МОБУ «Мархинская средняя общеобразовательная школа № 1»
городского округа «город Якутск»
Роль межкультурной коммуникации
в формировании личности школьника
Автор: Загоруйко Марина Анатольевна,
учитель английского языка
Якутск, 2014 г.
Введение
Особая роль в приобщении обучающихся к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира принадлежит иностранному языку, с помощью которого осуществляется непосредственный и опосредованный диалог культур – иностранной и родной, - ставший одним из основных положений современной концепции образования.
Эта задача непосредственно связана с проблемой взаимопонимания, толерантности и духовной связи людей, одним из путей решения которой может быть гуманизация образования, то есть приобщение учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.
Как уже говорилось, обучающийся как субъект одной культуры вступает в диалог с другой, сравнивая её с собственной. При этом наблюдается тенденция имплицитное сопоставление культур делать эксплицитным. Отсюда следует, что представление о чужой культуре всегда с вязано с собственной. Однако при этом суть заключается не только в том, чтобы увидеть свою культуру сквозь призму иных образов, форм мышления и стратегию общения, но и выработать определённый взгляд, который может понять собственную культуру.
Исходя из вышеизложенного, мы выбрали тему исследования: «Роль межкультурной коммуникации в формировании личности школьника».
Объектом исследования является процесс формирования личности школьника в контексте межкультурной коммуникации.
Предметом исследования является пути и условия формирования личности школьника в контексте межкультурной коммуникации.
Цель исследования: провести культуроведческий сравнительно-сопоставительный анализ сказок трех народов, выявить национальное, интернациональное и общечеловеческое в данных аутентичных материалах.
В соответствии с поставленной целью была сформулирована следующая гипотеза исследования: формирование личности школьника в контексте межкультурной коммуникации средствами народных сказок будет эффективней, если при работе будут учитываться:
- реалии национальной культуры, в русле которых созданы данные аутентичные материалы;
- народные идеи воспитания;
- соответствие содержания, объема материала, степени их сложности возрасту, интересам и потребностям, языковому уровню учащихся;
- целесообразность введения культуроведческого сравнительно-сопоставительного анализа в интеграции смежных предметов, способствующих сближению культур;
Для подтверждения выдвинутой гипотезы потребовалось решение следующей задачи:
1) провести культуроведческий сравнительно-сопоставительный анализ сказок трех народов, выявить национальное и общечеловеческое в данных аутентичных материалах;
2) использовать разнообразные методы и приемы анализа народных сказок.