Просмотр содержимого документа
«Мастер класс «Развитие информационных компетенций обучающихся на уроках английского языка»»
6
«Развитие информационных компетенций обучающихся на уроках английского языка»
Цель мастер-класса: трансляция опыта педагогической деятельности по развитию информационных компетенций обучающихся на уроках английского языка
Задачи:
определить актуальность развития информационный компетенций в соответствии с требованиями стандарта на ступени основного общего образования;
представить опыт развития информационных компетенций обучающихся на уроках английского языка
показать возможности развития информационных компетенций обучающихся через приемы и методы технологии развития критического мышления
повысить профессиональную компетентность учителей английского языка по развитию информационных компетенций обучающихся на уроках английского языка
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вашему вниманию свой мастер-класс. Я попрошу всех присутствующих активно участвовать в работе. У вас на столах лежат рабочие тетради, они будут помогать нам в течение всего мероприятия.
Тема нашего сегодняшнего разговора «Развитие информационных компетенций обучающихся на уроках английского языка»
Актуальность
Одним из ключевых направлений развития системы образования является введение стандартов общего образования. В условиях введения и реализации новых стандартов становится актуальным не только освоение предметных результатов, но и формирование ключевых компетенций.
Необходимо развести понятия «компетентность» и «компетенция». А.В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения:
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Хочу начать наш разговор с вопроса: «Как вы думаете, что представляют собой информационные компетенции?»
Перед вами лежат солнечные лучики, запишите на них свои ассоциации, связанные с понятием «информационные компетенции»:
Участники мастер-класса пишут на лучах солнца свои ассоциации и вывешивают на доску, комментируют.
Представьте свои ассоциации
Я согласна с вами, информационные компетенции(по А.В. Хуторскому) - умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
Организация практической деятельности
Формированию и развитию информационных компетенций на уроках английского языка способствует использование методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В данной технологии выделяют три технологических этапа: вызов, осмысление, рефлексия.
Вызов
Знаете ли вы, что согласно опросам, состоятельные россияне покупают большую часть своей недвижимости в Лондоне? Лондон – прежде всего город с богатой историей, которая встречает вас на каждом шагу. Во время первого приезда в Лондон необходимо посмотреть на его достопримечательности, красивые виды и прекрасные зрелища.
Ло́ндон— город, столица Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Административно образует регион Англии Большой Лондон, разделённый на 32 самоуправляемых района и Сити.Население — 8,3 млн человек (2012 год), второй по величине город Европы и крупнейший в Евросоюзе. Расположенв устье Темзы вблизи Северного моря.Главный политический, экономический и культурный центр Великобритании. Экономика города занимает пятую часть экономики страны. Относится к глобальным городам высшего ранга, ведущим мировым финансовым центрам (наряду с Нью-Йорком).Исторический центр, образованный районами Вестминстер и Сити, сложился в Викторианскую эпоху. Среди единичных построек, уцелевших после пожара 1666 года, — средневековая крепость Тауэр.
Основан около 43 года под названием Лондиниум римлянами вскоре после их вторжения в Британию. В I—III веках — столица римской Британии, с XI—XII веков — Англии, с 1707 года — Великобритании, с XVI по XX век — Британской империи. С 1825 по 1925 год был крупнейшим городом мира. А что же нам известно о Лондоне и какие достопримечательности мы помним?
Прием «Знаю – Хочу узнать – узнал»
Я предлагаю вам поработать с таблицей.
Таблица 1. «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)»
З
Что мы знаем?
Х
Что мы хотим узнать?
У
Что мы узнали?
Ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения
Заполните, пожалуйста, первый столбец таблицы «Что мы знаем?». Какие достопримечательности Лондона вам знакомы и что вы о них знаете?
Работа в группах. Участники мастер-класса заполняют первый столбец таблицы «Что мы знаем?». Результаты работы групп фиксируются на доске (можно использовать интерактивную доску).
Прием «мозговой штурм».
Вам представлены названия достопримечательностей Лондона и их иллюстрации. Установите соотношение между ними.
Работа в группах. Участники мастер-класса устанавливают соотношение между названиями и иллюстрациями достопримечательностей Лондона. Результаты работы групп фиксируются на доске (может быть использована интерактивная доска). По окончании работы одна достопримечательность остается лишней – это Лондонский Тауэр.
Прием «Знаю – Хочу узнать – узнал»
Заполните второй столбец таблицы «Знаю – Хочу узнать – узнал».
Работа в группах. Участники мастер-класса заполняют столбец «Что я хочу узнать?». Результаты работы групп фиксируются на доске (можно использовать интерактивную доску).
II. Осмысление
На этапе осмысления может быть использован прием«Двойной дневник».По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.
Прочитайте предложенную информацию и попытайтесь заполнить таблицу.
В музее Мадам Тюссо, который находится в Лондоне выставлено более 400 восковых фигур или портретов, как их называют сотрудники музея. Они как живые, и посетителям даже трудно поверить, что они не настоящие. Ежегодно этот всемирно известный музей посещает 2,5 млн. человек. Их привлекает возможность оказаться рядом со звездами, которых иначе они бы никогда не встретили. В этом музее произведения искусства можно трогать! Он так популярен, что в США недавно открылись его филиалы. В музеях Мадам Тюссо в Нью-Йорке и Лас-Вегасе можно увидеть всех американских звезд. Его филиалы появились также в Голландии и Гонконге. Но лондонский музей на Бейкер стрит – это их папочка, ему уже более 2-х столетий, и за этот период, по его залам, прошли 500 млн. человек. Это больше чем население Австралии и США вместе взятых. Посетителей музея встречает не портрет какой-то звезды, а маленькая восковая фигура пожилой женщины, удивительной женщины, основавшей это дело. Мадам Тюссо была художницей и жила в Европе более 200-х лет назад. Во времена французской революции ей приказали пойти на кладбище и снять восковые маски с отрубленных голов членов королевской семьи. Это жуткое задание помогло ей найти дело ее жизни. Она сделала так много восковых фигур, что повезла их для показа по различным городам Британии. Впоследствии ее сыновья открыли в Лондоне постоянную экспозицию, в том здании, где и по сей день находится музей. Каждый портрет музея Мадам Тюссо стоит около 50 тыс. долларов. На выполнение одной фигуры уходит полгода. В год создаются всего 20 новых фигур.
Двойной дневник
Выписки из текста
Вопросы и комментарии
Цитата
Фраза
Ключевое понятие
…..
Что заставило записать именно эту цитату?
Какие мысли вызвала эта фраза?
Какой вопрос возник в связи с ключевым понятием?
Работа в группах. Участники мастер-класса читают предложенную информацию и заполняют предложенную таблицу. Каждая группа представляет свой результат.
III. Рефлексия
Я предлагаю вам вернуться к таблице «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)» и заполнить третий столбец «Что я узнал?».
Таблица 1. «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)»
З
Что мы знаем?
Х
Что мы хотим узнать?
У
Что мы узнали?
Ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения)
Мы сегодня с вами вспомнили о достопримечательностях замечательного города Лондона. Думаю, что вы узнали и много нового. И в завершении нашей работы я предлагаю вам составить синквейн.
Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам
Правила написания «Синквейна»:
на 1-ой строчке - одно слово - существительное – это и есть тема синквейна
на 2-ой– два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
на 3-ей- три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
на 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение (4-6 слов)
На 5-ой – одно слово, выражающее свое личное отношение к теме синквейна (слово – ассоциация, синоним, антоним).
Тема синквейна - Лондон
Каждая группа представляет свой синквейн.
Спасибо за сотрудничество и проделанную работу.
Я показала вам сегодня лишь некоторые приемы и методы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Использование данных методов и приемов позволяет не просто обеспечить более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализует идею связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное (познавательное) поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.
Комбинирование приемов и методов технологии развития критического мышления помогает достичь и конечную цель применения технологии – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни. Таким образом, данная образовательная технология позволяет развивать у обучающихся информационные компетенции, а способствует реализации требований нового Стандарта.
Наш мастер-класс состоялся!
Мне хочется услышать ваше мнение о нашей совместной работе.
Подолжите фразу…
- «Я узнала, что….»
- «Мне было ….»
- «Я была не согласна …..»
- «В своей работе я ……..»
- «Сегодня для меня было новым, то что ….»
(Участникам мастер - класса раздаются «облака», изготовленные из бумаги).