Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 9 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Климоуцевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена
На заседании МО:
Протокол № ___ от «___» ___________ 2023 г.
Руководитель МО:
________ Геращенко Л.В.
Согласована
Заместитель директора школы по УВР МОУ Климоуцевской СОШ:
_____________ Афанасьева Г.В.
«____» ______________ 2023 г
Утверждена
Директор МОУ Климоуцевской СОШ
____________ Пашкин А.А
Приказ .№___от
«___» _______________2023 г
Рабочая программа учебного курса
по алгебре для 9 класса
на 2023 – 2024 учебный год
Разработала:
учитель математики
Халиманова Наталья Михайловна
первая квалификационная категория
с.Климоуцы
2023 год
Данную рабочую программу реализует следующий учебник:
Реализация процесса обучения ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Дорофеева Г.В.:
Дорофеев Г.В. Алгебра, 9 кл., учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по математике.
Минаева С. С. Алгебра, 9 кл.: рабочая тетрадь / С. С. Минаева, Л. О. Рослова.- М.: Просвещение, 2011.
Кузнецова Л.В. Алгебра, 7-9 кл.: контрольные работы/ Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л.О. Рослова. - М.: Просвещение, 2011.
Кузнецова Л. В. Алгебра, 9 кл.: тематические тесты. / Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л.О. Рослова. - М.: Просвещение, 2011.
Дорофеев Г.В. Алгебра, 9 кл., книга для учителя / Г.В. Дорофеев, С. С. Минаева, С.Б. Суворова.- М.: Просвещение, 2011.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональны предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность компонентов целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
приобретение навыков работы с информацией:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
участие в проектной деятельности
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
проверять практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
выполнять операции над множествами;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
решать простейшие комбинаторные задачи.
Содержание курса алгебры 9 класса
Неравенства
Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Точность приближения, относительная точность.
Основная цель — познакомить учащихся со свойствами числовых неравенств и их применением к решению задач (сравнение и оценка значений выражений, доказательство неравенств и др.); выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Изучение темы начинается с обобщения и систематизации знаний о действительных числах, повторения известных учащимся терминов: натуральные, целые, рациональные, действительные числа — и рассмотрения отношений между соответствующими числовыми множествами.
Свойства числовых неравенств иллюстрируются геометрически и подтверждаются числовыми примерами. Рассмотрение вопроса о решении линейных неравенств с одной переменной сопровождается введением понятий равносильных уравнений и неравенств, формулируются свойства равносильности уравнений и неравенств. Приобретенные учащимися умения получают развитие при решении систем линейных неравенств с одной переменной. Рассматривается вопрос о доказательстве неравенств. Учащиеся знакомятся с некоторыми приемами доказательства неравенств; система упражнений содержит значительное число заданий на применение аппарата неравенств.
Квадратичная функция
Функция у = ах2 + bх + с и ее график. Свойства квадратичной функции: возрастание и убывание, сохранение знака на промежутке, наибольшее (наименьшее) значение. Решение неравенств второй степени с одной переменной.
Основная цель — познакомить учащихся с квадратичной функцией как с математической моделью, описывающей многие зависимости между реальными величинами; научить строить график квадратичной функции и читать по графику ее свойств сформировать умение использовать графические представлен для решения квадратных неравенств.
Изучение темы начинается с общего знакомства с функцией у =ах2 + bх + с; рассматриваются готовые графики квадратичных функций и анализируются их особенности (наличие оси симметрии, вершины, направление ветвей, расположение по отношению к оси х), при этом активизируются общие сведения о функциях, известные учащимся из курса 8 класса; учащиеся учатся строить параболу по точкам с опорой на ее симметрию. Далее следует более детальное изучение свойств квадратичной функции, особенностей ее графика и приемов его построения. В связи с этим рассматривается перенос вдоль осей координат произвольных графиков. Центральным моментом темы является доказательство того, что график любой квадратичной функции у = ах2 + bх + с может быть получен с помощью сдвигов вдоль координатных осей параболы у = ах2. Теперь учащиеся по коэффициентам квадратного трехчлена ах2 + bх+ с могут представить общий вид соответствующей параболы и вычислить координаты ее вершины.
В системе упражнений значительное место должно отводиться задачам прикладного характера, которые решаются с опорой на графические представления.
Уравнения и системы уравнений
Рациональные выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождество, доказательство тождеств. Решение целых и дробных уравнений с одной переменной. Примеры решения нелинейных систем уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач. Графическая интерпретация решения уравнений и систем уравнений.
Основная цель — систематизировать сведения о рациональных выражениях и уравнениях; познакомить учащихся с некоторыми приемами решения уравнений высших степеней, обучить решению дробных уравнений, развить умение решать системы нелинейных уравнений с двумя переменными, а также текстовые задачи; познакомить с применением графиков для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и уравнений с одной переменной.
В данной теме систематизируются, обобщаются и развиваются теоретические представления и практические умения учащихся, связанные с рациональными выражениями, уравнениями, системами уравнений. Уточняется известное из курса 7 класса понятие тождественного равенства двух рациональных выражений; его содержание раскрывается с двух позиций — алгебраической и функциональной. Вводится понятие тождества, обсуждаются приемы доказательства тождеств.
Значительное место в теме отводится решению уравнений с одной переменной. Систематизируются и углубляют знания, учащихся о целых уравнениях, основное внимание уделяется решению уравнений третьей и четвертой степени уже знакомыми учащимся приемами — разложением на множители и введением новой переменной. Продолжается решение систем уравнений, в том числе рассматриваются системы, в которых одно уравнение первой, а другое — второй степени, и примеры более сложных систем.
В заключение проводится графическое исследование уравнений с одной переменной. Вообще графическая интерпретация алгебраических выражений, уравнений и систем должна широко использоваться при изложении материала всей темы.
Арифметическая и геометрическая прогрессии
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n – гочлена и суммы nчленов арифметической и геометрической прогрессий. Простые и сложные проценты.
Основная цель — расширить представления, учащихся о числовых последовательностях; изучить свойства арифметической и геометрической прогрессий; развить умение решать задачи на проценты.
В данной теме вводятся необходимые термины и символика, в результате чего создается содержательная основа для осознанного изучения числовых последовательностей, которые неоднократно встречались в предыдущих темах курса. Введение понятий арифметической и геометрической прогрессий следует осуществлять на основе рассмотрения примеров из реальной жизни. На конкретных: примерах вводятся понятия простых и сложных процентов, которые позволяют рассмотреть большое число практико-ориентированных задач.
Статистические исследования
Генеральная совокупность и выборка. Ранжирование данных. Полигон частот. Интервальный ряд. Гистограмма. Выборочная дисперсия, среднее квадратичное отклонение.
Основная цель — сформировать представление о статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов.
В данной теме представлен завершающий фрагмент вероятностно-статистической линии курса. В ней рассматриваются доступные учащимся примеры комплексных статистических исследований, в которых используются полученные ранее знания о случайных экспериментах, способах представления данных и статистических характеристиках.
Тематический план
№
Тема
Количество часов
Зачётные работы
Повторение материала 7-8 класса.
2
1
Неравенства.
18
1
2
Квадратичная функция.
19
1
3
Уравнения и системы уравнений.
26
2
4
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
18
1
5
Статистика и вероятность.
9
Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9
10
1
Итого
102ч
6
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
План
Факт
Вводное повторение 2
1/1
Квадратные уравнения
1
05.09
2/2
Системы уравнений
1
06.09
Неравенства 18
3/1
Действительные числа
2
07.09
4/2
Входная контрольная работа.
12.09
5/3
Общие свойства неравенств
2
13.09
6/4
Свойства неравенств. Работаем с символами.
14.09
7/5
Решение линейных неравенств
5
19.09
8/6
Равносильные неравенства
20.09
9/7
Линейные неравенства. Математический диктант.
21.09
10/8
Линейные неравенства. Самостоятельная работа
26.09
11/9
Линейные неравенства. Практическая ситуация.
27.09
12/10
Решение систем линейных неравенств
3
28.09
13/11
Решение систем линейных неравенств. Решение упражнений.
03.10
14/12
Решение систем линейных неравенств. Самостоятельная работа.
04.10
15/13
Доказательство неравенств
2
05.10
16/14
Доказательство неравенств. Решение упражнений.
10.10
17/15
Что означают слова «с точностью до …»
2
11.10
18/16
Решение упражнений. Подготовка к к/р
12.10
19/17
Контрольная работа № 1 «Неравенства»
1
17.10
20/18
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
18.10
Квадратичная функция 19
21/1
Какую функцию называют квадратичной.
3
19.10
22/2
Квадратичная функция.
24.10
23/3
Квадратичная функция. Решение упражнений.
25.10
24/4
График и свойства функции у=ах2
2
26.10
25/5
График и свойства функции у=ах2. Построение графика.
2 чет 07.11
26/6
Сдвиг графика функции у=ах2 вдоль осей координат.
4
08.11
27/7
Сдвиг графика функции у=ах2 вдоль осей координат. Самостоятельная работа.
09.11
28/8
Сдвиг графика функции у=ах2 вдоль осей координат. Математический диктант.
14.11
29/9
Сдвиг графика функции у=ах2 вдоль осей координат. Проверочная работа.
15.11
30/10
График функции у=ах2+bx+c
4
16.11
31/11
График функции у=ах2+bx+c. Нахождение координат вершины параболы.
21.11
32/12
График функции у=ах2+bx+c. Построение графика.
22.11
33/13
График функции у=ах2+bx+c. Самостоятельная работа.
23.11
34/14
Квадратные неравенства.
3
28.11
35/15
Квадратные неравенства. Решение упражнений.
29.11
36/16
Квадратные неравенства. Самостоятельная работа.
30.11
37/17
Решение упражнений. Подготовка к к/р
1
05.12
38/18
Контрольная работа № 2 «Квадратичная функция»
1
06.12
39/19
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
07.12
Уравнения и системы уравнений 26
40/1
Рациональные выражения.
4
12.12
41/2
Рациональные выражения. Решение упражнений.
13.12
42/3
Рациональные выражения. Самостоятельная работа.
14.12
43/4
Рациональные выражения. Проверочная работа.
19.12
44/5
Целые уравнения.
2
20.12
45/6
Целые уравнения. Решение упражнений.
21.12
46/7
Дробные уравнения
3
26.12
47/8
Способы решения дробного уравнения.
3 чет 09.01
48/9
Дробные уравнения. Самостоятельная работа.
10.01
49/10
Решение задач
3
11.01
50/11
Решение задач. Самостоятельная работа.
16.01
51/12
Решение упражнений. Подготовка к к/р
17.01
52/13
Контрольная работа № 3 «Уравнения»
1
18.01
53/14
Анализ контрольной работы.
1
23.01
54/15
Системы уравнений с двумя переменными
4
24.01
55/16
Системы уравнений с двумя переменными. Способ подстановки.
25.01
56/17
Системы уравнений с двумя переменными. Способ алгебраического сложения.
30.01
57/18
Системы уравнений с двумя переменными. Самостоятельная работа.
31.01
58/19
Решение задач.
3
01.02
59/20
Решение задач. Самостоятельная работа.
06.02
60/21
Решение задач. Проверочная работа.
07.02
61/22
Графическое исследование уравнений
3
08.02
62/23
Графическое исследование уравнений. Решение упражнений.
13.02
63/24
Решение упражнений. Подготовка к к/р
14.02
64/25
Контрольная работа № 4 «Уравнения и системы уравнений»
1
15.02
65/26
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
20.02
Арифметическая и геометрическая прогрессии 18
66/1
Числовые последовательности
2
21.02
67/2
Числовые последовательности. Решение упражнений.
22.02
68/3
Арифметическая прогрессия
2
27.02
69/4
Арифметическая прогрессия. Рекуррентная формула.
28.02
70/5
Сумма первых n членов арифметической прогрессии
3
01.03
71/6
Сумма первых n членов арифметической прогрессии. Решение упражнений.
06.03
72/7
Сумма первых n членов арифметической прогрессии. Самостоятельная работа.