Просмотр содержимого документа
«Выступление полезна учителям английского языка, педагогам дополнительного образования»
Формирование коммуникативной компетентности личности посредством создания поликультурной среды в общеобразовательных организациях.
В последние годы в образовательной политике России наметились существенные положительные изменения, и начало XXI века отмечено в нашей стране бурным развитием культурологических связей и огромным интересом к изучению социокультурного языкового контекста. Так, в Государственном стандарте общего образования отмечено, что суть происходящих изменений — обеспечение наибольшей личностной направленности образования, его дифференциации и индивидуализации. В центре внимания оказывается деятельность человека, обеспечивающая ему ориентацию в социокультурной среде, ее практическое освоение, познание и понимание процессов, происходящих во внешнем и внутреннем для него мире. На современном этапе модернизации образования происходит переосмысление концептуальных подходов к образовательному процессу. Поэтому уместно использовать на новом этапе развития педагогической науки понятие о поликультурной основе содержания образования. Появление новых задач, связанных с разработкой программ по поликультурному образованию детей, молодежи, взрослого населения, свидетельствует об открытости российского образования к миру, обществу и отдельной личности.
На социально-педагогическом уровне актуальность создания поликультурной среды заключается в том, что на современном этапе развития общества роль иностранного языка в образовании не исчерпывается тем, что он расценивается как одна из приоритетных дисциплин, о чем свидетельствуют увеличение времени, отведенного новым Госстандартом на его изучение и результаты социологических опросов. Иностранный язык объективно является общественной ценностью, социальным заказом общества. Он способствует расширению не только филологического, но и общего кругозора учащихся.
При изучении иностранного языка учащиеся овладевают новыми средствами общения для непосредственного доступа к ценностям мировой культуры, в особенности к культурным ценностям страны изучаемого языка: ее истории, географии, науке, литературе, искусству. Таким образом, поликультурная направленность образования по иностранному языку реализуется через включение разнообразных фактов иноязычной культуры в учебный процесс.
Поликультурное образование школьников приобретает особую значимость, так как дети начали изучать иностранный язык уже во втором классе как обязательный предмет во всех общеобразовательных школах и вопрос поликультурной направленности образования стал предметом пристального изучения. В исследовании В.А. Ершова изучается проблема поликультурного образования учащихся средней школы. Ф.Н. Зиатдинова на материале национальных школ освещает работу по поликультурному образованию младших школьников. В диссертации C.B. Рыковой рассматривается воспитательный потенциал поликультурного образования и его реализация в современной школе. П.В. Сысоев посвятил свое исследование рассмотрению специфики языкового поликультурного образования, задачам, принципам, а также его практическому воплощению в учебных программах средней школы.. Ряд авторов занимается исследованием взаимосвязи между языком и культурой (Е.М. Верещагин, В.В. Воробьев, В.Г. Костомаров, Е.М. Ряховская, Э. Сепир, Н.И. Толстой); отдельные исследования посвящены вопросу диалога культур (B.C. Библер, М.С. Каган, С.Г. Тер-Минасова, В.В. Сафонова); другие разрабатывают вопросы тематического наполнения поликультурного компонента содержания обучения иностранным языкам (H.H. Ажмякова, Н.В. Кагуй, Ю.Ю. Шавернева, И.В. Шатохина, Л.И. Шварко). Исследования упомянутых авторов помогли нам глубже вникнуть в вопросы поликультурного образования. Мы смело можем утвердить, что изучение иностранного языка в общеобразовательной школе создает возможности для поликультурного образования, если разработана модель поликультурного образования школьников в процессе изучения иностранного языка;• реализуются авторские программы, способствующие поликультурному образованию учащихся; определены критерии и показатели эффективности поликультурного образования младших школьников в процессе изучения иностранного языка.
В настоящее время в нашей школе спроектирована модель поликультурного образования школьников, включающая в себя: целевой (поликультурное образование школьников), содержательный (языковые знания; знания национальной культуры; межкультурные знания); организационно-процессуальный (принципы, методы, формы, средства); аналитико-оценочный (критерии, уровни), компоненты и комплекс педагогических условий, открывающая новые перспективы в развитии личности, способной участвовать в диалоге культур;
Для выявления успешности развития коммуникативной компетентности учащихся в общеобразовательной школе, мы определили следующие критерии: наличие знаний о культуре страны изучаемого языка; стремление к овладению иностранным языком как способу освоения иноязычной культурой; толерантность к представителям других культур, как показатели и уровни эффективности поликультурного образования школьников в процессе изучения иностранного языка.
В нашей школе созданы все педагогические условия, обеспечивающие эффективность поликультурного образования школьников в процессе изучения иностранного языка: 1)организация учебного процесса на основе комплексного использования различных компонентов иноязычной культуры; 2)оптимизация языкового материала с точки зрения информативности, компактности и аутентичности; 3) включение в содержание образовательного процесса фактов культуры, посредством программ внеурочных занятий и факультативов
Формирование коммуникативной компетенции личности успешнее реализуется посредством создания поликультурной среды в общеобразовательной школе, если построит его на основе взаимодействия средств народной педагогики (сказки, народные игры, музыкальный фольклор) и культуроведческого материала; разработаны лексико-грамматические упражнения, а также методика проведения различных мероприятий для учащихся школы; регулярно определить уровень сформированности знаний о культуре страны изучаемого языка и проводить дальнейшую работу, анализируя их результаты. Для развития коммуникативной компетенции личности мы проводим различные конкурсы, научно-практические конференции, дебаты, опубликуем сочинения, рассказы, письма учащихся на сайте.
Поликультурное образование школьников в процессе изучения иностранного языка рассматривается как одно из условий введения детей в мир духовной культуры страны изучаемого языка, общечеловеческих ценностей, сложившихся в процессе исторического развития.
Развитие коммуникативной компетенции личности успешнее реализуется в программе для создания поликультурной среде , состоящая из целевого, содержательного, организационно-процессуального и аналитико-оценочного компонентов, включающих в себя: цель (поликультурное образование младших школьников), задачи (формирование знаний о культуре стран изучаемого языка; развитие стремления к изучению иностранного языка; воспитание толерантного отношения к представителям иноязычной культуры), содержание предмета и его культурный потенциал (языковые знания, знания национальной культуры, межкультурные знания), принципы, на которых базируется процесс поликультурного образования (принцип дидактической культуросообразности; принцип доминирования мультимедиа технологий при изучении культуроведческого / страноведческого материала, принцип аутентичности, принцип поликультурности), комплекс методов (практические, наглядные, методы стимулирования и контроля), форм (индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа; ролевые игры; инсценировка, драматизация) и средств учебной деятельности (аудио- и видеоматериалы с аутентичными записями; средства народной педагогики (сказки, игры, песни, поговорки, пословицы), мультимедийные программы), педагогические условия (организация учебного процесса на основе комплексного использования различных компонентов иноязычной культуры; оптимизация языкового материала с точки зрения информативности, компактности и аутентичности; включение в содержание образовательного процесса фактов культуры и результат (наличие культурологических знаний о культуре страны изучаемого языка; стремление к изучению иностранного языка; толерантное отношение к представителям иноязычной культуры).
Применение аутентичных текстовых, аудио- видеоматериалов, мультимедийных пособий, отражающих специфику языка, культуры, истории и географии страны изучаемого языка, содействовало развитию кругозора учащихся, углублению культуроведческих и нравственных представлений. При помощи различных форм обучения у учащихся расширялись знания о культуре народа страны изучаемого языка, также велся сопоставительный анализ с родной культурой. Использование в процессе обучения наследия устного народного творчества (сказок, пословиц, рифмовок и так далее) оптимизировало языковой материал, способствовало формированию эстетического вкуса.
В настоящее время предметом пристального рассмотрения становится взаимосвязь образования и культуры, так как образование является важной составной частью культуры и вместе с тем выполняет функцию передачи культуры от поколения к поколению.
Составной и необходимой частью поликультурного образования выступает проблема осознания необходимости овладения иностранным языком. Использование иностранного языка как способа постижения иной культуры является действенным средством для становления поликультурного образования, которое в нашем исследовании рассматривается с позиций начального иноязычного образования. Поликультурное образование младших школьников трактуется нами как целенаправленная деятельность, направленная на: 1) освоение образцов и ценностей мировой культуры; 2) формирование стремления к межкультурному общению, при осознании четкой принадлежности своему народу, культуре; 3) развитие толерантности, дружелюбия по отношению к другим странам, народам, культурам.
Использование диагностического комплекса методик позволило определить результативность проделанной работы по каждому критерию и установить положительные сдвиги по всем диагностическим показателям. Количественная и качественная интерпретация, а также математико-статистическая обработка полученных данных подтвердили эффективность работы, выстроенной в соответствии с разработанной моделью.
Таким образом, в заключении приводим следующие выводы:
1. Изучение и теоретический анализ проблемы поликультурного образования в философской, историко-педагогической, психологической, культурологической и лингвистической литературе, изучение опыта работы по теме, организация и проведение опытно-экспериментальной работы показали, что становление поликультурного образования у школьников является сложным динамичным процессом. Его условием является изучение иностранного языка в контексте диалога культур, так как данная учебная дисциплина имеет неограниченный образовательный и воспитательный потенциал, если иностранный язык используется как средство для освоения общечеловеческих ценностей, культурно-исторического и социального опыта страны изучаемого языка, приобщения школьников к духовной культуре других народов, познания действительности путем иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности.
2. Использование разработанной модели поликультурного образования школьников, состоящей из: целевого (поликультурное образование школьников); содержательного (языковые знания; знания национальной культуры; межкультурные знания); организационно-процессуального (принципы, методы, формы, средства); аналитико-оценочного (критерии, уровни) компонентов и комплекса педагогических условий, способствует поликультурному образованию учащихся, которое характеризуется наличием культурологических знаний о культуре стран изучаемого языка; стремлением к изучению иностранного языка; толерантным отношения к представителям иноязычной культуры.
3. Эффективность формирования коммуникативной компетентности личности посредством поликультурного образования достигается путем создания необходимых педагогических условий: организации учебного процесса на основе комплексного использования различных компонентов иноязычной культуры; оптимизации языкового материала с точки зрения информативности, компактности, аутентичности; включения в содержание образовательного процесса фактов культуры.
4. Успешное решение поставленных задач для формирования коммуникативной компетентности личности осуществлено посредством создания поликультурной среды в общеобразовательной школе, интегрирующей в себе разные аспекты иноязычной культуры и ориентированной на развитие познавательных, нравственных качеств личности, творческой активности.
Список литературы.
1. Абаева, Ф.Б. Развитие навыков межкультурной коммуникации в процессе преподавания делового английского языка: автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.01/ Ф.Б. Абаева. Владикавказ, 2000. - 22с.
2. Ажмякова, H.H. Межкультурное воспитание младших школьников в учебном процессе (на примере обучения иностранному языку): дис. . канд. пед. наук.13.00.01/ H.H. Ажмякова. Ижевск, 2003. - 237с.
3. Алексашенкова, И.В. Билингвальная образовательная программа (куррикулум) как средство поликультурного образования студентов: автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.01/ И.В. Алексашенкова. — Великий Новгород, 2000.- 18с.
4. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Ур-бина. 7-е изд. / А. Анастази. СПб.: Питер, 2006. - 688с.
5. Аникин, В.П. Русское народное поэтическое творчество: Пособие для студентов нац. отделений пед. институтов по спец. «Рус. яз. и лит. в нац. школе» и «Рус. яз и лит. с доп. спец. «Педагогика» / В.П. Аникин, Ю.Г. Круг-лов. М.: Просвещение, 1983 .-416с.
6. Архирееева, Т.В. Становление критического отношения к себе у детей младшего школьного возраста / Т.В. Архиреева // Вопросы психологии. -2005. №3 (май, июнь). - С. 29-37.
7. Бакланов, П.А. Приобщение студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка: дис. . канд. пед. наук. 13.00.08 / П.А. Бакланов. Ульяновск, 2006. — 249с.
8. Барышников, Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе / Н.В. Барышников // Иностранные языки в школе. -2002. №2. - С.29-33.
9. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. редактор A.M. Прохоров. 3-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1971. Т.5. - 640с.
11. Борисенков, В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования./ В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. М.: Ростов-н/Дону, 2004. - 576с.
12. Бубякина, H.E. Организационно-педагогические условия развития межкультурного образования в условиях общеобразовательной школы: авто-реф. дис. . канд. пед. наук. 13.00.01/Н.Е. Бубякина. Якутск, 2007. -24с.
13. Булынин, A.M. Развитие культуры межнациональных отношений педагогов (ценностный аспект). / A.M. Булынин, Е.М. Громова. Ульяновск, УлГПУ, 2006. - 286с.
14. Булынин, A.M. Теория и практика развития культуры межнациональных отношений школьников. / A.M. Булынин, Е.М. Громова. Ульяновск, УлГТУ, 2004. - 179с.
15. Вартанов, A.B. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур. / A.B. Вартанов // Иностранные языки в школе. 2003. - №2. - С.21-25.
16. Ватэ, Е. Театрализация деятельности в обучении иностранному языку детей от 6 до 14. / Е. Ватэ // Раннее языковое образование. Состояние и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ижевск, 2001. - С.42-51.
17. Веденина, JI.Г. Межкультурное обучение как полилог языков и культур. / Л.Г. Веденина // Межкультурная коммуникация: тезисы докладов. -Иркутск, 1993.-С.45.
18. Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. М.: Русский язык, 1990. - 246с.
19. Верещагина, И.Н. Английский язык: Учебник для II кл. шк. с уг-лубл. изуч. англ. яз. 2-е изд. / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. - М.: Просвещение, 1994. -239с.
20. Верещагина, И.Н. Английский язык: Учебник для III кл. шк. с уг-лубл. изучением англ. яз., лицеев, гимназий: 2-й год обучения 10-е изд. / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. -М.: Просвещение, 2002. - 352с.
21. Верещагина, И.Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для II класса школ с углубленным изучением, лицеев и гимназий. / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. 6-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 128с.
22. Верещагина, И.Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для III класса школ с углубленным изучением, лицеев, гимназий, колледжей. / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. 6-е изд. - М.: Просвещение, 2001. — 112с.
23. Виноградова, В.В. Работа над стихотворением в V VI классах. / В.В. Виноградова. // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3. - С.57-61.
24. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 320с.
29. Гаганова, O.K. Поликультурное образование в системе общего школьного образования США: дис. . канд. пед. наук. 13.00.01. / O.K. Гаганова.-М., 2003.- 160с.
30. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс,1988. - 708с.
31. Гайсина, Л.Ф. Готовность студентов вуза к общению в мульти-культурной среде и ее формирование: Монография. / Л.Ф. Гайсина. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. - 113с.
32. Ганиева, Г.Р. Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана: автореф. дис. . канд. пед. наук 13.00.01. / Г.Р. Ганиева. Ульяновск. 2007. - 25с.