Просмотр содержимого документа
«Презентация "Специфика обучения аудированию на начальном этапе"»
Специфика обучения аудированию на начальном этапе
Виды речевой деятельности
Продуктивные:
Рецептивные:
Говорение (устная форма речи)
Письмо (письменная форма речи)
Аудирование (устная форма речи)
Чтение (письменная форма речи)
Специфика аудирования как вида речевой деятельности
Аудирование (Listening comprehension) - этот термин был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи на слух.
Специфика аудирования как вида речевой деятельности
Аудирование складывается из умений :
дифференцировать воспринимаемые звуки,
интегрировать их в смысловые комплексы,
удерживать их в памяти во время слушания,
осуществлять вероятное прогнозирование,
и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.
Аудирование осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций :
анализ,
синтез,
дедукция,
индукция,
сравнение,
абстракция,
конкретизация и др.
Специфика обучения аудированию на начальном этапе
Важно при обучении аудированию на начальном этапе – поддержать уже сложившиеся умения и постепенно развивать их.
Специфика обучения аудированию на начальном этапе
Умение слушать – залог успеха в изучении английского языка!
мимика
жесты
Специфика обучения аудированию на начальном этапе
Через слух поступают образцы иноязычной речи, которые, являясь эталонами, закладываются в долговременную память, где и хранятся;
Слухо-рече-моторные образы входят во все виды речевой деятельности и без развития слухового анализатора нельзя научить другим видам деятельности;
У учащихся развивается слуховой контроль, который входит во все виды речевой деятельности, то есть, ребёнок, когда говорит, пишет или читает, контролирует себя через слух;
Развивается слуховая память, без которой невозможна успешная учебная деятельность по овладению иностранным языком.
Специфика обучения аудированию на начальном этапе
прекрасно развита долговременная память;
все, что ребенок учил надолго запоминается;
небольшой словарный запас в родном языке;
небольшое количество сфер общения;
чувство успеха более яркое
Задачи учителя при обучении аудированию
PRE-listening - вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием;
DURING-listening - снять трудности во время аудирования и заострить внимание на каких-то важных моментах, научить слышать именно нужную информацию;
POST-listening - проверить, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, и закрепить знания.
Виды трудностей при обучении аудированию
Фонетические
отсутствие чёткой границы между звуками в слове и между словами в потоке речи
Грамматические
следует обратить внимание на развитие у учащихся навыков адекватного восприятия интонации, пауз и логического ударения
Лексические
необходимо вырабатывать у учащихся способность принимать информацию и при наличии незнакомых языковых явлений
Трудности, связанные с особенностями речи
Обучаясь на родине и не имея достаточных контактов с носителями языка, ученик, как правило, не обладает необходимыми знаниями об окружающем мире применительно к стране изучаемого языка
Пути преодоления трудностей
В основе этих классификаций лежит критерий направленности упражнений на развитие языковых навыков или речевых умений:
языковые и речевые упражнения(И.В. Рахманов),
языковые, предречевые и речевые упражнения(С.Ф. Шатилов),
условно-коммуникативные/условно-речевые и коммуникативные/речевые упражнения(Е.И. Пассов, Л.В. Скалкин и др.)
Речевые упражнения используются, чтобы выработать „умения воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению” :
подготовительные и речевые упражнения (Вайсбурд М.Л., Морозова И.Д.)
С позиции деятельностного подхода И.Л. Бим предлагает применительно ко всем видам речевой деятельности выделять:
1) ориентирующие упражнения (ориентирующие в конкретном виде деятельности, нацеливающие на выполнение определенного действия с учебным материалом);
3) контролирующие упражнения (направленные на осуществление контроля и самоконтроля).
Эффективность аудирования зависит
Размер текста ( измеряемый продолжительностью звучания ):
для начального этапа - составля е т 1 мин . ,
в пятых-шестых классах - 2-3 мин . ,
а у старших — 3-5 мин.
Количество слов или предложений:
начальный этап - тексты, состоящие из 3—6 предложений,
на средней ступени - это количество увеличивается до 10—15,
а к концу обучения в школе — до 20—25.
Требования к речи учителя
нормативность (правильность) речи,
ее узуальность (общеупотребительность) -именно так скажет носитель языка в данной ситуации,
отбор и повторяемость языковых средств,
адекватность возможностям учащихся ее понять,
эмоциональность и артистизм.
Рекомендации
вести урок вселяющим спокойствие, но несколько интригующим голосом;
подбадривать детей, поощрять за успехи, вселять уверенность;
объяснять, что не всегда можно понять все слова - иногда это и не нужно;
дети должны ясно понимать, зачем слушают, что должны услышать;
развивать языковую догадку детей с помощью системы упражнений;
просить детей внимательно смотреть на учителя, в т.ч. на его артикуляцию;
просить детей соблюдать тишину во время аудирования;
заранее приготовить наглядный материал и визуальные опоры.
Образец задания для определения уровня сформированности навыков аудирования (2 класс)
Выделение звука в начале слова(Слушай внимательно и произноси только первый звук – с которого начинается слово)
«Прохлопывание» ритмического рисунка фразы(Постучи карандашом по столу столько раз, сколько ты услышишь слов с ударением)
Соединение звуков в одно слово(Послушай звуки и произнеси это слово целиком)
Распознавание рифмы(Прослушай четыре слова и назови два, которые рифмуются друг с другом ) .
Результаты работы по обучению аудированию
ИФ
Степень сформированности навыка
1. Дарья Б.
с
2. Влад Б.
3. Алексей В.
ч
с
ч
н
4. Полина В.
ч
н
х
5. Никита Ж.
н
х
с
6. Анна К.
х
7. Мария К.
с
с
х
с
н
ч
8. Александра К.
9. Матвей К.
с
х
н
х
ч
10. Севастьян Л.
ч
н
н
с
11. Алена М.
н
ч
Класс
с
2
н
ч
х
3
4
Показатели степени сформированности
навыков аудирования:
с-слабая,
ч- частичная,
н-нормальная,
х-хорошая
Тренировочные упражнения
I. Подготовительные упражнения на распознавание фонетических единиц:
Послушать звуки и определить (дать знак, поднять руку, показать карточку и т.п.) ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ звуки, ГЛУХИЕ и ЗВОНКИЕ согласные; ПОХОЖИЕ на звуки русского языка и ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ от них; ДОЛГИЕ и КОРОТКИЕ гласные;
Послушать слова и определить в них гласные звуки, распознать в них согласный звуки, похожие по звучанию дифтонги;
Послушать слово и определить количество слогов, определить слог под ударением (со зрительной опорой и без нее), произнести этот слог и это слово.
Тренировочные упражнения
II. Подготовительные упражнения на распознавание лексических единиц
Прослушать словo и показать соответствующую картинку (еда, животные, действия, виды спорта, предметы разного цвета, etc.); Прослушать команды - глаголы и показать, выполнить эти действия; Прослушать предложения и раскрасить предмет в соответствующий цвет;
Прослушать (одно) или ряд прилагательных и назвать слово, которое может с ними употребляется; Прослушать фразу или краткое предложение и назвать ситуацию, в которой они могут употребляться;
Прослушать набор отдельных слов и построить из них предложение; Прослушать 2-3 короткие фразы и построить из них предложение; Прослушать просьбу и выполнить ее, если есть слово please;
Прослушать рассказ и определить, от чьего имени он может звучать; Прослушай названия продуктов и назови блюдо, которое можно из них приготовить.
Тренировочные упражнения
III. Подготовительные упражнения на развитие умений вероятностного прогнозирования:
1.Прослушать набор слов и отметить номера тех, которые подходят к названной теме; Прослушать группу слов и назвать их тему; Прослушать начало слова и произнести его полностью, закончить его;
2. Прослушать заголовок рассказа и предположить, о чем пойдет речь.
3. Прослушать фразу и добавить к ней еще одну, связанную по смыслу;
4. Прослушать начало предложения и закончить его, опираясь на значение союзов или союзных слов;
5. Прослушать ключевые слова и спрогнозировать идею, тему, сюжет; По картинкам, фотографиям, схемам, таблицам спрогнозировать возможный сюжет, тему.
6. Построить ассоциограмму (кластер) по теме текста, который предстоит прослушать.
Тренировочные упражнения
IV. Упражнения на распознавание грамматических явлений:
Прослушать существительные и определить их число. Показать сигнальную карточку или знак. Отметь клетки в соответствии с услышанным звуком.
Прослушать предложение и определить его тип (утвердительный, отрицательный, вопросительный), показать сигнальную карточку « + », « - », «?». Прослушать предложения и показать карточку с пропущенным словом.
Упражнение такого же типа с глаголами HAVE или HAS. Прослушать глагол (неправильный) и определить его форму.
Прослушать слова - указатели времени и назвать соответствующие видовременные формы глагола. Прослушать вопрос и выбрать краткий ответ соответствующей грамматической формы: (со зрительной опорой).
Тренировочные упражнения
V. Речевые упражнения, выполняемые в процессе прослушивания
Найти и обозначить путь движения экскурсии (сыщика или другого действующего лица).
Заполнить таблицу (график, кластер) необходимой информацией после прослушивания диалога.
Отметить на рисунке (схеме, карте) названия мест событий, о которых идет речь.
Пронумеровать на рисунке предметы, в порядке упоминания их в тексте.
Изобразить услышанную информацию в виде рисунка.
Расположите ключевые слова в порядке в порядке их употребления в тексте.
Участие в диалоге. Прослушать вопрос диктора и в паузу дать ответ.
Тренировочные упражнения
VI. Речевые упражнения, выполняемые после прослушивания текста.
Прослушать текст и озаглавить его. Упражнения - тесты TRUE - FALSE. Ответить на вопросы.
Составить план по прослушанному тексту. Пересказать содержание прослушанного текста (по-русски, по-английски).
Беседа по содержанию прослушанного текста. Дискуссия по проблеме, отраженной в тексте. Дать характеристику герою (героям) текста. Дать оценку поступкам героев.
Выделить смысловые куски и озаглавить их. Прослушать короткие тексты и установить их соответствия рубрикам. Прослушать предложения и отметить, к кому из главных героев они относятся.
Прослушать текст и инсценировать его с опорой на ключевые слова, фразы. Прослушать ряд фраз и отметить те, которые подходят для описания предложенной картины.
Выводы
Специфика обучения аудированию на начальном этапе заключается: в том, что: в этот период закладывается перцептивная и артикуляторная база видов речевой деятельности, формируются слухо-произносительные и орфографические навыки и речевой слух, инсталлируются звуко-буквенные и буквенно-звуковые связи, а также приобретается нужный запас языкового материала.
Успешность аудирования зависит: от самого слушающего, от условий восприятия, от лингвистических особенностей.
Аудирование - основа обучения языку в начальной школе.