С точки зрения продолжительности закрепления мы можем разделить память на кратковременную и долговременную; иногда выделяют еще и оперативную память. Кратковременная память крайне важна. Она берет из окружающего мира большой объем информации, который задерживается в нашей памяти совсем ненадолго. В отличие от непроизвольной, мы обычно предлагаем небольшой усилия для того, чтобы вместить что-то в кратковременную память. Но затем вся эта информация тщательно просеивается, и в долговременную память попадает лишь то, что нам, по-видимому, в самом деле нужно. Хотя, конечно, нередко бывают и ошибки. Оперативная память, по сути, та же кратковременная память, но тут мы специально запоминаем что-то ненадолго, скажем, производя арифметические действия, запоминаем промежуточный результат лишь до того момента, пока он нам нужен.
Кратковременная память у разных людей имеет разный объем. По сути, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше, потому что из большего количества единиц информации мозг будет выбирать то, что он хочет «отложить про запас». Поэтому развивать кратковременную память нужно, хотя это нелегкая задача. Другое дело, что мы используем ее далеко не в полном объеме.
Развить память — это, действительно, достижимая задача. Нужно соблюдать несколько правил, которые могут улучшить кратковременную память, а значит, и долговременную.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как улучшить память»
Как улучшить память
С точки зрения продолжительности закрепления мы можем разделить память на кратковременную и долговременную; иногда выделяют еще и оперативную память. Кратковременная память крайне важна. Она берет из окружающего мира большой объем информации, который задерживается в нашей памяти совсем ненадолго. В отличие от непроизвольной, мы обычно предлагаем небольшой усилия для того, чтобы вместить что-то в кратковременную память. Но затем вся эта информация тщательно просеивается, и в долговременную память попадает лишь то, что нам, по-видимому, в самом деле нужно. Хотя, конечно, нередко бывают и ошибки. Оперативная память, по сути, та же кратковременная память, но тут мы специально запоминаем что-то ненадолго, скажем, производя арифметические действия, запоминаем промежуточный результат лишь до того момента, пока он нам нужен.
Кратковременная память у разных людей имеет разный объем. По сути, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше, потому что из большего количества единиц информации мозг будет выбирать то, что он хочет «отложить про запас». Поэтому развивать кратковременную память нужно, хотя это нелегкая задача. Другое дело, что мы используем ее далеко не в полном объеме.
Развить память — это, действительно, достижимая задача. Нужно соблюдать несколько правил, которые могут улучшить кратковременную память, а значит, и долговременную.
Нужно следить за тем, чтобы мозг мог насыщаться кислородом. То есть нужно бывать на свежем воздухе, а тем, кто курит, лучше избавиться от этой привычки.
Необходимо высыпаться: недостаток сна пагубно сказывается на способности запоминать.
Надо правильно питаться: следить за тем, чтобы в рационе присутствовали морепродукты (хотя бы морская капуста), грецкие орехи, бананы другие овощи и фрукты.
Кратковременную память можно и нужно тренировать. Для этого стоит дать себе небольшое задание на каждый день. Ну, например, выучивать хотя бы по одному четверостишию из какого-нибудь стихотворения ежедневно. Хороший эффект дает произведение в уме арифметических действий или изучение иностранного языка.
Есть еще несколько советов, которые выглядят странно, но в ряде случаев и в самом деле дают великолепный эффект.
Психологи рекомендуют иногда менять рабочую руку. Например, правше советуют чистить зубы или причесываться левой рукой и наоборот. Тренировка второго, более слабого, полушария приводит к улучшению памяти.
При запоминании использовать «ключ»: держать во рту мятную конфетку, стоять на одной ноге и т.п.; вспомнив обстоятельства заучивания, вспомнишь и то, что учил.
И еще один способ — своеобразная тренировка памяти, припоминание. Например, просмотрев фильм, нужно сразу же мысленно прокрутить его в своей голове, но только на очень высокой скорости — так, чтобы фильм уложился в минуту — две. Это несложное упражнение улучшит цепкость памяти и произвольность воспроизведения.
Повторение — мать учения
Среди тем, которые мы изучаем, можно выделить какое-то количество базовых знаний и умений, которые необходимы для того, чтобы успешно выполнять необходимые учебные действия. Это, допустим, умение устно считать и решать какие-либо виды уравнений или задач на математике, умение производить морфемный и синтаксический разборы и различать части речи в русском языке, строить простейшие фразы на иностранном языке…
Осознавая важность этих тем, их следует повторять на каждом уроке в той или иной форме. Например, проводить лингвистические пятиминутки на уроке русского языка: скажем, в понедельник предложить два - три слова для морфемного разбора, во вторник — найти грамматические основы в предложении, в среду — составить предложение или слова по данной схеме и т.д. Такие варианты повторения занимают немного времени на уроке, но при этом они очень эффективны.
Другими вариантами того же метода можно считать выполнение работы с частичным грамматическим разбором, математические диктанты и т.п. Такие работы, хотя и требует больше времени и усилий со стороны детей и учителя, но дают великолепный результат, поскольку в повторении главное —систематичность.
Можно подобрать какие-либо игровые технологии и занимательные упражнения, которые помогут провести такое мини-повторение на уроке весело и интересно:
опросы по цепочке;
головоломки;
конструирование слов или предложений;
денотатный граф;
концептуальная таблица;
общее – уникальное;
ассоциации;
морфемные шарады и тому подобные игры помогут вспомнить материал в увлекательной форме, в то же время развивая метапредметные навыки.
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний
Это специальный урок, который посвящен именно повторению и систематизации знаний. Суть его в том, что он не только предлагает воспроизвести то, что уже не раз воспроизводилось в течение изучения темы, но и перевести свои знания на более высокий уровень. На уроке повторения происходит более глубокое усвоение знаний, осознание возможности применения этих знаний на практике, осознание связей изученного материала с реальной жизнью и информацией, полученной на других уроках. По этой причине уроки повторения, систематизации и обобщения знаний удобно проводить в виде интегрированного (химия и биология, география и история и т.п.) урока.
Формы урока систематизации знаний
Во-первых, это может быть обычный урок, построенный на повторении и обобщении; он может включать в себя элементы групповой работы или проектной деятельности. Именно такой урок удобно провести в виде интегрированного, предложив сопоставить информацию, полученную на данном предмете, со знаниями, которые были получены на других уроках. В этом случае удобно применять такие технологии, как:
взаимоопрос;
опрос по цепочке;
различного рода конспекты.
Уместны здесь и различные творческие задания. Такой урок можно интересно провести в форме конференции, где предложить школьникам подготовить мини-проекты по изученной теме.
Можно провести на нем интеллектуальную игру, конкурс, викторину, брейн-ринг или какую-то веселую игру, требующую, тем не менее, использования изученного материала:
КВН;
«Поле чудес»;
«Кто хочет стать отличником?» и тому подобное.
Такая форма проведения урока настроит детей на положительное отношение к изученному материалу, а кроме того, позволят взглянуть на изученное под другим углом.
Викторину или научную конференцию можно провести не только в своем классе, но и в параллели; можно устроить соревнование проектов между несколькими классами; можно подготовить устный журнал или викторину и отправиться с ней в младший класс. В этом случае дети ощущают значимость своей работы и воспринимают информацию как потенциально необходимую, поскольку она интересна не только им, но и другим ребятам.
Традиционным вариантом проведения урока повторения является обзорная лекция или экскурсия, реальная или виртуальная. Такая форма удобна для обобщения материала по географии, биологии, физике и другим естественным предметам; можно провести интересную экскурсию или лекцию и по гуманитарным предметам, и даже по математике. Придумать, например, путешествие в Страну квадратных уравнений, где, чтобы получить право сделать следующий ход, необходимо решить уравнение, а корни его как раз и будут являться кодом для следующего передвижения.
На уроках повторения и систематизации хороши нестандартные упражнения:
ПОПС;
РАФТ;
Шесть шляп мышления;
а также уроки-суды и другие виды театрализованных уроков.
На таких уроках уместно использовать также такие методики, как синквейн, метод ассоциаций, фишбоун и некоторые другие.
Приведем пример использования РАФТ-технологии на уроке, посвященном повторению. Напомним, что для использования технологии надо сначала выявить всех возможных заинтересованных лиц, затем — целевую аудиторию, к которой они могли бы обратиться с текстом, форму текста для каждого персонажа и основные пункты, которые в этом тексте могли бы освещаться. Это технология удобна на гуманитарных предметах: история, обществознание, литература. Хотя можно ее элементы применять и на других уроках. Например, изучена тема роман «Отцы и дети» Тургенева. Можно выделить нескольких персонажей, которые могли бы высказаться по поводу того, что описано в этом произведении: это все трое Кирсановых, Одинцова, Ситников, родители Базарова. Все они могли бы обратиться с какими-либо текстами. Скажем, Ситников мог бы посвятить смерти Базарова гневную статью, Аркадий или его отец могли бы написать на эту тему письмо, эссе, Одинцово могла бы пометить что-то для себя в своем дневнике… Методика РАФТ помогает хорошо осознать изученное, научиться легко ориентироваться в материале, а также воспитывает важные личностные качества: умение ставить себя на место другого человека, понимать побудительные причины разных людей.