kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Специфика обучения аудированию на начальном этапе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет ряд особенностей обучения аудированию на начальном этапе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Специфика обучения аудированию на начальном этапе"»

Специфика обучения аудированию на начальном этапе

Специфика обучения аудированию на начальном этапе

Виды речевой деятельности Продуктивные: Рецептивные:

Виды речевой деятельности

Продуктивные:

Рецептивные:

  • Говорение (устная форма речи)
  • Письмо (письменная форма речи)
  • Аудирование (устная форма речи)
  • Чтение (письменная форма речи)
Специфика аудирования как вида речевой деятельности  Аудирование ( Listening comprehension ) - этот термин был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи на слух.

Специфика аудирования как вида речевой деятельности

Аудирование ( Listening comprehension ) - этот термин был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи на слух.

Специфика аудирования как вида речевой деятельности Аудирование  складывается из умений : дифференцировать воспринимаемые звуки,  интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятное прогнозирование,  и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. Аудирование  осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций :

Специфика аудирования как вида речевой деятельности

Аудирование складывается из умений :

  • дифференцировать воспринимаемые звуки,
  • интегрировать их в смысловые комплексы,
  • удерживать их в памяти во время слушания,
  • осуществлять вероятное прогнозирование,
  • и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.

Аудирование осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций :

  • анализ,
  • синтез,
  • дедукция,
  • индукция,
  • сравнение,
  • абстракция,
  • конкретизация и др.
Специфика обучения аудированию на начальном этапе  Важно при обучении аудированию на начальном этапе – поддержать уже сложившиеся умения и постепенно развивать их.

Специфика обучения аудированию на начальном этапе

Важно при обучении аудированию на начальном этапе – поддержать уже сложившиеся умения и постепенно развивать их.

Специфика обучения аудированию на начальном этапе Умение слушать – залог успеха в изучении английского языка!  мимика жесты

Специфика обучения аудированию на начальном этапе

Умение слушать – залог успеха в изучении английского языка!

мимика

жесты

Специфика обучения аудированию на начальном этапе

Специфика обучения аудированию на начальном этапе

  • Через слух поступают образцы иноязычной речи, которые, являясь эталонами, закладываются в долговременную память, где и хранятся;
  • Слухо-рече-моторные образы входят во все виды речевой деятельности и без развития слухового анализатора нельзя научить другим видам деятельности;
  • У учащихся развивается слуховой контроль, который входит во все виды речевой деятельности, то есть, ребёнок, когда говорит, пишет или читает, контролирует себя через слух;
  • Развивается слуховая память, без которой невозможна успешная учебная деятельность по овладению иностранным языком.
Специфика обучения аудированию на начальном этапе

Специфика обучения аудированию на начальном этапе

  • прекрасно развита долговременная память;
  • все, что ребенок учил надолго запоминается;
  • небольшой словарный запас в родном языке;
  • небольшое количество сфер общения;
  • чувство успеха более яркое
Задачи учителя при обучении аудированию

Задачи учителя при обучении аудированию

  • PRE-listening - вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием;
  • DURING-listening - снять трудности во время аудирования и заострить внимание на каких-то важных моментах, научить слышать именно нужную информацию;
  • POST-listening - проверить, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, и закрепить знания.
Виды трудностей при обучении аудированию Фонетические  отсутствие чёткой границы между звуками в слове и между словами в потоке речи Грамматические  следует обратить внимание на развитие у учащихся навыков адекватного восприятия интонации, пауз и логического ударения Лексические  необходимо вырабатывать у учащихся способность принимать информацию и при наличии незнакомых языковых явлений  Трудности, связанные с особенностями речи  Обучаясь на родине и не имея достаточных контактов с носителями языка, ученик, как правило, не обладает необходимыми знаниями об окружающем мире применительно к стране изучаемого языка

Виды трудностей при обучении аудированию

Фонетические

отсутствие чёткой границы между звуками в слове и между словами в потоке речи

Грамматические

следует обратить внимание на развитие у учащихся навыков адекватного восприятия интонации, пауз и логического ударения

Лексические

необходимо вырабатывать у учащихся способность принимать информацию и при наличии незнакомых языковых явлений

Трудности, связанные с особенностями речи

Обучаясь на родине и не имея достаточных контактов с носителями языка, ученик, как правило, не обладает необходимыми знаниями об окружающем мире применительно к стране изучаемого языка

Пути преодоления трудностей  В основе этих классификаций лежит критерий направленности упражнений на развитие языковых навыков или речевых умений: языковые и речевые упражнения(И.В. Рахманов), языковые, предречевые и речевые упражнения(С.Ф. Шатилов),  условно-коммуникативные/условно-речевые и коммуникативные/речевые упражнения(Е.И. Пассов, Л.В. Скалкин и др.)  Речевые упражнения используются, чтобы выработать „умения воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению” : подготовительные и речевые упражнения (Вайсбурд М.Л., Морозова И.Д.)   С позиции деятельностного подхода И.Л. Бим предлагает применительно ко всем видам речевой деятельности выделять: 1)  ориентирующие упражнения  (ориентирующие в конкретном виде деятельности, нацеливающие на выполнение определенного действия с учебным материалом); 2)  исполнительские упражнения  (непосредственное осуществление деятельности); 3)  контролирующие упражнения  (направленные на осуществление контроля и самоконтроля).

Пути преодоления трудностей

В основе этих классификаций лежит критерий направленности упражнений на развитие языковых навыков или речевых умений:

  • языковые и речевые упражнения(И.В. Рахманов),
  • языковые, предречевые и речевые упражнения(С.Ф. Шатилов),
  • условно-коммуникативные/условно-речевые и коммуникативные/речевые упражнения(Е.И. Пассов, Л.В. Скалкин и др.)

Речевые упражнения используются, чтобы выработать „умения воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению” :

  • подготовительные и речевые упражнения (Вайсбурд М.Л., Морозова И.Д.)

С позиции деятельностного подхода И.Л. Бим предлагает применительно ко всем видам речевой деятельности выделять:

1)  ориентирующие упражнения  (ориентирующие в конкретном виде деятельности, нацеливающие на выполнение определенного действия с учебным материалом);

2)  исполнительские упражнения  (непосредственное осуществление деятельности);

3)  контролирующие упражнения  (направленные на осуществление контроля и самоконтроля).

Эффективность аудирования зависит Размер текста ( измеряемый продолжительностью звучания ):   для начального этапа -   составля е т 1 мин . ,  в пятых-шестых классах -  2-3 мин . ,  а у старших — 3-5 мин.   Количество слов или предложений:

Эффективность аудирования зависит

Размер текста ( измеряемый продолжительностью звучания ):

  • для начального этапа - составля е т 1 мин . ,
  • в пятых-шестых классах - 2-3 мин . ,
  • а у старших — 3-5 мин. 

Количество слов или предложений:

  • начальный этап - тексты, состоящие из 3—6 предложений,
  • на средней ступени - это количество увеличивается до 10—15,
  • а к концу обучения в школе — до 20—25.
Требования к речи учителя

Требования к речи учителя

  • нормативность (правильность) речи,
  • ее узуальность (общеупотребительность) -именно так скажет носитель языка в данной ситуации,
  • отбор и повторяемость языковых средств,
  • адекватность возможностям учащихся ее понять,
  • эмоциональность и артистизм.
Рекомендации

Рекомендации

  • вести урок вселяющим спокойствие, но несколько интригующим голосом;
  • подбадривать детей, поощрять за успехи, вселять уверенность;
  • объяснять, что не всегда можно понять все слова - иногда это и не нужно;
  • дети должны ясно понимать, зачем слушают, что должны услышать;
  • развивать языковую догадку детей с помощью системы упражнений;
  • просить детей внимательно смотреть на учителя, в т.ч. на его артикуляцию;
  • просить детей соблюдать тишину во время аудирования;
  • заранее приготовить наглядный материал и визуальные опоры.
Образец задания для определения уровня сформированности навыков аудирования (2 класс)

Образец задания для определения уровня сформированности навыков аудирования (2 класс)

  • Выделение звука в начале слова (Слушай внимательно и произноси только первый звук – с которого начинается слово)
  • «Прохлопывание» ритмического рисунка фразы (Постучи карандашом по столу столько раз, сколько ты услышишь слов с ударением)
  • Соединение звуков в одно слово (Послушай звуки и произнеси это слово целиком)
  • Распознавание рифмы (Прослушай четыре слова и назови два, которые рифмуются друг с другом ) .
Результаты работы по обучению аудированию ИФ Степень сформированности навыка 1. Дарья Б. с 2. Влад Б. 3. Алексей В. ч с ч н 4. Полина В. ч н х 5. Никита Ж. н х с 6. Анна К. х 7. Мария К. с с х с н ч 8. Александра К. 9. Матвей К. с х н х ч 10. Севастьян Л. ч н н с 11. Алена М. н ч Класс с 2 н ч х 3 4 Показатели степени сформированности навыков аудирования: с-слабая, ч- частичная, н-нормальная, х-хорошая

Результаты работы по обучению аудированию

ИФ

Степень сформированности навыка

1. Дарья Б.

с

2. Влад Б.

3. Алексей В.

ч

с

ч

н

4. Полина В.

ч

н

х

5. Никита Ж.

н

х

с

6. Анна К.

х

7. Мария К.

с

с

х

с

н

ч

8. Александра К.

9. Матвей К.

с

х

н

х

ч

10. Севастьян Л.

ч

н

н

с

11. Алена М.

н

ч

Класс

с

2

н

ч

х

3

4

Показатели степени сформированности

навыков аудирования:

с-слабая,

ч- частичная,

н-нормальная,

х-хорошая

Тренировочные упражнения I. Подготовительные упражнения на распознавание фонетических единиц:

Тренировочные упражнения

I. Подготовительные упражнения на распознавание фонетических единиц:

  • Послушать звуки и определить (дать знак, поднять руку, показать карточку и т.п.) ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ звуки, ГЛУХИЕ и ЗВОНКИЕ согласные; ПОХОЖИЕ на звуки русского языка и ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ от них; ДОЛГИЕ и КОРОТКИЕ гласные;
  • Послушать слова и определить в них гласные звуки, распознать в них согласный звуки, похожие по звучанию дифтонги;
  • Послушать слово и определить количество слогов, определить слог под ударением (со зрительной опорой и без нее), произнести этот слог и это слово.
Тренировочные упражнения II. Подготовительные упражнения на распознавание лексических единиц

Тренировочные упражнения

II. Подготовительные упражнения на распознавание лексических единиц

  • Прослушать словo и показать соответствующую картинку (еда, животные, действия, виды спорта, предметы разного цвета, etc.); Прослушать команды - глаголы и показать, выполнить эти действия; Прослушать предложения и раскрасить предмет в соответствующий цвет;
  • Прослушать (одно) или ряд прилагательных и назвать слово, которое может с ними употребляется; Прослушать фразу или краткое предложение и назвать ситуацию, в которой они могут употребляться;
  • Прослушать набор отдельных слов и построить из них предложение; Прослушать 2-3 короткие фразы и построить из них предложение; Прослушать просьбу и выполнить ее, если есть слово please;
  • Прослушать рассказ и определить, от чьего имени он может звучать; Прослушай названия продуктов и назови блюдо, которое можно из них приготовить.
Тренировочные упражнения III. Подготовительные упражнения на развитие умений вероятностного прогнозирования: 1.Прослушать набор слов и отметить номера тех, которые подходят к названной теме; Прослушать группу слов и назвать их тему; Прослушать начало слова и произнести его полностью, закончить его; 2. Прослушать заголовок рассказа и предположить, о чем пойдет речь. 3. Прослушать фразу и добавить к ней еще одну, связанную по смыслу; 4. Прослушать начало предложения и закончить его, опираясь на значение союзов или союзных слов; 5. Прослушать ключевые слова и спрогнозировать идею, тему, сюжет; По картинкам, фотографиям, схемам, таблицам спрогнозировать возможный сюжет, тему. 6. Построить ассоциограмму (кластер) по теме текста, который предстоит прослушать.

Тренировочные упражнения

III. Подготовительные упражнения на развитие умений вероятностного прогнозирования:

1.Прослушать набор слов и отметить номера тех, которые подходят к названной теме; Прослушать группу слов и назвать их тему; Прослушать начало слова и произнести его полностью, закончить его;

2. Прослушать заголовок рассказа и предположить, о чем пойдет речь.

3. Прослушать фразу и добавить к ней еще одну, связанную по смыслу;

4. Прослушать начало предложения и закончить его, опираясь на значение союзов или союзных слов;

5. Прослушать ключевые слова и спрогнозировать идею, тему, сюжет; По картинкам, фотографиям, схемам, таблицам спрогнозировать возможный сюжет, тему.

6. Построить ассоциограмму (кластер) по теме текста, который предстоит прослушать.

Тренировочные упражнения IV. Упражнения на распознавание грамматических явлений:

Тренировочные упражнения

IV. Упражнения на распознавание грамматических явлений:

  • Прослушать существительные и определить их число. Показать сигнальную карточку или знак. Отметь клетки в соответствии с услышанным звуком.
  • Прослушать предложение и определить его тип (утвердительный, отрицательный, вопросительный), показать сигнальную карточку « + », « - », «?». Прослушать предложения и показать карточку с пропущенным словом.
  • Упражнение такого же типа с глаголами  HAVE  или  HAS. Прослушать глагол (неправильный) и определить его форму.
  • Прослушать слова - указатели времени и назвать соответствующие видовременные формы глагола. Прослушать вопрос и выбрать краткий ответ соответствующей грамматической формы: (со зрительной опорой).
Тренировочные упражнения V. Речевые упражнения, выполняемые в процессе прослушивания

Тренировочные упражнения

V. Речевые упражнения, выполняемые в процессе прослушивания

  • Найти и обозначить путь движения экскурсии (сыщика или другого действующего лица).
  • Заполнить таблицу (график, кластер) необходимой информацией после прослушивания диалога.
  • Отметить на рисунке (схеме, карте) названия мест событий, о которых идет речь.
  • Пронумеровать на рисунке предметы, в порядке упоминания их в тексте.
  • Изобразить услышанную информацию в виде рисунка.
  • Расположите ключевые слова в порядке в порядке их употребления в тексте.
  • Участие в диалоге. Прослушать вопрос диктора и в паузу дать ответ.
Тренировочные упражнения VI. Речевые упражнения, выполняемые после прослушивания текста.

Тренировочные упражнения

VI. Речевые упражнения, выполняемые после прослушивания текста.

  • Прослушать текст и озаглавить его. Упражнения - тесты TRUE - FALSE. Ответить на вопросы.
  • Составить план по прослушанному тексту. Пересказать содержание прослушанного текста (по-русски, по-английски).
  • Беседа по содержанию прослушанного текста. Дискуссия по проблеме, отраженной в тексте. Дать характеристику герою (героям) текста. Дать оценку поступкам героев.
  • Выделить смысловые куски и озаглавить их. Прослушать короткие тексты и установить их соответствия рубрикам. Прослушать предложения и отметить, к кому из главных героев они относятся.
  • Прослушать текст и инсценировать его с опорой на ключевые слова, фразы. Прослушать ряд фраз и отметить те, которые подходят для описания предложенной картины.
Выводы

Выводы

  • Специфика обучения аудированию на начальном этапе заключается: в том, что: в этот период закладывается перцептивная и артикуляторная база видов речевой деятельности, формируются слухо-произносительные и орфографические навыки и речевой слух, инсталлируются звуко-буквенные и буквенно-звуковые связи, а также приобретается нужный запас языкового материала.
  • Успешность аудирования зависит: от самого слушающего, от условий восприятия, от лингвистических особенностей.
  • Аудирование - основа обучения языку в начальной школе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Специфика обучения аудированию на начальном этапе"

Автор: Ирина Николаевна Цуканова

Дата: 04.12.2019

Номер свидетельства: 530235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) ""Специфика обучения аудированию на начальном этапе""
    ["seo_title"] => string(53) "spetsifika_obucheniia_audirovaniiu_na_nachalnom_etape"
    ["file_id"] => string(6) "581159"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1621586326"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства