kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление полезна учителям английского языка, педагогам дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление полезна учителям английского языка, педагогам дополнительного образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление полезна учителям английского языка, педагогам дополнительного образования»

Формирование коммуникативной компетентности личности посредством создания поликультурной среды в общеобразовательных организациях.

В последние годы в образовательной политике России наметились существенные положительные изменения, и начало XXI века отмечено в нашей стране бурным развитием культурологических связей и огромным интересом к изучению социокультурного языкового контекста. Так, в Государственном стандарте общего образования отмечено, что суть происходящих изменений — обеспечение наибольшей личностной направленности образования, его дифференциации и индивидуализации. В центре внимания оказывается деятельность человека, обеспечивающая ему ориентацию в социокультурной среде, ее практическое освоение, познание и понимание процессов, происходящих во внешнем и внутреннем для него мире. На современном этапе модернизации образования происходит переосмысление концептуальных подходов к образовательному процессу. Поэтому уместно использовать на новом этапе развития педагогической науки понятие о поликультурной основе содержания образования. Появление новых задач, связанных с разработкой программ по поликультурному образованию детей, молодежи, взрослого населения, свидетельствует об открытости российского образования к миру, обществу и отдельной личности.

На социально-педагогическом уровне актуальность создания поликультурной среды заключается в том, что на современном этапе развития общества роль иностранного языка в образовании не исчерпывается тем, что он расценивается как одна из приоритетных дисциплин, о чем свидетельствуют увеличение времени, отведенного новым Госстандартом на его изучение и результаты социологических опросов. Иностранный язык объективно является общественной ценностью, социальным заказом общества. Он способствует расширению не только филологического, но и общего кругозора учащихся.

При изучении иностранного языка учащиеся овладевают новыми средствами общения для непосредственного доступа к ценностям мировой культуры, в особенности к культурным ценностям страны изучаемого языка: ее истории, географии, науке, литературе, искусству. Таким образом, поликультурная направленность образования по иностранному языку реализуется через включение разнообразных фактов иноязычной культуры в учебный процесс.

Поликультурное образование школьников приобретает особую значимость, так как дети начали изучать иностранный язык уже во втором классе как обязательный предмет во всех общеобразовательных школах и вопрос поликультурной направленности образования стал предметом пристального изучения. В исследовании В.А. Ершова изучается проблема поликультурного образования учащихся средней школы. Ф.Н. Зиатдинова на материале национальных школ освещает работу по поликультурному образованию младших школьников. В диссертации C.B. Рыковой рассматривается воспитательный потенциал поликультурного образования и его реализация в современной школе. П.В. Сысоев посвятил свое исследование рассмотрению специфики языкового поликультурного образования, задачам, принципам, а также его практическому воплощению в учебных программах средней школы.. Ряд авторов занимается исследованием взаимосвязи между языком и культурой (Е.М. Верещагин, В.В. Воробьев, В.Г. Костомаров, Е.М. Ряховская, Э. Сепир, Н.И. Толстой); отдельные исследования посвящены вопросу диалога культур (B.C. Библер, М.С. Каган, С.Г. Тер-Минасова, В.В. Сафонова); другие разрабатывают вопросы тематического наполнения поликультурного компонента содержания обучения иностранным языкам (H.H. Ажмякова, Н.В. Кагуй, Ю.Ю. Шавернева, И.В. Шатохина, Л.И. Шварко). Исследования упомянутых авторов помогли нам глубже вникнуть в вопросы поликультурного образования. Мы смело можем утвердить, что изучение иностранного языка в общеобразовательной школе создает возможности для поликультурного образования, если  разработана модель поликультурного образования школьников в процессе изучения иностранного языка;• реализуются авторские программы, способствующие поликультурному образованию учащихся; определены критерии и показатели эффективности поликультурного образования младших школьников в процессе изучения иностранного языка.

В настоящее время в нашей школе спроектирована модель поликультурного образования школьников, включающая в себя: целевой (поликультурное образование школьников), содержательный (языковые знания; знания национальной культуры; межкультурные знания); организационно-процессуальный (принципы, методы, формы, средства); аналитико-оценочный (критерии, уровни), компоненты и комплекс педагогических условий, открывающая новые перспективы в развитии личности, способной участвовать в диалоге культур;

Для выявления успешности развития коммуникативной компетентности учащихся в общеобразовательной школе, мы определили следующие критерии: наличие знаний о культуре страны изучаемого языка; стремление к овладению иностранным языком как способу освоения иноязычной культурой; толерантность к представителям других культур, как показатели и уровни эффективности поликультурного образования школьников в процессе изучения иностранного языка.

В нашей школе созданы все педагогические условия, обеспечивающие эффективность поликультурного образования школьников в процессе изучения иностранного языка: 1)организация учебного процесса на основе комплексного использования различных компонентов иноязычной культуры; 2)оптимизация языкового материала с точки зрения информативности, компактности и аутентичности; 3) включение в содержание образовательного процесса фактов культуры, посредством программ внеурочных занятий и факультативов

Формирование коммуникативной компетенции личности успешнее реализуется посредством создания поликультурной среды в общеобразовательной школе, если построит его на основе взаимодействия средств народной педагогики (сказки, народные игры, музыкальный фольклор) и культуроведческого материала; разработаны лексико-грамматические упражнения, а также методика проведения различных мероприятий для учащихся школы; регулярно определить уровень сформированности знаний о культуре страны изучаемого языка и проводить дальнейшую работу, анализируя их результаты. Для развития коммуникативной компетенции личности мы проводим различные конкурсы, научно-практические конференции, дебаты, опубликуем сочинения, рассказы, письма учащихся на сайте.

Поликультурное образование школьников в процессе изучения иностранного языка рассматривается как одно из условий введения детей в мир духовной культуры страны изучаемого языка, общечеловеческих ценностей, сложившихся в процессе исторического развития.

Развитие коммуникативной компетенции личности успешнее реализуется в программе для создания поликультурной среде , состоящая из целевого, содержательного, организационно-процессуального и аналитико-оценочного компонентов, включающих в себя: цель (поликультурное образование младших школьников), задачи (формирование знаний о культуре стран изучаемого языка; развитие стремления к изучению иностранного языка; воспитание толерантного отношения к представителям иноязычной культуры), содержание предмета и его культурный потенциал (языковые знания, знания национальной культуры, межкультурные знания), принципы, на которых базируется процесс поликультурного образования (принцип дидактической культуросообразности; принцип доминирования мультимедиа технологий при изучении культуроведческого / страноведческого материала, принцип аутентичности, принцип поликультурности), комплекс методов (практические, наглядные, методы стимулирования и контроля), форм (индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа; ролевые игры; инсценировка, драматизация) и средств учебной деятельности (аудио- и видеоматериалы с аутентичными записями; средства народной педагогики (сказки, игры, песни, поговорки, пословицы), мультимедийные программы), педагогические условия (организация учебного процесса на основе комплексного использования различных компонентов иноязычной культуры; оптимизация языкового материала с точки зрения информативности, компактности и аутентичности; включение в содержание образовательного процесса фактов культуры и результат (наличие культурологических знаний о культуре страны изучаемого языка; стремление к изучению иностранного языка; толерантное отношение к представителям иноязычной культуры).

Применение аутентичных текстовых, аудио- видеоматериалов, мультимедийных пособий, отражающих специфику языка, культуры, истории и географии страны изучаемого языка, содействовало развитию кругозора учащихся, углублению культуроведческих и нравственных представлений. При помощи различных форм обучения у учащихся расширялись знания о культуре народа страны изучаемого языка, также велся сопоставительный анализ с родной культурой. Использование в процессе обучения наследия устного народного творчества (сказок, пословиц, рифмовок и так далее) оптимизировало языковой материал, способствовало формированию эстетического вкуса.

В настоящее время предметом пристального рассмотрения становится взаимосвязь образования и культуры, так как образование является важной составной частью культуры и вместе с тем выполняет функцию передачи культуры от поколения к поколению.

Составной и необходимой частью поликультурного образования выступает проблема осознания необходимости овладения иностранным языком. Использование иностранного языка как способа постижения иной культуры является действенным средством для становления поликультурного образования, которое в нашем исследовании рассматривается с позиций начального иноязычного образования. Поликультурное образование младших школьников трактуется нами как целенаправленная деятельность, направленная на: 1) освоение образцов и ценностей мировой культуры; 2) формирование стремления к межкультурному общению, при осознании четкой принадлежности своему народу, культуре; 3) развитие толерантности, дружелюбия по отношению к другим странам, народам, культурам.

Использование диагностического комплекса методик позволило определить результативность проделанной работы по каждому критерию и установить положительные сдвиги по всем диагностическим показателям. Количественная и качественная интерпретация, а также математико-статистическая обработка полученных данных подтвердили эффективность работы, выстроенной в соответствии с разработанной моделью.

Таким образом, в заключении приводим следующие выводы:

1. Изучение и теоретический анализ проблемы поликультурного образования в философской, историко-педагогической, психологической, культурологической и лингвистической литературе, изучение опыта работы по теме, организация и проведение опытно-экспериментальной работы показали, что становление поликультурного образования у школьников является сложным динамичным процессом. Его условием является изучение иностранного языка в контексте диалога культур, так как данная учебная дисциплина имеет неограниченный образовательный и воспитательный потенциал, если иностранный язык используется как средство для освоения общечеловеческих ценностей, культурно-исторического и социального опыта страны изучаемого языка, приобщения школьников к духовной культуре других народов, познания действительности путем иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности.

2. Использование разработанной модели поликультурного образования школьников, состоящей из: целевого (поликультурное образование школьников); содержательного (языковые знания; знания национальной культуры; межкультурные знания); организационно-процессуального (принципы, методы, формы, средства); аналитико-оценочного (критерии, уровни) компонентов и комплекса педагогических условий, способствует поликультурному образованию учащихся, которое характеризуется наличием культурологических знаний о культуре стран изучаемого языка; стремлением к изучению иностранного языка; толерантным отношения к представителям иноязычной культуры.

3. Эффективность формирования коммуникативной компетентности личности посредством поликультурного образования достигается путем создания необходимых педагогических условий: организации учебного процесса на основе комплексного использования различных компонентов иноязычной культуры; оптимизации языкового материала с точки зрения информативности, компактности, аутентичности; включения в содержание образовательного процесса фактов культуры.

4. Успешное решение поставленных задач для формирования коммуникативной компетентности личности осуществлено посредством создания поликультурной среды в общеобразовательной школе, интегрирующей в себе разные аспекты иноязычной культуры и ориентированной на развитие познавательных, нравственных качеств личности, творческой активности.



Список литературы.

1. Абаева, Ф.Б. Развитие навыков межкультурной коммуникации в процессе преподавания делового английского языка: автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.01/ Ф.Б. Абаева. Владикавказ, 2000. - 22с.

2. Ажмякова, H.H. Межкультурное воспитание младших школьников в учебном процессе (на примере обучения иностранному языку): дис. . канд. пед. наук.13.00.01/ H.H. Ажмякова. Ижевск, 2003. - 237с.

3. Алексашенкова, И.В. Билингвальная образовательная программа (куррикулум) как средство поликультурного образования студентов: автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.01/ И.В. Алексашенкова. — Великий Новгород, 2000.- 18с.

4. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Ур-бина. 7-е изд. / А. Анастази. СПб.: Питер, 2006. - 688с.

5. Аникин, В.П. Русское народное поэтическое творчество: Пособие для студентов нац. отделений пед. институтов по спец. «Рус. яз. и лит. в нац. школе» и «Рус. яз и лит. с доп. спец. «Педагогика» / В.П. Аникин, Ю.Г. Круг-лов. М.: Просвещение, 1983 .-416с.

6. Архирееева, Т.В. Становление критического отношения к себе у детей младшего школьного возраста / Т.В. Архиреева // Вопросы психологии. -2005. №3 (май, июнь). - С. 29-37.

7. Бакланов, П.А. Приобщение студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка: дис. . канд. пед. наук. 13.00.08 / П.А. Бакланов. Ульяновск, 2006. — 249с.

8. Барышников, Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе / Н.В. Барышников // Иностранные языки в школе. -2002. №2. - С.29-33.

9. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. редактор A.M. Прохоров. 3-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1971. Т.5. - 640с.

10. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов. / Н.В. Бордов-ская, A.A. Реан. СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 304с.

11. Борисенков, В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования./ В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. М.: Ростов-н/Дону, 2004. - 576с.

12. Бубякина, H.E. Организационно-педагогические условия развития межкультурного образования в условиях общеобразовательной школы: авто-реф. дис. . канд. пед. наук. 13.00.01/Н.Е. Бубякина. Якутск, 2007. -24с.

13. Булынин, A.M. Развитие культуры межнациональных отношений педагогов (ценностный аспект). / A.M. Булынин, Е.М. Громова. Ульяновск, УлГПУ, 2006. - 286с.

14. Булынин, A.M. Теория и практика развития культуры межнациональных отношений школьников. / A.M. Булынин, Е.М. Громова. Ульяновск, УлГТУ, 2004. - 179с.

15. Вартанов, A.B. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур. / A.B. Вартанов // Иностранные языки в школе. 2003. - №2. - С.21-25.

16. Ватэ, Е. Театрализация деятельности в обучении иностранному языку детей от 6 до 14. / Е. Ватэ // Раннее языковое образование. Состояние и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ижевск, 2001. - С.42-51.

17. Веденина, JI.Г. Межкультурное обучение как полилог языков и культур. / Л.Г. Веденина // Межкультурная коммуникация: тезисы докладов. -Иркутск, 1993.-С.45.

18. Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. М.: Русский язык, 1990. - 246с.

19. Верещагина, И.Н. Английский язык: Учебник для II кл. шк. с уг-лубл. изуч. англ. яз. 2-е изд. / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. - М.: Просвещение, 1994. -239с.

20. Верещагина, И.Н. Английский язык: Учебник для III кл. шк. с уг-лубл. изучением англ. яз., лицеев, гимназий: 2-й год обучения 10-е изд. / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. -М.: Просвещение, 2002. - 352с.

21. Верещагина, И.Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для II класса школ с углубленным изучением, лицеев и гимназий. / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. 6-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 128с.

22. Верещагина, И.Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для III класса школ с углубленным изучением, лицеев, гимназий, колледжей. / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. 6-е изд. - М.: Просвещение, 2001. — 112с.

23. Виноградова, В.В. Работа над стихотворением в V VI классах. / В.В. Виноградова. // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3. - С.57-61.

24. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 320с.

25. Воробьев, В.В. Лингвокультурология: (Теория и методы). / В.В. Воробьев.-М., 1997.-331с.

26. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование: Иностранные языки. М., 1993. - 127с.

27. Выготский, JI.C. История развития высших психологических функций: Собр. соч. В 6 т. Т.З. / Л.С. Выготский. -М., 1983. 312с.

28. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 1996. 536с.

29. Гаганова, O.K. Поликультурное образование в системе общего школьного образования США: дис. . канд. пед. наук. 13.00.01. / O.K. Гаганова.-М., 2003.- 160с.

30. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс,1988. - 708с.

31. Гайсина, Л.Ф. Готовность студентов вуза к общению в мульти-культурной среде и ее формирование: Монография. / Л.Ф. Гайсина. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. - 113с.

32. Ганиева, Г.Р. Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана: автореф. дис. . канд. пед. наук 13.00.01. / Г.Р. Ганиева. Ульяновск. 2007. - 25с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Балтачова Рамзия Камиловна

Дата: 18.08.2021

Номер свидетельства: 585412

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "О методе проектов "
    ["seo_title"] => string(20) "o-mietodie-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "144887"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418815101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства