kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Специфика обучения аудированию на начальном этапе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал по изучению данной темы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Специфика обучения аудированию на начальном этапе"»

Специфика обучения аудированию на начальном этапе Автор: Краюхина Елена Алексеевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №165»

Специфика обучения аудированию на начальном этапе

Автор: Краюхина Елена Алексеевна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей №165»

Виды речевой деятельности Продуктивные: Рецептивные:

Виды речевой деятельности

Продуктивные:

Рецептивные:

  • Говорение (устная форма речи)
  • Письмо (письменная форма речи)
  • Аудирование (устная форма речи)
  • Чтение (письменная форма речи)
Специфика аудирования как вида речевой деятельности  Аудирование ( Listening comprehension ) - этот термин был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи на слух.

Специфика аудирования как вида речевой деятельности

Аудирование ( Listening comprehension ) - этот термин был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи на слух.

Специфика аудирования как вида речевой деятельности Аудирование  складывается из умений : дифференцировать воспринимаемые звуки,  интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятное прогнозирование,  и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. Аудирование  осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций :

Специфика аудирования как вида речевой деятельности

Аудирование складывается из умений :

  • дифференцировать воспринимаемые звуки,
  • интегрировать их в смысловые комплексы,
  • удерживать их в памяти во время слушания,
  • осуществлять вероятное прогнозирование,
  • и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.

Аудирование осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций :

  • анализ,
  • синтез,
  • дедукция,
  • индукция,
  • сравнение,
  • абстракция,
  • конкретизация и др.
Специфика обучения аудированию на начальном этапе  Важно при обучении аудированию на начальном этапе – поддержать уже сложившиеся умения и постепенно развивать их.

Специфика обучения аудированию на начальном этапе

Важно при обучении аудированию на начальном этапе – поддержать уже сложившиеся умения и постепенно развивать их.

Специфика обучения аудированию на начальном этапе Умение слушать – залог успеха в изучении английского языка!  мимика жесты

Специфика обучения аудированию на начальном этапе

Умение слушать – залог успеха в изучении английского языка!

мимика

жесты

Специфика обучения аудированию на начальном этапе

Специфика обучения аудированию на начальном этапе

  • Через слух поступают образцы иноязычной речи, которые, являясь эталонами, закладываются в долговременную память, где и хранятся;
  • Слухо-рече-моторные образы входят во все виды речевой деятельности и без развития слухового анализатора нельзя научить другим видам деятельности;
  • У учащихся развивается слуховой контроль, который входит во все виды речевой деятельности, то есть, ребёнок, когда говорит, пишет или читает, контролирует себя через слух;
  • Развивается слуховая память, без которой невозможна успешная учебная деятельность по овладению иностранным языком.
Специфика обучения аудированию на начальном этапе

Специфика обучения аудированию на начальном этапе

  • прекрасно развита долговременная память;
  • все, что ребенок учил надолго запоминается;
  • небольшой словарный запас в родном языке;
  • небольшое количество сфер общения;
  • чувство успеха более яркое
Задачи учителя при обучении аудированию

Задачи учителя при обучении аудированию

  • PRE-listening - вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием;
  • DURING-listening - снять трудности во время аудирования и заострить внимание на каких-то важных моментах, научить слышать именно нужную информацию;
  • POST-listening - проверить, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, и закрепить знания.
Виды трудностей при обучении аудированию Фонетические  отсутствие чёткой границы между звуками в слове и между словами в потоке речи Грамматические  следует обратить внимание на развитие у учащихся навыков адекватного восприятия интонации, пауз и логического ударения Лексические  необходимо вырабатывать у учащихся способность принимать информацию и при наличии незнакомых языковых явлений  Трудности, связанные с особенностями речи  Обучаясь на родине и не имея достаточных контактов с носителями языка, ученик, как правило, не обладает необходимыми знаниями об окружающем мире применительно к стране изучаемого языка

Виды трудностей при обучении аудированию

Фонетические

отсутствие чёткой границы между звуками в слове и между словами в потоке речи

Грамматические

следует обратить внимание на развитие у учащихся навыков адекватного восприятия интонации, пауз и логического ударения

Лексические

необходимо вырабатывать у учащихся способность принимать информацию и при наличии незнакомых языковых явлений

Трудности, связанные с особенностями речи

Обучаясь на родине и не имея достаточных контактов с носителями языка, ученик, как правило, не обладает необходимыми знаниями об окружающем мире применительно к стране изучаемого языка

Пути преодоления трудностей  В основе этих классификаций лежит критерий направленности упражнений на развитие языковых навыков или речевых умений: языковые и речевые упражнения(И.В. Рахманов), языковые, предречевые и речевые упражнения(С.Ф. Шатилов),  условно-коммуникативные/условно-речевые и коммуникативные/речевые упражнения(Е.И. Пассов, Л.В. Скалкин и др.)  Речевые упражнения используются, чтобы выработать „умения воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению” : подготовительные и речевые упражнения (Вайсбурд М.Л., Морозова И.Д.)   С позиции деятельностного подхода И.Л. Бим предлагает применительно ко всем видам речевой деятельности выделять: 1)  ориентирующие упражнения  (ориентирующие в конкретном виде деятельности, нацеливающие на выполнение определенного действия с учебным материалом); 2)  исполнительские упражнения  (непосредственное осуществление деятельности); 3)  контролирующие упражнения  (направленные на осуществление контроля и самоконтроля).

Пути преодоления трудностей

В основе этих классификаций лежит критерий направленности упражнений на развитие языковых навыков или речевых умений:

  • языковые и речевые упражнения(И.В. Рахманов),
  • языковые, предречевые и речевые упражнения(С.Ф. Шатилов),
  • условно-коммуникативные/условно-речевые и коммуникативные/речевые упражнения(Е.И. Пассов, Л.В. Скалкин и др.)

Речевые упражнения используются, чтобы выработать „умения воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению” :

  • подготовительные и речевые упражнения (Вайсбурд М.Л., Морозова И.Д.)

С позиции деятельностного подхода И.Л. Бим предлагает применительно ко всем видам речевой деятельности выделять:

1)  ориентирующие упражнения  (ориентирующие в конкретном виде деятельности, нацеливающие на выполнение определенного действия с учебным материалом);

2)  исполнительские упражнения  (непосредственное осуществление деятельности);

3)  контролирующие упражнения  (направленные на осуществление контроля и самоконтроля).

Эффективность аудирования зависит Размер текста ( измеряемый продолжительностью звучания ):   для начального этапа -   составля е т 1 мин . ,  в пятых-шестых классах -  2-3 мин . ,  а у старших — 3-5 мин.   Количество слов или предложений:

Эффективность аудирования зависит

Размер текста ( измеряемый продолжительностью звучания ):

  • для начального этапа - составля е т 1 мин . ,
  • в пятых-шестых классах - 2-3 мин . ,
  • а у старших — 3-5 мин. 

Количество слов или предложений:

  • начальный этап - тексты, состоящие из 3—6 предложений,
  • на средней ступени - это количество увеличивается до 10—15,
  • а к концу обучения в школе — до 20—25.
Требования к речи учителя

Требования к речи учителя

  • нормативность (правильность) речи,
  • ее узуальность (общеупотребительность) -именно так скажет носитель языка в данной ситуации,
  • отбор и повторяемость языковых средств,
  • адекватность возможностям учащихся ее понять,
  • эмоциональность и артистизм.
Рекомендации

Рекомендации

  • вести урок вселяющим спокойствие, но несколько интригующим голосом;
  • подбадривать детей, поощрять за успехи, вселять уверенность;
  • объяснять, что не всегда можно понять все слова - иногда это и не нужно;
  • дети должны ясно понимать, зачем слушают, что должны услышать;
  • развивать языковую догадку детей с помощью системы упражнений;
  • просить детей внимательно смотреть на учителя, в т.ч. на его артикуляцию;
  • просить детей соблюдать тишину во время аудирования;
  • заранее приготовить наглядный материал и визуальные опоры.
Образец задания для определения уровня сформированности навыков аудирования (2 класс)

Образец задания для определения уровня сформированности навыков аудирования (2 класс)

  • Выделение звука в начале слова (Слушай внимательно и произноси только первый звук – с которого начинается слово)
  • «Прохлопывание» ритмического рисунка фразы (Постучи карандашом по столу столько раз, сколько ты услышишь слов с ударением)
  • Соединение звуков в одно слово (Послушай звуки и произнеси это слово целиком)
  • Распознавание рифмы (Прослушай четыре слова и назови два, которые рифмуются друг с другом ) .
Результаты работы по обучению аудированию ИФ Степень сформированности навыка 1. Дарья Б. с 2. Влад Б. 3. Алексей В. ч с ч н 4. Полина В. ч н х 5. Никита Ж. н х с 6. Анна К. х 7. Мария К. с с х с н ч 8. Александра К. 9. Матвей К. с х н х ч 10. Севастьян Л. ч н н с 11. Алена М. н ч Класс с 2 н ч х 3 4 Показатели степени сформированности навыков аудирования: с-слабая, ч- частичная, н-нормальная, х-хорошая

Результаты работы по обучению аудированию

ИФ

Степень сформированности навыка

1. Дарья Б.

с

2. Влад Б.

3. Алексей В.

ч

с

ч

н

4. Полина В.

ч

н

х

5. Никита Ж.

н

х

с

6. Анна К.

х

7. Мария К.

с

с

х

с

н

ч

8. Александра К.

9. Матвей К.

с

х

н

х

ч

10. Севастьян Л.

ч

н

н

с

11. Алена М.

н

ч

Класс

с

2

н

ч

х

3

4

Показатели степени сформированности

навыков аудирования:

с-слабая,

ч- частичная,

н-нормальная,

х-хорошая

Тренировочные упражнения I. Подготовительные упражнения на распознавание фонетических единиц:

Тренировочные упражнения

I. Подготовительные упражнения на распознавание фонетических единиц:

  • Послушать звуки и определить (дать знак, поднять руку, показать карточку и т.п.) ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ звуки, ГЛУХИЕ и ЗВОНКИЕ согласные; ПОХОЖИЕ на звуки русского языка и ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ от них; ДОЛГИЕ и КОРОТКИЕ гласные;
  • Послушать слова и определить в них гласные звуки, распознать в них согласный звуки, похожие по звучанию дифтонги;
  • Послушать слово и определить количество слогов, определить слог под ударением (со зрительной опорой и без нее), произнести этот слог и это слово.
Тренировочные упражнения II. Подготовительные упражнения на распознавание лексических единиц

Тренировочные упражнения

II. Подготовительные упражнения на распознавание лексических единиц

  • Прослушать словo и показать соответствующую картинку (еда, животные, действия, виды спорта, предметы разного цвета, etc.); Прослушать команды - глаголы и показать, выполнить эти действия; Прослушать предложения и раскрасить предмет в соответствующий цвет;
  • Прослушать (одно) или ряд прилагательных и назвать слово, которое может с ними употребляется; Прослушать фразу или краткое предложение и назвать ситуацию, в которой они могут употребляться;
  • Прослушать набор отдельных слов и построить из них предложение; Прослушать 2-3 короткие фразы и построить из них предложение; Прослушать просьбу и выполнить ее, если есть слово please;
  • Прослушать рассказ и определить, от чьего имени он может звучать; Прослушай названия продуктов и назови блюдо, которое можно из них приготовить.
Тренировочные упражнения III. Подготовительные упражнения на развитие умений вероятностного прогнозирования: 1.Прослушать набор слов и отметить номера тех, которые подходят к названной теме; Прослушать группу слов и назвать их тему; Прослушать начало слова и произнести его полностью, закончить его; 2. Прослушать заголовок рассказа и предположить, о чем пойдет речь. 3. Прослушать фразу и добавить к ней еще одну, связанную по смыслу; 4. Прослушать начало предложения и закончить его, опираясь на значение союзов или союзных слов; 5. Прослушать ключевые слова и спрогнозировать идею, тему, сюжет; По картинкам, фотографиям, схемам, таблицам спрогнозировать возможный сюжет, тему. 6. Построить ассоциограмму (кластер) по теме текста, который предстоит прослушать.

Тренировочные упражнения

III. Подготовительные упражнения на развитие умений вероятностного прогнозирования:

1.Прослушать набор слов и отметить номера тех, которые подходят к названной теме; Прослушать группу слов и назвать их тему; Прослушать начало слова и произнести его полностью, закончить его;

2. Прослушать заголовок рассказа и предположить, о чем пойдет речь.

3. Прослушать фразу и добавить к ней еще одну, связанную по смыслу;

4. Прослушать начало предложения и закончить его, опираясь на значение союзов или союзных слов;

5. Прослушать ключевые слова и спрогнозировать идею, тему, сюжет; По картинкам, фотографиям, схемам, таблицам спрогнозировать возможный сюжет, тему.

6. Построить ассоциограмму (кластер) по теме текста, который предстоит прослушать.

Тренировочные упражнения IV. Упражнения на распознавание грамматических явлений:

Тренировочные упражнения

IV. Упражнения на распознавание грамматических явлений:

  • Прослушать существительные и определить их число. Показать сигнальную карточку или знак. Отметь клетки в соответствии с услышанным звуком.
  • Прослушать предложение и определить его тип (утвердительный, отрицательный, вопросительный), показать сигнальную карточку « + », « - », «?». Прослушать предложения и показать карточку с пропущенным словом.
  • Упражнение такого же типа с глаголами  HAVE  или  HAS. Прослушать глагол (неправильный) и определить его форму.
  • Прослушать слова - указатели времени и назвать соответствующие видовременные формы глагола. Прослушать вопрос и выбрать краткий ответ соответствующей грамматической формы: (со зрительной опорой).
Тренировочные упражнения V. Речевые упражнения, выполняемые в процессе прослушивания

Тренировочные упражнения

V. Речевые упражнения, выполняемые в процессе прослушивания

  • Найти и обозначить путь движения экскурсии (сыщика или другого действующего лица).
  • Заполнить таблицу (график, кластер) необходимой информацией после прослушивания диалога.
  • Отметить на рисунке (схеме, карте) названия мест событий, о которых идет речь.
  • Пронумеровать на рисунке предметы, в порядке упоминания их в тексте.
  • Изобразить услышанную информацию в виде рисунка.
  • Расположите ключевые слова в порядке в порядке их употребления в тексте.
  • Участие в диалоге. Прослушать вопрос диктора и в паузу дать ответ.
Тренировочные упражнения VI. Речевые упражнения, выполняемые после прослушивания текста.

Тренировочные упражнения

VI. Речевые упражнения, выполняемые после прослушивания текста.

  • Прослушать текст и озаглавить его. Упражнения - тесты TRUE - FALSE. Ответить на вопросы.
  • Составить план по прослушанному тексту. Пересказать содержание прослушанного текста (по-русски, по-английски).
  • Беседа по содержанию прослушанного текста. Дискуссия по проблеме, отраженной в тексте. Дать характеристику герою (героям) текста. Дать оценку поступкам героев.
  • Выделить смысловые куски и озаглавить их. Прослушать короткие тексты и установить их соответствия рубрикам. Прослушать предложения и отметить, к кому из главных героев они относятся.
  • Прослушать текст и инсценировать его с опорой на ключевые слова, фразы. Прослушать ряд фраз и отметить те, которые подходят для описания предложенной картины.
Выводы

Выводы

  • Специфика обучения аудированию на начальном этапе заключается: в том, что: в этот период закладывается перцептивная и артикуляторная база видов речевой деятельности, формируются слухо-произносительные и орфографические навыки и речевой слух, инсталлируются звуко-буквенные и буквенно-звуковые связи, а также приобретается нужный запас языкового материала.
  • Успешность аудирования зависит: от самого слушающего, от условий восприятия, от лингвистических особенностей.
  • Аудирование - основа обучения языку в начальной школе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Специфика обучения аудированию на начальном этапе"

Автор: Бальбекова Александра Александровна

Дата: 21.05.2021

Номер свидетельства: 581159

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Презентация "Специфика обучения аудированию на начальном этапе""
    ["seo_title"] => string(67) "prezentatsiia_spetsifika_obucheniia_audirovaniiu_na_nachalnom_etape"
    ["file_id"] => string(6) "530235"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1575478632"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад на тему:  «Об организации обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации содержания образования»"
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnatiemuoborghanizatsiiobuchieniiainostrannomuiazykunanachalnometapievusloviiakhmodiernizatsiisodierzhaniiaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "300253"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456680257"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Обобщение опыта по теме: "Методы и приемы, повышающие качество обучения английскому языку""
    ["seo_title"] => string(97) "obobshchieniieopytapotiemiemietodyipriiemypovyshaiushchiiekachiestvoobuchieniiaanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "263431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449528094"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "методическая разработка по теме "Комплексный анализ художественного текста при обучении русскому языку" "
    ["seo_title"] => string(117) "mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-khudozhiestviennogho-tieksta-pri-obuchienii-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "235137"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443614984"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Рабочая программа по английскому языку для 2 класса к УМК Биболетовой М.З., Трубанёвой Н.Н."
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-2-klassa-k-umk-bibolietovoi-m-z-trubaniovoi-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "248436"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446726141"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства