«Формулы сокращенного умножения. Сокращение дробей с применением формул сокращенного умножения»
Учитель Клюева Л.Н.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу, подготовка к уроку необходимых принадлежностей. Включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока: сокращение алгебраических дробей с использованием формул сокращенного умножения. | - Собирает тетради с домашним заданием. - Выдаёт другие тетради. - Запишите в тетрадях дату урока. - Раздает оценочные листы учащимся, объясняет как ими пользоваться в течении урока. Оценочный лист. Ф.И._____________ № | Задания | Номер задания | Результат работы | 1 | Математический диктант | 1 | | 2 | | 3 | | 4 | | 5 | | 2 | «Математическое лото» | Номер карточки | Номер формулы | Результат работы | 1 | | | 2 | | | 3 | | | 4 | | | 5 | | | 3 | «Блицопрос» | Номер задания | Ответ | Результат работы | 1 | | | 2 | | | 3 | | | 4 | | | | - Участвуют в соревновании и передают тетради на первую парту своего ряда. - раздирают и изучают оценочные листы. | Личностные ууд обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях. Коммуникативные ууд: управление поведением партнера – контроль, оценка действий партнера. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Учитель. Переходим к математическому диктанту. /У доски работают два человека на откидных досках. Учащиеся работают в своих тетрадях/ Диктант Запишите на математическом языке и выполните преобразование следующих предложений: а) Разности кубов одночленов m и n б) Квадрат суммы одночленов 3a и 2b в) Разности квадратов одночленов 7x и 5y г) Квадрат разности одночленов 5a и b2 д) Разности квадрата многочлена (a +1) и числа 25 /После диктанта идет проверка. Ученики открывают доски, где они записывали диктант. Вызываются два ученика к доске, которые отмечают верные предложения знаком «+», неверные «–». За каждое верно записанное предложение и преобразование учащиеся получают плюс в оценочный лист/ | -Участвуют в математическом диктанте. - работают самостоятельно, за каждый правильный ответ получают по балу. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Вопрос учителя: Ребята, что мы с вами во время математического диктанта повторили? -Как вы думаете, а почему именно ФСУ мы повторяли? –Тему урока я сформулировала в самом начале урока, так как же вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке и какие цели перед собой поставим? - А какие знания нам пригодятся на уроке? -Какие способы разложения на множители вы знаете? -Давайте проверим хорошо ли мы знаем ФСУ | - ФСУ Сокращение алгебраических дробей -потому что при сокращении алгебраических дробей часто используют ФСУ. - Отвечают на вопрос Закрепим умения сокращать алгебраическое дроби, применяя различные способы разложения многочленов на множители, в том числе и по формулам сокращенного умножения. -ФСУ, способы разложения многочленов на множители. -способ группировки, вынесения за скобки, выделение полного квадрата, ФСУ. | Коммуникативные ууд: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; Регулятивные: целеполагание. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации. | Показать разнообразные задания в разной форму на сокращение алгебраических дробей. | Математическое лото - игровая технология (работа в парах) Учитель. А теперь поиграем в «Математическое лото». Перед Вами таблицы с формулами сокращенного умножения. У меня в мешочке карточки с выражениями. Найдите соответствия между выражениями на карточках и в таблице «Математическое лото» и закройте нужные квадраты карточками. Впишите номер нужной формулы, получившийся на карте. За каждое верно угаданное задание поставьте себе плюс. Количество получившихся плюсов впишите в оценочный лист. Карточки: | - Разбирают карточки для лото. - Заполняют ячейки нужными числами. - Работают по одному у доски выполняя задания из учебника, проводят полное комментирование своих действий. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Самостоятельная работа. | Проверить степень усвоения изученного материала в ходе выполнения самостоятельной работы. | Блицопрос Разложите на множители: Вариант 1 Вариант 2 = = = = = = = = = | = = = = = = 7 = =7 = = | | - получают карточки с заданием. - выполняют задания. - производят взаимопроверку. | Личностное УУД: самооценка результатов деятельности. Предметные УУД: Умение сокращать алгебраические дроби. |
6. Сокращение дробей | | Сокращение дробей | | |
7. Физкультминутка | Смена деятельности. | Физкультминутка Гимнастика для глаз: 1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд; 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы; 3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону; 4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть на 3-5 сек; 5. Быстро поморгать. Гимнастика для снятия утомления с плечевого пояса и рук: 1. Сидя или стоя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. Сидя, руки вверх. Сжать кисть в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. | | |
8. Творческая работа. | В игровой форме применить знания по использованию ФСУ | Работа с «Кубиком-экзаменатором» К доске вызывается ученик. Он бросает «Кубик-экзаменатор» и записывает на доске формулу, выпавшую на грани. Ребята на местах выписывают эти же формулы в своих тетрадях. | -Получают задание. - Советуясь друг с другом выполняют задание. | Познавательное УУД: уметь находить нужную формулу, сравнивать с исходным выражениям. Предметное УУД Выполнять задание на основе ранее изученного материала. Регулятивное УУД Оценивать результат совместной деятельности. |
9. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | - Вспомните, какие цели и задачи мы перед собой ставили? - Предлагаю оценить свою работу на уроке. - Говорит критерии оценки за урок. 17-15 - оценка 5 14-10- оценка 4 9-6 - оценка 3 -запишем домашнее задание: п 35 №35.19(б,г), №35.12(г,б), №35.21(б,г) | -Отвечают на вопросы -Себя оценивает. -Записывают домашнее задание | Познавательные ууд: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные ууд: - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные ууд: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
10. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | - если вам на уроке было трудно и еще нужно много работать над темой, чтобы достичь результатов то наклейте на дерево зеленое яблоко, -если на уроке немного затруднялись не все поняли но старались наклейте на дерево желтое яблоко. - если вам на уроке было комфортно и вы все поняли и у вас все получилось то наклейте красное яблоко. | рефлексия. | Познавательные: рефлексия. |
1) Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
2) Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
3) Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах УУД. Учебные материалы. – М., Калуга: КПГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. – 55 с.
4) Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
5) ЕршоваА.П. , Голобородько В.В., ЕршоваА.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. – М: ИЛЕКСА, 2007. – 176 с.
6) Макарычев Ю.Н. Алгебра 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2007.-271 с.
7) Малкова Н.Г. Организация групповой работы на уроках математики. //Сайт «ПЕДСОВЕТ.ORG». - http://pedsovet.org/component/option, com_mtree/task,viewlink/link_id,4501/Itemid,118/
8) РурукинА.Н., ЛупенкоГ.В., МасленниковаИ.А. Поурочные разработки по алгебре: г класс. – М: ВАКО, 2006. – 416 с.
9) Примерные программы по математике. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с.