Система оценки качества знаний по иностранному языку
Система оценки качества знаний по иностранному языку
В данной презентации освещается вопрос о системе оценки знаний учащихся. В настоящее время возникла необходимость совершенствования системы оценивания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система оценки качества знаний по иностранному языку»
Тема выступления на РМО учителей ИЯ: «Система многокритериальной оценки качества знаний по иностранному языку»
Выполнила:
Классен Л И
Учитель английского языка МБОУ
«КСОШ №1»
Красногвардейского района, Оренбургской области.
с.Плешаново 2015г .
«Дети завтра должны будут решать те проблемы,
которых сегодня ещё нет!»
Д. Штемле.
До недавнего времени система образования была направлена на решение предметных задач, а в жизни все проблемы межпредметны. Возникла необходимость совершенствования системы оценивания.
Современные тенденции в сфере педагогических измерений и оценки образовательных достижений предполагают переход
- от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;
- от оценки знаний и умений к оценке их применения и использования;
- от одномерного к многомерному измерению в социально и личностно значимом контексте .
Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и планируемых результатов освоения программ по иностранному языку.
Она выполняет функции одного из основных
компонентов программы и ее регулятора.
Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.
Критериальная оценка полностью соответствует этим требованиям, так как она способствует:
формированию метапредметных навыков;
развитию способностей самоанализа, самооценки, саморегуляции у учащихся;
повышению мотивации учащихся в учебной деятельности;
- формированию отношений сотрудничества учащихся и учителей в образовательном процессе.
Она содействует процессу социализации
учащихся, так как выстраивается таким образом, чтобы
учащиеся включились в контрольно-оценочную
деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке,
помогает определить точки и направления
дальнейшего совершенствования , заложить основы
для саморазвития, способности самообразования, создаёт
условия для творческой самореализации.
Критериальная оценка формирует такие важные для
социализации умения как:
- умение воспринимать и отбирать необходимую информацию из разных источников;
- умение сотрудничать с участниками образовательного процесса;
- умение общаться на иностранном языке;
- умение определять критерии для оценки достигнутых результатов;
- умение представлять результаты своей образовательной деятельности;
- умение делового общения (устного и письменного) в разных жизненных ситуациях.
Связанная с традиционной системой обучения, пятибалльная система оценки отражает, главным образом, количество усвоенной учеником информации (5 – усвоено все, 4 – почти все, 3 – усвоено не все, 2 – знаний нет). Поэтому, какие бы цели мы ни ставили, каким бы содержанием ни стремились наполнить процесс образования, какие бы методы при этом ни использовали, оценивая результаты учебной деятельности по пятибалльной шкале, мы неизбежно возвращаемся к репродуктивному подходу в обучении. Оценка должна быть адекватна составляющим образовательного процесса.
Многокритериальная оценка учебной деятельности учащихся включает комплекс критериев, связанных с процессом и результатом учебного труда школьника и отражает степень освоения им специальных и обще учебных знаний, умений и навыков и его познавательную активность.
В качестве основных критериев оценки учебной деятельности определены:
1. Уровень мыслительной деятельности ученика.
2. Степень усвоения предметных знаний.
Первая составляющая оценки - характеристика степени продуктивности мыслительной деятельности. Оценка имеет буквенное выражение – по названиям соответствующих уровней.
У - ученический уровень. Он характеризуется осмысленным узнаванием изученного материала, знанием правил, лексики и т.д.
А - уровень алгоритмический , предполагает выполнение заданий по алгоритму, воспроизведение усвоенной информации, самостоятельное решение стандартных задач.
Ученический и алгоритмический уровни - репродуктивные .
Уровни, характеризующие продуктивное мышление :
П– преобразующий уровень, фиксирует начало интеллектуального творчества, которое начинается тогда, когда обнаруживается способность “достать из памяти тот или иной алгоритм рассуждения” (П. Я. Гальперин).
Э- эвристический уровень, предусматривает оригинальность и самостоятельность суждений и выводов, владение комплексом мыслительных операций.
Т- творческий уровень, подразумевает владение приёмами поисковой и творческой деятельности, гибкость мышления, способность самостоятельно ставить проблемы, выдвигать гипотезы, вести исследование, делать выводы.
Вторая составляющая оценки:
- учебно-управленческие умения и навыки , обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися;
- учебно-логические , обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач;
- учебно-коммуникативные умения и навыки , обеспечивающие сотрудничество, взаимопонимание, общение и организацию совместной деятельности;
- учебно-информационные , обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Например, к сочинению по иностранному языку могут быть предъявлены такие требования:
1.Логика .(Последовательность суждений, содержания частей сочинения пунктам плана, оптимальность объема частей сочинения)
2.Аргументация.
3.Наличие вывода-обобщения.
4. Речевая культура.
5.Грамотность.
В результатемногокритериальная оценка имеет такой вид: сочетание буквы и цифры: буква , обозначает уровень мыслительной деятельности (У,А,П,Э,Т ) цифра – количество освоенных учеником учебных умений, количество выполненных требований (от 1 до 5 ), предъявленных к данной работе. Например, оценка П4 означает, что работа выполнена на преобразующем уровне мыслительной деятельности и учеником освоены четыре из пяти предложенных для контроля предметных и обще учебных умений; оценка А5 означает, что работа выполнена только на алгоритмическом уровне, но в ней продемонстрированы все необходимые умения и навыки.
Ученик может выполнить данную работу на любом из уровней мыслительной деятельности (от алгоритмического до творческого) и набрать соответствующие баллы (от 1 до 5 ).
Особую роль играет оценка У (в шкале уровней мыслительной деятельности - ученический уровень). Оценка У (без цифровой составляющей) отражает отношение ученика к познавательной деятельности и служит для того, чтобы отметить его активность, инициативу при освоении учебного материала на стадии изучения темы, в ходе групповой и коллективной работы.
В системе многокритериальной оценки нет отрицательных отметок .
Отрицательный результат обозначается знаком “!” ,
после чего выясняются причины возникших
затруднений, идет работа над ликвидацией пробелов
в знаниях, решаются возникшие проблемы, затем
выполняется аналогичная работа до положительного
результата.
В условия, когда пятибалльная система оценивания является официальной, многокритериальная оценка в конце каждой четверти и в конце учебного года переводится в традиционную следующим образом:
П5 Э4 Э5 Т4 Т5 – соответствуют «5»
А5 П3 П4 Э3 Т3 – «4»
А2 А3 А4 П1 П2 – «3 »
Достоинства многокритериальной оценки учебной деятельности:
Оценка фиксирует не количество ошибок в работе, а качество её содержания, происходит смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет на то, что он знает и умеет .
Критерии оценки однозначны, определенны, следствие этого - отсутствие разногласий между учеником и учителем в процессе оценочной деятельности.
Оценка позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка и предъявлять требования, актуальные для него на данном этапе учения.
Оценка даёт возможность получить информацию не только об уровне достижений ученика, но и о существующих проблемах.
Оценка позволяет сравнивать сегодняшние успехи ученика с прежними его достижениями.
Многокритериальная оценка учебной деятельности дает возможность перевода внешней оценки (педагогической) во внутреннюю самооценку ученика.
Новая система оценки требует от учителя аналитического подхода к содержанию своей деятельности, освоения новых форм и методов организации учебного процесса.
В данной системе оценочной деятельности реализуется заложенный в новом образовательном стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. Она не только реализует принцип обратной связи во взаимодействии с учеником при оценке результатов, но и организует такое взаимодействие (общение, диалог) с учеником, в ходе которого результаты воспринимаются учеником как достижения и успехи, т. е. позитивно, личностно и эмоционально .
Принципы построения системы оценивания.
1 . Оценивание является постоянным процессом.
2. Оценивание может быть только критериальным.
3 . Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4 .Оценивать можно только то, чему учат.
5 . Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
6 . Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность , приобретая навыки и привычку к самооценке.
Использованная литература
1.Актуальные вопросы формирования интереса в обучении./Под
редакцией Г.И.Щукиной и др.- М.: Просвещение, 1984.
2.Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. М., 1999.
3.Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка