Просмотр содержимого документа
«Обучение монологической речи в средней школе»
Обучение монологической речи
в средней школе
Учитель иностранного языка
БОУ «Нюксенская СОШ»
Пудова Светлана Васильевна
Монологическая речь - это связное высказывание одного лица, обращенное к другому/другим или самому себе .
Отличительные чертыМР – это последовательность, содержательность, логичность и законченность.
По формеМР должна быть развернутой и направленной на то, чтобы слушающие поняли, о чем говорится.
Речь в монологической форме в рамках программы средней школы сводится к распространенному ответу на вопрос, сообщению на определенную тему, описанию кадров фильма, рассказа по картине или по серии картин.
МР может быть не только устной , но и письменной . Будучи устной, она характеризуется спонтанностью, однократностью, наличием паралингвистических средств и обратной связью. Все это отсутствует в письменной речи. Важно заметить, что МР является более организованной речью, чем диалогическая.
Функции монологической речи:
- Информативная
-Воздейственная
- Оценочная
Типы монологической речи:
- Контекстная
- Ситуативная
Виды монологических высказываний:
- Сообщение - Повествование
- Описание - Доклад
- Объяснение - Пересказ
Содержание обучения монологической речи на иностранном языке в средней школе
Задачи:
Высказываться в конкретных условиях
Выражать законченную мысль
Высказываться логично и связно
Высказываться с достаточной скоростью
Для овладения МР необходимо развить у школьников следующие умения :
- Исходя из целей коммуникации, соединять друг с другом изученные типовые предложения, образуя сообщение.
- Понять и запомнить образец высказывания в процессе аудирования.
- Строить краткое сообщение по образцу и производить трансформации (расширение, сужение, замены и др.).
- Строить сообщения повествовательного и описательного характера (с опорой на картинки, фильмы, диафильмы или без опоры) по знакомой теме.
- Строить сообщения с элементами сужения (оценка события, характеристика действующих лиц, свое отношение к услышанному или прочитанному) с опорой на план или без опоры.
В области МР учащиеся должны уметь следующее:
на начальном этапе обучения
- описать картину, собственный рисунок;
- сделать краткое сообщение о себе, друге, доме, семье, о своем городе, о своих занятиях.
на среднем этапе обучения
– делать краткие сообщения (о своей школе и досугах, об увлечениях и о проведенных каникулах, о достопримечательностях и т.п.);
кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст;
выражать свое отношение к прочитанному: понравилось – не понравилось, что уже было известно – что ново;
описывать (характеризовать друзей, членов семьи, персонажей литературных произведений на основе усвоенной логико-семантической схемы: кто, каков, что делает, как, где, зачем).
на старшей ступени обучения
- делать краткое сообщение в русле основных тем и сфер общения: семейно-бытовой, учебно-трудовой, о спорте, о распорядке дня и т.п.;
выражать свое отношение к прочитанному, используя определенные речевые клише;
строить рассуждение по схеме: тезис + аргумент + резюме, т.е. что-то характеризовать, обосновывать.
Эти умения формируются путем применения условно-речевых упражнений, целью которых является обучить связности и логичности высказывания. Эти упражнения различаются по опорам:
Упражнения с опорой на вопросы или на данный языковой материал.
Упражнения для развития МР, построенные на так называемой логико-психологической теме.
Упражнения с опорой на ситуацию (рассказ по плану или без).