Тема урока | Рациональные числа. Понятие рационального числа |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Образовательные задачи | Создание условия для овладения умением сравнивать, приводить дроби к заданному знаменателю, решать по образцу, записывать дробь в виде целого числа и с противоположным знаком; Формирование навыка применения нового действия. |
Планируемые результаты: предметные | Знать основное свойство дроби, правило приведения дроби к новому знаменателю, правило сокращения дроби; Упрощать запись дроби по образцу; Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление дробей, применяя новое правило. |
Формирование универсальных учебных действий учащихся | Познавательные – воспитывать познавательный интерес к предмету; учить анализировать имеющуюся информацию; учить осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные – учить целеполаганию; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умению вносить коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок; оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные – организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; контролировать действие партнёра. Личностные – формирование учебно-познавательного интереса к деятельности; воспитание доброжелательного отношения к окружающим; формирование умения проводить объективный самоанализ деятельности. |
Основные понятия | |
Основные ресурсы | Учебник «Математика. 6 класс», С.М. Никольский, М: «Просвещение», 2014. Рабочая тетрадь , доска, мел. |
Организация пространства | |
тап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обучающие и развивающие задания | Диагностика УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. Организационный этап. Цель: создать благоприятный психологический и эмоциональный настрой на работу | Проверяет готовность учащихся к уроку. - Здравствуйте. Пожалуйста, садитесь. Я рада всех вас видеть здесь и сейчас. К работе готовы? Итак, начинаем. - В нашей жизни есть что-то хорошее, и не очень; есть полезное и не совсем полезное; есть север, а есть юг, бывает очень жарко, а бывает очень холодно. С чем ассоциируются эти слова? Как вы думаете почему я сопоставляю данные слова? Что может это означать? Есть две дроби: 1 ½ и -1 ½ . Если переложить все значения на координатную ось, то, что мы можем сказать про дроби: Давайте на доске построим графическую схему координатной оси и занесем на нее известные данные. - Какое число будет больше или меньше? Почему? Когда два числа разных по знаку равны? Как можно математически грамотно записать отрицательную дробь? Как вы думаете, много ли мы решили примеров с отрицательными дробями, чтобы сказать себе «Я умею и знаю!» Помогите решить: p/q, где pи q целые числа. Это дробь, как мы еще можем назвать данную дробь? | Показывают готовность к уроку. Включаются в работу. - Эти слова показывают противоположные значения. - Имеют разные знаки «+», «-» - это дроби положительные и отрицательные - Если это модули чисел - 1 ½; 1 -1/2; 1 1/-2. - Нет – рациональным числом | Задача. В нашей жизни есть что-то хорошее, и не очень; есть полезное и не совсем полезное; есть север, а есть юг, бывает очень жарко, а бывает очень холодно. Как можно сказать про эти слова с точки зрения математики? Что это значит? Постройте графическую схему координатной оси и занесите на нее все известные данные. | Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: осознание процесса учебной деятельности. Регулятивные: саморегуляция к деятельности. Регулятивные: планирование деятельности. Познавательные: использование имеющихся знаний в новой ситуации. |
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения. Цель: повторение ЗУНов, необходимых для работы на уроке. | - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. -Мы уже изучали решение таких примеров? -Значит, что мы с вами сегодня будем делать на уроке? Какова будет цель нашего урока? Запишите дату и тему нашего урока в тетради. -Давайте рассмотрим основные моменты этой темы. Учитель проводит устную работу. | - Рациональные числа. -Да. - совершенствовать работу с рациональными числами Учащиеся записывают тему урока в тетради. Учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы учителя. | Прочитайте дробь: 2/3; -6/5; 8/11; -7/-7 Назовите числители и знаменатели. А теперь внимательно посмотрите на запись: ¾=3*(-2)/4*(-2)= -6/-8 | Коммуникативные: участие в диалоге. Регулятивные: формулирование темы урока. Личностные: высказывание своих собственных суждений. Регулятивные:оценивание правильности выполнения, исправление сделанных ошибок. |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: постановка проблемы. | Учитель подводит учащихся к постановке проблемы. - В чем наша проблема? -Попробуем решить эту проблему. | Ученики участвуют в работе по определению проблемы. - работа со знаками независимо дробь или целое число | Что мы можем сказать? | Личностные: оценивание своего понимания новой учебной задачи, определение причин затруднений. Регулятивные: отделение знаний от незнаний. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: поиск путей решения проблемы. | Побуждает к высказыванию своего мнения. - Итак, разбирая пример и повторяя основные моменты работы с дробями , мы уверенно говорим нам это знакомо! Почему именно эти вычисления? | Так как правила работы с отрицательными дробями подчиняются таким же математическим законам и правилам. | | Коммуникативные: участие в работе по решению проблемной задачи. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому действию. Познавательные: получение новой информации. |
V. Реализация проекта. | - Итак, к какому выводу мы с вами пришли? Каким образом можно записать отрицательную дробь? Какие равенства дробей будут верными? Попробуйте сформулировать определение, - Проверим себя. Откроем страницу 90 и прочитаем текст, выделив из него главное. | Дети высказывают своё мнение, пытаясь сформулировать правило. Затем проверяют свои догадки, читая правило по учебнику. Читают правило. | | Познавательные: анализ имеющейся информации; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. |
VI. Физкультминутка. | Разминка для глаз. | Выполнение разминки для глаз. | | Личностные: забота о своём здоровье. Регулятивные: осознанное выполнение разминки |
VII. Первичное закрепление с внешним проговариванием. | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. - Предлагаю выполнить №459 Организует проверку. -У всех получилось? Проверьте свои решения. | Работа в парах. Взаимопроверка. Самопроверка. | | Познавательные: применение знаний в новой ситуации. Коммуникативные: участие в диалоге, контроль действий партнёра. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
VIII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | - Решите следующие примеры из учебника №460. Затем проверьте себя. Не забудьте исправить ошибки. - Поставьте, пожалуйста, себе за работу оценку. | Самостоятельная работа. Самооценка. | №460 | Регулятивные: коррекция своих действий. Познавательные: проверка качества усвоения новых знаний. Личностные: проводят объективный самоанализ деятельности. |
IX. Включение в систему знаний. | -Откройте упражнение стр. 93 № 461, 463,464-1ст Учитель комментирует. | Работают с учебником. Решают у доски | №461, 463, 464 1 ст. | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к деятельности. |
Х. Рефлексия. | Учитель предлагает детям продолжить предложение: отрицательная дробь это … Противоположными называют числа … Рациональным числом называют … Модулем отрицательной дроби называют … Равны ли модули противоположных чисел? (Да) - Оцените свою работу на уроке. | Дети оценивают свою работу на уроке. | | Регулятивные: оценка успешности достижения цели. Личностные: понимание причин успеха и неуспеха. |
ХI. Домашнее задание. | Записывает на доске. П.3.2, №462, 464 (3,4 ст), 465 (1 ст.). Учитель организует разбор д/з. | Записывают домашнее задание в дневник, задают уточняющие вопросы. | | Личностные: самоорганизованность. |