Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка»
Формирование
и развитие
читательской грамотности на уроках
английского языка.
“Reading furnishes the mind only with materials of knowledge; it is thinking that makes what we read ours” .
John Locke
«Чтение снабжает разум только материалами знаний ; именно мышление создает то ,что мы читаем ».
Джон Локк
Введение:
1.Теоретическая часть:
Метапредметные умения;
Виды текста (сплошные/несплошные );
Критерии при отборе текста;
Этапы работы с текстом .
2 . Практическая часть :
Методы и приемы .
Читательская грамотность— это системообразующий компонент функциональной грамотности.
В соответствии с обновленными ФГОС формирование читательской грамотности обучающихся предполагает развитие следующих умений: ● найти и извлечь информацию; ● интегрировать и интерпретировать текст; ● осмыслить и оценить информацию и форму текста; ● использовать информацию из текста.
Одним из направлений образования с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является использование метапредметного подхода.
Метапредметные результаты включаюттри группы УУД: 1) Регулятивные 2) Познавательные 3) Коммуникативные
Регулятивные УУД
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий
Я МОГУ!
Коммуникативные УУД
сотрудничество
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
коммуникация
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение речевых высказываний (письменных и устных), владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
МЫ ВМЕСТЕ!
Познавательные УУД
Постановка и решение проблем
Общеучебные – поиск информации, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задачи, осознание и производство речевого высказывания. Построение модели – преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую, преобразование модели с целью выделения общих законов.
Логические универсальные действия : анализ, синтез, причинно-следственные связи, подведение под понятие
Я МЫСЛЮ!
чтение как метапредметный результат освоения образовательной программы
Все тексты, с которыми нам приходится встречаться в жизни, можно разделить на два вида:
1. сплошные (линейные)
2. несплошные (нелинейны е).
Сплошной текст
это текст, состоящий из предложений, соединённых в абзацы и не включающий визуальных изображений: иллюстрации, таблицы, графики и схемы.
это текст, в котором информация может быть представлена как вербально, так и невербально.
В качестве невербального элемента могут быть разные знаково-символические средства.
Несплошные тексты- это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, с которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной жизни.
Графики/Диаграммы;
Схемы/ Таблицы;
Географические карты/Карты местности;
План помещения;
Входные билеты;
Расписание движения транспорта;
Информационные листы (каталоги, прейскуранты);
Объявления (приглашения, рекламы);
Комиксы
При отборе текстов необходимо руководствоваться следующими критериями: 1.Текст должен быть ученику интересен; 2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию, но, при этом, актуальную для ученика; 3.Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика; 4. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста: «вычитываться» или быть представлены в сносках; 5. Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся); 6. Шрифт должен помогать ученику легко читать текст. Цветной шрифт, подчёркивания, разный размер при важности части текста; 7.Текст должен развивать кругозор;
8.Текст может быть взят из «реальной жизни»; 9.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами; 10. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста; 11. Текст должен быть структурирован. Заголовок, абзацы, прямая речь и т.д; 12.При необходимости нужно адаптировать текст; 14.В тексте не должно быть ошибок; 15. Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат детей: удивляться, решать задачу эмоционального развития;
Этапы работы с текстом.
1 До чтения текста. Предтекстовый. ( Pre-reading) 2 Во время чтения текста. Текстовый. (While-reading) 3 После чтения текста. Посттекстовый. (Post-reading)
1 До чтения текста. Предтекстовый. ( Pre-reading)
2 Во время чтения текста. Текстовый. (While-reading)
3 После чтения текста. Посттекстовый. (Post-reading)
Предтекстовый (Pre-reading ).
« Ориентиры предвосхищения содержания» (верно - не верно, согласен - не согласен, до - после)
«Мозговой штурм». (Ассоциации по поводу заявленной темы)
«Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста)
«Предваряющие вопросы». (Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте)
«Рассечение вопроса». (Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия)
«Прогноз и впечатления». ( Попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации)
Текстовый( While-reading).
«Чтение с пометками. Приём Insert»
«Чтение с вопросами»
«Чтение с остановками»
«Тайм-аут!» (паузы для сохранения информации).
«Преобразование текста в таблицу»
«Компрессия текста» (план в вопросах, с ключевыми словами)
«Кластер»
Послекстовый( Post-reading).
«Отношение между вопросом и ответом»
«Ромашка Блума» (шесть лепестков - шесть типов вопросов)
«Взаимовопросы»
«Синквейн
«Сводные таблицы»
«Верно, неверно, нет информации»
«Проверочный лист»
«Редукция текста»
Let’s practice !
Практическая часть :
Методы и приёмы .
18
Сплошной текст .
WORD CLOUD
Look at the picture .What can you see ? Let’s say all the words.
How are they related to our text ?
САЙТ : WORDART
Read the text to find out .
Use the words to complete the sentences.
Compare your answers.
Put the sentences in the right order .
.
Несплошной текст.
Look at the picture, please! And say what it is:A) a postcard B) a birthday party invitation C) an adverb D) a letter Why do you think so?
What associations do you have with the word « Birthday Party ».
Let's play a game of Dominoes and remember more words on the topic of Birthday Party.
Writing: Fill in the gaps in the postcard with the words on the cards on the theme of a Birthday party.
Stefan
Stefan
Saturday March 26th
Stefan
Saturday March 26th
3-6 pm
Stefan
Saturday March 26th
3-6 pm
50 High Street, New Town
Stefan
Saturday March 26th
3-6 pm
50 High Street, New Town
Isabella
Stefan
3-6 pm
Saturday March 26th
50 High Street, New Town
Isabella
isa@mail,web 976432
Stefan
3-6 pm
Saturday March 26th
50 High Street, New Town
Isabella
isa@mail,web 976432
Write about your birthday using the information from the postcard as a sample.
My name is ____ . On ______, I’ll be 12 years old. My birthday is the most wonderful day in my life. I always look forward to it. I spend it with my friends. I know, that my best friend _____ will be the first to ____ me by email. I’ll _____ him to my holiday. I’m going to have a ______ in the afternoon, from __ to __ p.m. My friends and I live in _____. My ______ is known to all my friends. I believe, it will be an unforgettable day!