kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кружок Занимательная математика. 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок Занимательная математика рассчитана для учащихся 8 класса, интересующихся математикой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кружок Занимательная математика. 8 класс»

Карагайская средняя общеобразовательная школа, филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Дубровинской средней общеобразовательной школы Вагайского района Тюменской области



РАССМОТРЕНО

на заседании МС

Протокол №1

от 31 августа 2020г.


С О Г Л А С О В А Н О

Педагог- организатор

________ Абусагитова Р.Р.

01 сентября 2020г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №134-од МАОУ

«Дубровинская СОШ»

от 01 сентября 2020г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуальное направление

«Занимательная математика»

8 класс, ФГОС

учителя Айбатовой Фарсаны Шакирчановны

на 2020-2021 учебный год













Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Описание места программы в учебном плане.

3. Общая характеристика программы.

4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения материала кружка.

5. Учебно-тематическое планирование.

6. Информационно-методическое обеспечение.

Пояснительная записка

Программа кружка предназначена для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы. Она рассчитана на 2020-2021 учебный год. В течение этого года планируется организовать работу по нескольким направлениям:

  • Провести цикл бесед о великих математиках древности, о математиках19-20 столетия.

  • Более подробно рассмотреть материал об алгебраическом уравнении.

  • Уделить внимание задачам на смекалку и сообразительность.


Программа кружка «Занимательная математика» по составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского. Организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся,

сформировать интерес к изучению математики.

Программа данного кружка представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся.

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.

Новизна данной программы заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучающихся.

Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.

Отличительные особенности данной программы состоят в том, что эта программа подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных.

Развитию интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания и т.д.

Цель программы:

  • Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

  • Привитие интереса учащихся к математике.

  • Отрабатывать навыки решения нестандартных задач.

  • Воспитание настойчивости, инициативы.

  • Развитие математического мышления, смекалки, математической логики.

  • Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и повышение их общей культуры.

  • Развитие у учащихся умений действовать самостоятельно (работа с сообщением, рефератом, выполнение творческих заданий).

  • Создать своеобразную базу для творческой и исследовательской деятельности учащихся.

  • Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

  • Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.

Формы и методы проведения занятий

Изложение теоретического материала занятий может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, а также интернет-ресурсов.

При проведении занятий на первое место выйдут следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная.

Методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.

Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам, развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала может осуществляться с использованием активных методов обучения. Важным условием организации процесса обучения на кружковых занятиях является выбор учителем рациональной системы форм и методов обучения, её оптимизация с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня математической подготовки, а также специфики образовательных и воспитательных задач.

Формы организации деятельности обучающихся:

- индивидуально-творческая деятельность;

- творческая деятельность в малой подгруппе (3-5 человек);

- коллективная творческая деятельность,

- работа над проектами,

- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);

- игровой тренинг;

- конкурсы, турниры.

Общая характеристика программы:

Обучение детей организуется в форме игры, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.

Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.

Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как именно в этот период складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Задачи данной программы решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Данная программа создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемой программе происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Личностные, метапредметные результаты освоения данной программы:

Личностными результатами изучения кружка «Занимательная математика» являются формирование следующих умений и качеств:

• развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

• креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

• формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;

• выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;

• стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;

• способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.

Метапредметным результатом изучения программы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

• сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

• совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки. Познавательные УУД:

• формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;

• использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты.

• Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

• Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

• Решать логические задачи.

• Работать в коллективе и самостоятельно.

• Расширить свой математический кругозор.

• Пополнить свои математические знания.

• Научиться работать с дополнительной литературой.

Учебно-тематическое планирование

Темы занятия


Количество часов


Сроки проведения




Заняти№1

  1. Организационные моменты.

2.Решение задач на смекалку.

Занятие№2

1.Блез Паскаль (1623-1662)

2.Математические фокусы.

Занятие №3

1.Каварьери(1598-1647).

2.Весёлые вопросы.

Занятие №4

1.И. Ньютон(1643-1727)

2.Викторина.

Занятие №5

1.Христиан Вольф(1679-1754).

2.Занимательные задачи.

Занятие №6

1.Леонард Эйлер(1707-1783) и математическое образование в России.

2.Числовые ребусы.

Занятие №7

1.Жан Д,Аламбер(1717-1783).

2.Решение задач на смекалку.

Занятие №8

1.Лобачевский (1792-1856)

2.Занимательные задачи.

Занятие №9

1.Котельников (1723-1906)

2.Числовые головоломки.

Занятие №10

1.Софья Ковалевская (1850-1891)

2.Быстрый счёт

Занятие №11

1.Эмми Нетер (1882-1935)

2.Как быстро умножать?

Занятие №12

1.Беседа о женщинах математиках (Ипатия, Шатле, Аньези, Жермен)

2.Игра «Стёртые цифры»

Занятие №13

1.Что мы знаем о множестве натуральных чисел?

2.Решение задач на смекалку.

Занятие №14

1.Зачем изучаем простые числа?

2.Решение занимательных задач.

Занятие №15

1.Ещё раз о натуральных числах

2.Задачи на смекалку

Занятие №16

1.Вычисления во множестве дробных чисел

2.Математичесние игры

Занятие №17

1.Простые и составные числа

2.Игра «Одинокий ферзь»

Занятие №18

1.О некоторых простых числах

2.Основная теорема арифметики

Занятие №19

1.Об обыкновенных дробях

2.Решение задач на смекалку

Занятие №20

1.Об иррациональных числах

2.Решение задач, предлагаемых на олимпиадах в разные годы

Занятие №21

1.Аксиоматическое построение арифметики (аксиомы Пеано)

2.Математические игры

Занятие №22

1.Алгоритм Евклида

2.Занимательные задачи

Занятие №23

1.Геометрический язык алгебраических уравнений

2.О трёх главных уравнениях третьей степени

Занятие №24

1.Франсуа Виет-отец алгебры

2.Теорема Виета

Занятие №25

1.Решение уравнений произвольной степени

2.Решение занимательных задач

Занятие №26

1.Уравнения и графики

2. «Локон Аньези» (Построение графика х2у= 4 (2- у ))

Занятие №27

1.Уравнение эллипса

2.Решение занимательных задач

Занятие №28

1.Задачи Диофанта

2.Применение задач на практике (Древний Египет)

Занятие №29

1.Первое знакомство со вторым китом (числа)

2.Решение задач повышенной трудности

Занятие №30

1.Кто и когда придумал первое уравнение?

2.Различные способы решения уравнений

Занятие №31

1.Изучаем алгебру. А что это такое?

2.Роль букв в записи математических выражений

Занятие №32

1.Старинные задачи. История их возникновения.

2.Решение старинных задач

Занятие №33

1.Математические фокусы.

2.Фокусы с картами

Занятие №34

1.Итоговое занятие







1





1





1





1





1





1







1



1





1





1.





1.





1





1







1





1





1





1





1





1





1







1





1





1





1





1





1





1





1





1





1





1





1



1





1





1










Планируемые результаты изучения программы кружка:

В ходе освоения содержания программы кружка «Занимательная математика» ожидаются:

Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;

Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной материал программы кружка;

Повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний по основному курсу;

Основные знания и умения учащихся

В результате работы на занятиях кружка “Занимательная математика” учащиеся должны знать:

основные способы решения нестандартных задач; основные понятия, правила, теоремы.

Учащиеся должны уметь:

решать нестандартные задачи, применяя изученные методы;

применять основные понятия, правила при решении логических задач;

создавать математические модели практических задач;

проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы и доказывать их.

Информационно-методическое обеспечение:

        1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011г.

        2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.М. «Просвещение» 2011г.

        3. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002

        4. Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.

        5. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.

        6. Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школьного возраста. М.: Просвещение, 1981.

        7. Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы): Учеб. Пособие, 2-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2000.

        8. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. СПб.: СМИО Пресс, 2002.

        9. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003.

        10. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2002.

        11. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004.

        12. Технические средства обучения

• Мультимедийный компьютер.

• Мультимедийный проектор.

• Интерактивная доска

18. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

• Доска магнитная .

• Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль.

11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Алгебра

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Кружок Занимательная математика. 8 класс

Автор: Айбатова Фарсана Шакирчановна

Дата: 26.09.2022

Номер свидетельства: 613843

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Презентация для урока математики "Занимательная математика""
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiiadliaurokamatiematikizanimatielnaiamatiematika"
    ["file_id"] => string(6) "273390"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452196690"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Кружок " Занимательная математика" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(43) "kruzhok-zanimatiel-naia-matiematika-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161981"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422291623"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Доклад на районную августовскую конференцию по теме: "Развитие логического  мышления на уроках математики через применение метода развивающего обучения" "
    ["seo_title"] => string(183) "doklad-na-raionnuiu-avghustovskuiu-konfierientsiiu-po-tiemie-razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki-chieriez-primienieniie-mietoda-razvivaiushchiegho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186514"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426353507"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "«Развитие логического  мышления на уроках математики через применение метода развивающего обучения» "
    ["seo_title"] => string(122) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki-chieriez-primienieniie-mietoda-razvivaiushchiegho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186515"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426353694"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Факультатив "Занимательная математика" "
    ["seo_title"] => string(39) "fakul-tativ-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "117374"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412779750"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства