«Дидактические игры – как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка в 5-6 классах»
«Дидактические игры – как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка в 5-6 классах»
«Дидактические игры – как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка в 5-6 классах»
Дидактические игры представляют собой удивительное сочетание обучения и развлечения. Они способствуют созданию позитивной атмосферы на уроке, в которой ученики чувствуют себя уверенно и свободно. Через игры дети не только усваивают новые знания, но и развивают свои навыки общения, креативности и критического мышления.
Просмотр содержимого документа
««Дидактические игры – как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка в 5-6 классах»»
Выступление на Методическом совете учителей иностранного языка на тему: «Дидактические игры – как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка в 5-6 классах»
Сегодня я хочу обсудить важную тему – дидактические игры и их роль в повышении мотивации к изучению иностранного языка у учащихся 5-6 классов. Как мы знаем, мотивация играет ключевую роль в процессе обучения, особенно на начальных этапах изучения иностранного языка. Дети в этом возрасте активно исследуют окружающий мир, и именно поэтому игровые формы обучения становятся особенно актуальными.
Дидактические игры представляют собой удивительное сочетание обучения и развлечения. Они способствуют созданию позитивной атмосферы на уроке, в которой ученики чувствуют себя уверенно и свободно. Через игры дети не только усваивают новые знания, но и развивают свои навыки общения, креативности и критического мышления.
Одним из главных преимуществ дидактических игр является их способность формировать положительное отношение к изучению языка. Когда ученики вовлечены в игровую деятельность, они преодолевают языковой барьер, испытывают радость от общения и ощущают свою успешность. Например, игры типа "Мафия" или "Веселые старты" могут быть адаптированы для обучения языку. В таких играх дети учатся применять новые слова и выражения в практических ситуациях, что значительно усиливает их мотивацию.
Кроме того, дидактические игры помогают активизировать интерес к культуре стран изучаемого языка. Погружение в игровые сценарии, основанные на культуре, помогает учащимся лучше понять менталитет и образ жизни носителей языка. Это способствует более глубокому пониманию языка и делает процесс обучения более увлекательным и осмысленным.
Важно помнить, что игры должны быть разнообразными и адаптированными под уровень знаний учащихся. Это сможет предотвратить ситуации, когда кто-то из учеников теряет интерес или чувствует себя некомфортно. Использование командных игр также развивает социальные навыки, такие как сотрудничество и уважение мнения других, что является ценным опытом для подростков.
Как сделать урок увлекательным, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную активность учащихся?
Среди разнообразных способов организации занятий наибольший интерес у школьников, на наш взгляд, вызывают игры и игровые ситуации. Игра является мощным стимулом для овладения иностранным языком и одним из эффективных приемов в арсенале учителя иностранного языка. Использование игр и игровых моментов и умение создавать речевые ситуации вызывают у учащихся готовность, желание общаться и играть. Она приближает речевую деятельность к естественным нормам, помогают развить навык общения, несет в себе огромные познавательные, образовательные и воспитательные возможности.
Использование игрового метода обучения достаточно перспективно на уроках иностранного языка. Но, естественно, работать только с использованием игрового метода нереально, так как тогда обучение потеряет свой основной смысл. Игровой метод должен сочетаться с другими методами обучения и поэтому мы можем говорить только об использовании определенных игровых ситуаций (моментов) на уроке иностранного языка.
Каждый учитель сталкивался с такой ситуацией, когда он впервые входит в новый класс, и ему нужно познакомиться с учащимися и заинтересовать своим предметом. Вот тогда у него и возникают следующие вопросы. Какие же стратегии и конкретные задания можно предложить на первых уроках, когда надо «растопить лед» и навести мостки с новыми группами обучаемых? Какие игровые моменты могут снять стресс в учебе?
Следует отметить, что особое внимание уделяется дидактическим играм. В эти дидактические игры, используемые на уроках иностранного языка, входят языковые (подготовительные) и речевые (творческие). К языковым играм относятся орфографические, лексические, фонетические и грамматические, целью которых является формирование соответствующих навыков.
Главная цель фонетических игр – постановка (коррекция) произношения, тренировка в произношении звуков в словах, фразах, отработка интонации. Используются они регулярно, в качестве иллюстрации и упражнения для отработки наиболее сложных для произношения звуков, интонации. По мере продвижения вперёд фонетические игры реализуются на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен.
Лексические игры сосредоточивают внимание учащихся исключительно на лексическом материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в определенных ситуациях, активизировать речемыслительную деятельность учащихся, развить речевую реакцию. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и вторичного закрепления.
Грамматические игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Ряд грамматических игр могут быть эффективны при введении нового материала. Они также призваны обеспечить умение учащихся практически применять знания по грамматике, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения.
Цель орфографических игр – упражнение в написании иноязычных слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании слов. Большинство игр можно использовать при проверке домашнего задания.
К речевым можно отнести:
—ситуационные, в основе которых лежит ситуация из жизни, для решения которой применяются знания реального учебного предмета;
—ролевые, предполагающие выполнение определенных ролей индивидуально каждым участником игры или в группе;
—деловые — предполагается конкретная проблема, имеется дело; роли и правила игры вырабатываются участниками в ходе самой игры.
Игра может быть использована на разных этапах урока. Все зависит от условий работы учителя, его творческих способностей. Время, отводимое игре, и место игры на уроке зависят от ряда факторов: изучаемого материала, целей и условий на уроке, подготовки учащихся и т.д. Если игра используется в качестве тренировочного материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем игра может проводиться в течение 3-5 минут при повторении пройденного материала, или, например, быть зарядкой на уроке. Но необходимо проявлять чувство меры при использовании игр на уроках, иначе они потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно чтобы учащиеся привыкли к такому общению, ведь главная цель игрового метода обучения – способствовать развитию речевых навыков и умений. Большую роль играют использование на уроке речевых игр. Они учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе совершения речевого акта и отталкиваются от конкретной ситуации, в которой осуществляются речевые действия.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов обучаемых, способствуют осознанному освоению иностранного языка.
1. Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.
2. В дидактические игры входят языковые и речевые. К языковым играм относятся орфографические, лексические, фонетические и грамматические целью которых является формирование соответствующих навыков. К речевым можно отнести: ситуационные, деловые, ролевые.
3. Посредством игры в рамках системно-деятельностного подхода в классе могут быть привнесены разнообразные формы работы (работа в парах, группах - больших и маленьких и целым классом).
4. Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках английского языка и во внеурочное время и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарт.