Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 7 класс»
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Освоение математики в основной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
В направлении личностного развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
В метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
В предметном направлении:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Предметная область «Арифметика»
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную – в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа, находить в несложных случаях значений с целыми показателями, находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма, выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием (при необходимости) справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приёмов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое, выражать в формулах одну переменную через остальные;
выполнять: основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; разложение многочленов на множители; тождественные преобразования рациональных выражений;
решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами, нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физически величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций.
Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
проводить несложные доказательства, получить простейшие следствия их известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
вычислять среднее значение результатов измерений;
решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
находить частоту событий, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
распознания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объёмов, времени, скорости;
решения учебных практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
II. Содержание учебного предмета.
Вводное повторение (2 ч.)
Числа. Действия с числами. Уравнения. Решение текстовых задач.
Выражения. Тождества. Уравнения. (17 ч.)
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений. Среднее арифметическое, размах и мода. Медиана как статистическая характеристика.
Цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования»; «среднее арифметическое», «размах», «мода», «медиана как статистическая характеристика»
Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
3. Элементы логики, комбинаторики, статистики (5 ч.)
Цель – познакомить учащихся с простейшими статистическими характеристиками.
Знать определения среднего арифметического, размаха и моды ряда чисел, медианы ряда чисел.
Уметь находить среднее арифметическое, размах, моду и медиану ряда чисел.
4. Функции (11 ч. )
Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция y=kx+b и её график. Функция y=kx и её график.
Цель – познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций y=kx+b, y=kx.
Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
5. Степень с натуральным показателем (11 ч.)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y=x2, y=x3, и их графики.
Цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2, у=х3.
Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
6. Многочлены (17 ч)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.
Цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».
Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.
7. Формулы сокращённого умножения (19 ч)
Формулы . Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
Цель – выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
8. Системы линейных уравнений (16 ч)
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений..
Цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
9. Повторение. Решение задач (7 ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса)
III. Календарно-тематическое планирование с указание часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
Раздел программы.
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
план
факт
Вводное повторение (2 часа)
1/1
Повторение. Числа. Действия с числами
1
2/2
Повторение. Уравнения. Решение задач.
1
Глава I. Выражения, тождества, уравнения (22 часа)
Контрольная работа № 1 «Выражения. Преобразование выражений»
1
§3. Уравнения с одной переменной (7 ч)
13/11
Уравнение и его корни.
1
14/12
Уравнение с одной переменной.
1
15/13
Линейное уравнение с одной переменной.
1
16/14
Решение уравнений с одной переменной.
1
17/15
Решение задач с помощью уравнений.
1
18/16
Задачи на движение.
1
19/17
Задачи на вычисление площади и периметра.
1
§4. Статистические характеристики (4 ч)
20/18
Среднее арифметическое. Размах и мода.
1
21/19
Решение задач статистического характера.
1
22/20
Медиана как статистическая характеристика.
1
23/21
Решение задач по теме «Статистические характеристики».
1
24/22
Контрольная работа №2 «Уравнения с одной переменной. Статистические характеристики».
1
Глава II. Функции (11 часов)
§5. Функции и их графики (5 ч)
25/1
Что такое функция.
1
26/2
Вычисление значений функции по формуле.
1
27/3
Решение задач по теме «Функции».
1
28/4
График функции. Построение графиков функции, работа с графиком.
1
29/5
Решение задач по теме «Функции и графики».
1
§6. Линейная функция (5 ч)
30/6
Прямая пропорциональность и ее график.
1
31/7
Построение графиков прямой пропорциональности.
1
32/8
Линейная функция и ее график.
1
33/9
Построение графиков линейной функции. Свойства графиков линейной функции.
1
34/10
Задание функций несколькими формулами.
1
35/11
Контрольная работа №3 «Функции».
1
Глава III. Степень с натуральным показателем (11 часов)
§7. Степень и ее свойства (5 ч)
36/1
Определение степени с натуральным показателем.
1
37/2
Умножение и деление степеней.
1
38/3
Решение задач на применение свойств степени.
1
39/4
Возведение в степень произведения и степени.
1
40/5
Решение задач по теме «Возведение степени в степень. Возведение в степень произведения».
1
§8. Одночлены (5 ч)
41/6
Одночлен и его стандартный вид.
1
42/7
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.
1
43/8
Функции у=х2, у=х3 и их графики.
1
44/9
О простых и составных числах.
1
45/10
Контрольная работа №4 «Степень с натуральным показателем».
1
46/11
Степень с натуральным показателем. Анализ контрольной работы.
1
Глава IV. Многочлены (17 часов)
§9. Сумма и разность многочленов (3 ч)
47/1
Многочлен и его стандартный вид.
1
48/2
Сложение и вычитание многочленов.
1
49/3
Решение задач по теме «Сложение и вычитание многочленов».
1
§10. Произведение одночлена и многочлена (6 ч)
50/4
Умножение одночлена на многочлен.
1
51/5
Упрощение буквенного выражения при умножении одночлена на многочлен.
1
52/6
Вынесение общего множителя за скобки.
1
53/7
Вынесение общего множителя, который является многочленом.
1
54/8
Решение задач по теме «Произведение одночлена и многочлена».
1
55/9
Контрольная работа №5 «Сумма, разность многочленов. Произведение одночлена и многочлена».
1
56/10
Сумма, разность многочленов. Произведение одночлена и многочлена. Анализ контрольной работы.
1
§11. Произведение многочленов (6 ч)
57/11
Умножение многочлена на многочлен.
1
58/12
Решение уравнений, доказательство тождеств с применением произведения многочленов.
1
59/13
Разложение многочленов на множители способом группировки.
1
60/14
Решение задач по теме «Способ группировки».
1
61/15
Деление с остатком.
1
62/16
Обобщающий урок по теме «Произведение многочленов».
1
63/17
Контрольная работа №6 «Произведение многочленов».
1
Глава V. Формулы сокращенного умножения (19 часов)
§12. Квадрат суммы и квадрат разности (5 ч)
64/1
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.
1
65/2
Решение задач на применение формул квадрата суммы и разности двух выражений.
1
66/3
Возведение в куб суммы и разности двух выражений.
1
67/4
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.
1
68/5
Преобразование выражений с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.
1
§13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов (6 ч)
69/6
Умножение разности двух выражений на их сумму.
1
70/7
Преобразование выражений с применением формул сокращенного умножения.
1
71/8
Разложение разности квадратов на множители.
1
72/9
Решение задач по теме «Разность квадратов».
1
73/10
Разложение на множители суммы и разности кубов.
1
74/11
Решение задач по теме «Разложение на множители суммы и разности кубов».
1
75/12
Контрольная работа №7 «Формулы сокращенного умножения».
1
§14. Преобразование целых выражений (6 ч)
76/13
Анализ контрольной работы. Преобразование целого выражения в многочлен.
1
77/14
Решение уравнений, доказательство тождеств.
1
78/15
Применение различных способов для разложения на множители.
1
79/16
Разложение на множители в ходе решения уравнений и доказательства тождеств.
1
80/17
Возведение двучлена в степень
1
81/18
Обобщающий урок по теме «Преобразование целых выражений».
1
82/19
Контрольная работа №8 «Преобразование целых выражений».
1
Глава VI. Системы линейных уравнений (16 часов)
§15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы (5 ч)
83/1
Линейное уравнение с двумя переменными.
1
84/2
График линейного уравнения с двумя переменными.
1
85/3
Системы линейных уравнений с двумя переменными.
1
86/4
Графический способ решения систем линейных уравнений.
1
87/5
Практическая работа «Решение систем графическим способом».
1
§16. Решение систем линейных уравнений (10 ч)
88/6
Способ подстановки.
1
89/7
Решение систем линейных уравнений способом подстановки.
1
90/8
Способ сложения.
1
91/9
Решение систем линейных уравнений способом сложений.
1
92/10
Решение систем уравнений способом подстановки и способом сложения.
1
93/11
Решение задач с помощью систем уравнений. Задачи на проценты.
1
94/12
Решение задач сравнительного характера.
1
95/13
Решение задач с помощью систем уравнений. Задачи на движение.
1
96/14
Обобщающий урок по теме «Системы линейных уравнений».
1
97/15
Контрольная работа № 9 «Решение систем линейных уравнений».
1
98/16
Анализ контрольной работы. Системы линейных уравнений.
1
Повторение (7 часов)
99/1
Выражения, тождества, уравнения. Функции.
1
100/2
Степень с натуральным показателем.
1
101/3
Многочлены.
1
102/4
Формулы сокращенного умножения.
1
103/5
Системы линейных уравнений.
1
104/6
Итоговая контрольная работа на промежуточной аттестации
1
105/7
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Литература
Основная
1.Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. Ростов-на-Дону: Легион,2017 г.
2. Алтынов П.И. Алгебра. Тесты. 7-9 классы: Учебно-метод. пособие. П.И.Алтынов. – М.: Дрофа, 2015 г.
3. Алтынов П.И. Контрольные и зачётные работы по алгебре. 7 кл.: К учебнику «Алгебра. Учебник для 7 кл. Под ред. С.А.Теляковского». – М.: Издательство «Экзамен», 2004
4. Альхова З.Н. Проверочные работы с элементами тестирования по алгебре. 7 класс. – Саратов: «Лицей», 2001
20. Арутюнян Е.Б., Волович М.Б., Глазков Ю.А., Левитас Г.Г. Математические диктанты для 5-9 классов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2015 г.
5. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
6. Буланова Л.М., Дудницин Ю.П., Доброва О.Н. и др. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов средней школы: Пособие для учителя.– М.:Просвещение,2013 г.
7. Бурмистрова Т.А. Алгебра: Сборник рабочих программ. 7–9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016.
8. Голобородько В.В., Ершова А.П. и др. Алгебра. Геометрия: Самостоятельные и контрольные работы в 7 классе. М.: Илекса, 2017г.
10. Дюмина Т.Ю., Махонина А.А. Алгебра: порочные планы по учебнику .Н.Макарычева. Волгоград, Издательство «Учитель». 2010
11. Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Уроки алгебры в 7 классе: Книга для учителей. М.: Просвещение, 2011.
12. Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Алгебра: Дидактические материалы. 7 класс. М.: Просвещение, 2013.
13. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Контрольные и проверочные работы по алгебре. 7-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000
14. Иванов А.П. Тесты для систематизации знаний по математике (7 класс): Учебное пособие. – Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2008
15. Ковалёва Г.И. Уроки математики в 7 классе. Поурочные планы. – Волгоград, издательство «Братья Гринины
16. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
17.Левитас Г.Г. Математические диктанты. Алгебра и начала анализа. 7-11 классы.Дидактические материалы. – М.: «Илекса», 2006
18. Макарычев, Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2017 г.
19. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. , Суворова С.Б. Изучение алгебры в 7–9 классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2017.
20. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра: Элементы статистики и теории вероятностей. 7–9 классы. М.: Просвещение, 2008.
21. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017.
26. Национальная образовательная инициатива≪Наша новая школа≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
27. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 ≪Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях≫ (СанПиН 2.4.2.2621–10).
28. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 ≪Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным
и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся≫.
29. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2015.
30. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
31. Примерные программы основного общего образования. Математика. М.: Просвещение, 2010.
32. Приоритетный национальный проект ≪Образование≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
34. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
35. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286
36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
37. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ≪Об образовании в Российской Федерации≫.
38. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова.
М.: Просвещение, 2010.
39. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная
1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7.
2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1.
3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.
5. Вейцман Л.Р., Вейцман Р.Л. Алгебра: Основные сведения школьного курса. – Донецк: ПКФ «БАО»,1997
6. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ.ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
7. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционнаяподдержка педагогических инноваций при подготовке
школьников к деятельности в сфере науки и высокихтехнологий. М.: Просвещение, 2007.
8. Журналы ≪Стандарты и мониторинг образования≫, 2011–2012.
9. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
10. Звавич Л.И., Рязановский А.Р. Алгебра в таблицах. 7-11 классы: Справочное пособие – М.: Дрофа, 1999
11. Калбергенов Г.Е. Математика в таблицах и схемах. – М.: «Лист», 1997
12.Колягин Ю.М., Леонтьева М.Р., Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Руденко В.Н., Соколова А.В. Сборник задач по алгебре. Для 6-8 кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение,1975