чей «человечек» нарисован раньше.
Для 8-9 классов очень интересна работа с картой, в данной ситуации я использую две игры:
І. «Сокровища капитана››;
2. «Остров». Объяснение игр прилагается.
Каждая из игр по-своему интересна и вызывает повышенный интерес у учащихся своим
неординарным подходом.
В 7-х классах успешно проходит работа в группах на тему «Лучший рецепт». Учащиеся заранее
знакомятся как все должно быть оформлено (прилагается) и делятся на группы. При выполнении
этой работы возможно домашнее задание группе. Требования следующие: рецепт должен быть
не дорогим, достаточно легким в исполнении и желательно угостить продуктом вашего рецепта.
В старших классах пользуется успехом игра на скорость выполнения «Что они говорят?›› Класс
делится на две группы и та группа, которая первой и без ошибок все заполнит - выигрывает.
Вы помните, в начале говорилось о том, что выбираемые тексты и темы для работы в группах
(парах) должны быть интересны. Для 10-11 классов, с высоким уровнем, я предлагаю тему «Все
на вашей руке» (прилагается). Можете поверить моему опыту, что ни один учащийся не
останется в стороне при разработке этой темы. Обычно эта работа выполняется на двух
спаренных уроках.
Очень нравится ребятам работа в группах с разделенными и переставленными отрывками текста.
Каждой группе достается какой то отрывок. Учащиеся знакомятся с ним, пересказывают вслух, а
затем _ конкурс на сообразительность: кто быстрее расположит услышанное в нужном порядке.
Трудность для учителя в одном: правильно подобрать и разделить текст.
Не менее интересна работа в группах, когда одним раздаю фразы с карточки «А», а вторым с
карточки «В» и дается ограниченное время для нахождения своей пары и воспроизведение мини-
диалога.
Когда вы только начинаете работу в группах (или парах), то возможны осложнения следующего
характера:
І. Учащиеся шумят так, что их слышно в соседних классах:
2. Учащиеся смущаются обсуждать задание на английском языке, когда в классе слишком тихо;
3. Работа очень затянулась и учащиеся «охладели» к ней;
4. Вы слишком поздно начали работу, и ее прервал звонок, она остается не законченной;
5. Вы описали все, как игру и учащиеся восприняли данное задание слишком несерьезно;
6. Учитель слишком нервничал, не зная, как учащиеся воспримут данную работу, и это
передалось им;
7. Учащиеся не понимают, что от них требуют и как должно быть выполнено задание;
8. Учащиеся не хотят работать с партнерами, попавшими в их группу;
9. Учащиеся не могут воплотить в слова то, что им необходимо.
Если одно из выше перечисленных произошло у вас на уроке - не расстраивайтесь _ это легко
исправить. Вот некоторые рекомендации, которые помогут вам преодолеть те трудности,
которые возникают у вас на уроках при работе в группах (парах):
1. Естли учащиеся говорят слишком громко, просто напомните им, что их собеседник находится
рядом, но это не означает, что они должны перейти на шепот.
2. Если тишина слишком давит на учащихся, включите им тихую легкую музыку, как фон. Это
расслабляет и в то же время раскрепощает учащихся.
3. Когда вы только начинаете использовать данный метод работы, постарайтесь, чтобы он был
достаточно короток (но не слишком) и проводите это не в конце урока.
4. Объясняя данный вид работы, напомните, что хотя это и игра, но вы будете делать серьезные
выводы по ее результатам.
5. Будьте всегда уверены в том, что объясняете, ни тени сомнения в необходимости этой работы
не должно появиться в вашем рассказе.
6. Вы должны помнить, что работа в группе (паре) требует согласованности и единства внутри
группы, а в классе она ведет к негласному (или гласному) соревнованию. Поэтому учащимся
необходимо время, чтобы они поняли это.
7. Никогда не завышайте планку ожидаемых результатов. Если на первых уроках использования
группового метода вы услышите немного английского от каждой группы (пары), значит, первые
ваши усилия достигли своего результата.
И последнее: в своем сообщении я часто употребляла сочетание «групповая (парная) работа»,
исходя из своего опыта могу дать совет всем своим коллегам начинать работу с малого. Поэтому
работу в группах, в моей практике, всегда предваряет работа в парах.