Данное сообщение описывает один из важных подходов в работе по ФГОС.Материал будет полезен для проведения педсоветов,заседаний методических объединений учителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в образовании»
Панарина Л.Н., заместитель директора по УВР
МАОУ Гальчинской СОШ
Выступление на педагогическом совете школы по теме
"Системно-деятельностный подход в образовании".
Предпосылки
Вся история советского школьного образования показывает, что главной ценностью образования, помимо формирования системы взглядов, были знания, составляющие основу многих наук, а результатом – правильная демонстрация этих знаний на экзамене. Такой подход гармонично вписывался в общественно-государственный уклад – после школы и ВУЗА молодой человек без усилий попадал путем распределения в рабочий коллектив, где опытные коллеги учили (не могли не учить!) его выполнять те или иные функции – работать на станке, выполнять чертежи, производить расчеты, вести планерки, руководить коллективом и т.д. Со временем развивались необходимые навыки и умения, а школьные уроки переходил в разряд ностальгических воспоминаний. Таким образом, школьное образование слабо влияло на практическую, деятельную ценность большинства выпускников, не обеспечивая их инструментами использования полученной системой знаний в дальнейшей жизни.
Как пользуются школьными знаниями современные выпускники российских школ? Как и раньше, лишь во время экзаменов или все чаще применяют их за пределами школьных стен? Как оценить успех системы образования: по результатам ЕГЭ или по числу успешных в жизни молодых людей, сумевших найти себя в профессии, создать счастливую семью?
Современные исследования и сейчас подтверждают превосходство российских школьников в части знаний – эта сторона образования не пропала, школьники успешно выполняют задания, связанные с предметными знаниями. Но когда речь заходит о заданиях, где для достижения результата необходимо оперировать знаниями, данными, анализировать их, делать выводы и давать прогнозы, результаты российских школьников неизменно оказываются ниже учеников других высокоразвитых государств. С чем это связано, с принципиальным подходом в образовании или же с низким качеством обучения, не дающим ученикам необходимых навыков и умений?
Не секрет, что современное общество резко отличается от эпохи СССР с его плановой экономикой и социальной стабильностью. Однако, школьный урок остался практически единственным инструментом обучения в школе. Да и сам урок мало в чем претерпел изменения: учебные программы меняются, учебники переписываются, а урок и подготовка учителей остаются на тех же самых принципах, какие главенствовали в школе 60-70-х годах прошлого века. Разные понятия изучаются на разных предметных уроках, где и происходит контроль за усвоением. Однако, на уроке по другому предмету лишь подразумевается, что учащийся будет применять полученные «по соседству» знания. И если он этого не делает, то «виновным» считается сам ученик. Но таких учеников так много, что впору задаться вопросом: «почему с ростом суммы знаний не растет компетентность учащихся?».
А тем временем вся практическая ситуация требует от молодых людей навыков и умений, начиная от способности с первых дней эффективно учиться выбранной профессии и заканчивая выстраиванием позитивных отношения с другими людьми, осознанием своих потребностей и реальных жизненных целей. Т.е. наряду с обширными знаниями от школьного образования сейчас в такой же степени требуется обучение тому, как и где применить эти знания, и еще – как находить необходимую для разных сфер деятельности информацию и как ее «понимать», т.е. интерпретировать. Именно поэтому новые образовательные стандарты опираются на понятие системно-деятельностного подхода.
Основы сдп
Системно-деятельностный подход – это учебный процесс, в котором приоритет отдан активной познавательной деятельности школьника. При этом используются различные приемы и формы обучения, сфокусированные на максимальной самостоятельности учащегося. Главное противопоставление традиционному процессу – учить, «что делать со знаниями» и как делать, а не только «что знать».
Результаты системно-деятельностного подхода:
Создание особой среды для развития учеников;
Активная учебно-познавательная деятельность обучающихся;
Основы будущего саморазвития (в т.ч. самообразования) личности;
Учет в образовательном процессе индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей.
Таким образом, из пассивного потребителя знаний, ученик становится активным и весьма самостоятельным звеном образовательного процесса, а понятие «деятельность» становится ключевой категорией обучения.
Такой подход не является чем-то новым, возникшим сиюминутно. Его основу легко увидеть в культурно-исторической теории отечественного ученого и психолога Выготского Л.С. Теория нашла практическое воплощение в работах и методических разработках учеников Льва Семеновича: П. Я. Гальперина, А. Г. Асмолова и многих других. Ранее идею «учения через деятельность» высказывал американский ученый Дьюи, в числе основных принципов он указывал:
учение через обучение мысли и действию и
учет интересов учеников.
На практике системно-деятельностный подход реализуется через соблюдение ряда принципов.
Деятельность ученика выражается в труде по нахождению знаний (а не получении их в готовом виде). Условием этой работы выступают нормы учебной деятельности, принимаемые и совершенствуемые учеником. В этом случае его умения и общие деятельностные способности будут активно и эффективно формироваться.
Непрерывность обучения – согласованность и преемственность между изучаемыми предметами, методиками и этапами обучения. Этот же принцип включает в себя учет возрастных и психологических особенностей детей.
Целостность обучения – формирование учениками представления о мире, включающем в себя природу, общество, науки и самого себя, как о целостной системе, где все взаимосвязано и каждый элемент имеет свое место.
Принцип минимакса с одной стороны, предлагает учащемуся максимальный уровень материала для усвоения данной возрастной группой, а с другой обеспечивает овладение этим материалом (содержание образования) на уровне социально безопасного минимума, т.е. не ниже государственного стандарта знаний.
Психологическая комфортность обеспечивает устранение неблагоприятных, стрессообразующих факторов учебного процесса и создание педагогической атмосферы сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Вариативность предполагает формирование учениками способностей и навыков к нахождению вариантов (в т.ч. путем систематического перебора) для принятия адекватных решений в ситуации выбора.
Творческий принцип означает упор на творческое начало в образовательном процессе, т.е. приобретение в обучении учащимися собственного опыта творческой, креативной деятельности.
Так же глубоко отличаются в СДП этапы оценки, коррекции и выдачи домашнего задания.
Поскольку СДП ставит своей целью максимальную и безболезненную интеграцию ученика по достижению определенного возраста во взрослую жизнь, то объектом главного внимания этого метода является область потенциальных возможностей, т.е. зона ближайшего развития ребенка. С одной стороны, в этой зоне находится все более эффективное взаимодействие ученика со взрослыми людьми, но одновременно продуктом этого взаимодействия выступает новый, более эффективный уровень решения учебных задач. Т.е. речь идет о непрерывном и всестороннем развитии личности ученика.
Чтобы дать возможность учащимся «нащупать» эту зону ближайшего развития, учитель не берет на себя роль транслятора новой информации, а ставит перед учениками вопросы и лишь методически руководит поиском учеников ответов на них. Деятельность же школьников направлена на использование в этих рамках не только ранее полученных знаний и умений, но и привлечение дополнительных источников: энциклопедий, справочников, словарей и т.д.
В отличие от традиционного, системно-деятельностный подход нуждается и строится на познавательном мотиве (желания узнать и научиться что-то делать) у учеников. Используя этот мотив, учащиеся приобретают новые знания путем выполнения определенных действий. Наконец, очевидно, для применения приобретенных знаний ученикам потребуются найти и освоить определеннее способы действий.
Но еще более важной задачей СДП является создание условий, при которых ученики будут использовать содержание и результаты обучения как в решении значимых жизненных задач, так и в повседневной жизни (коммуникации, бытовые задачи, отчасти хобби).
Некоторые технологии реализации сдп
Информационные и коммуникативные технологии.
Технологии создания и решения учебных ситуаций, актуальных для изучения окружающего мира.
Технологии реализации проектной деятельности.
Технологии уровневой дифференциации обучения.
Одной из новых, позволяющих добиться значительных результатов в развитии личности ребенка, является технология проектной деятельности, предполагающая рост компетенций автора на каждом этапе проекта. Т.е. сам ученик становится «продуктом» своего же проекта. Вообще, метод проектов был рожден на теории уже упоминавшегося выше американца Дьюи и его коллег «прагматической педагогики». В России попытка внедрения метода проектов в школе была произведена в начале советской власти, но по многим причинам потерпела неудачу. Однако в других европейских странах этот метод нашел широкое использование в школьных программах.
Можно сказать, что главный тезис проектного метода хорошо согласуется с логикой СДП: «все, что я познаю, я знаю, для чего это нужно мне, где и как я могу применить эти знания».
Несмотря на ограничения начальной школы, накладываемые на проектную деятельность в силу возраста детей, первые проекты ученики могут и должны делать именно в начальных классах. Эти проекты, несмотря на кажущуюся легкость и даже несерьезность, помогут ребенку сформировать адекватную самооценку, научат его размышлять и прогнозировать. Ведь именно в этот период в человеке закладываются основы значимых ценностных установок и личных качеств, а, значит, проектный метод обязан использоваться здесь в силу своей эффективности и преимуществ.
Мною изучены теоретические основы проектирования современного урока. Для удобства работы в практической деятельности они составлены в виде памяток.
Памятка №1. Требования к современному уроку по ФГОС СПО
Урок обязан иметь личностно - ориентированный, индивидуальный характер.
В приоритете самостоятельная работа обучающихся, а не преподавателя.
Осуществляется системно – деятельностный, компетентностный, практико – ориентированный подходы.
Каждый урок направлен на развитие общих и профессиональных компетенций у обучающихся.
Решающая роль отводится учебному сотрудничеству.
Таким образом, современный урок должен быть проблемным, развивающим.
Достижение нового образовательного результата возможно только при реализации системно – деятельностного подхода на уроке.
Памятка №2. Реализация системно – деятельностного подхода на уроке
Положение системно-деятельностного подхода / Реализация Формирование умения учиться / метапредметная деятельность, общие и профессиональные компетенции. Целенаправленная организация учебной деятельности / Соответствующие типы заданий, оргдеятельностные технологии, проектная деятельность. Содержание обучения через значимые жизненные задачи / Компетентностный подход, обращение к личности обучающегося, его личным целям и проблемам будущей профессиональной деятельности. Важная роль сотрудничества / Групповая работа, проектная деятельность, включая публичную защиту проекта.
При реализации системно-деятельностного подхода на уроке использую следующие принципы педагогической техники:
Свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии обучающемуся представляю право выбора);
Открытости (не только даю знания, но и показываю их границы, сталкиваю обучающегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
Деятельности (освоение обучающимися знаний, умений, навыков, компетенций в преимуществе в форме деятельности);
Идеальности (максимально использую возможности знания и интересы самих обучающихся);
Обратной связи (регулярно контролирую процесс обучения с помощью системы приемов обратной связи).
Таким образом, меняются цели и задачи математического образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всем многообразии – урок остается главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые стандартом нового поколения, урок должен стать новым, современным. Это я достигаю следующими путями:
Ход познания – «от обучающихся»;
Коллективный поиск, направляемый учителе;
Использование разнообразных форм, методов, приемов, организаций учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся, который становится активной Личностью, умеющей ставить цели, и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Заключение
Самостоятельное мышление и способность анализировать, умение связно высказываться, строить гипотезы и отстаивать свою точку зрения, представление о границах собственного знания и незнания – вот черты выпускника начальной школы, к которым следует стремиться. И новая роль «исследователя» в системно-деятельностном подходе заинтересует детей в учебном процессе, который в свою очередь станет процессом активного познания. Вместе с тем, СДП открывает новые возможности для формирования творческой и ответственной личности ребенка, активную роль в этом будут играть не только учителя, но и сами дети.
Новые цели в системе образования неизбежно изменяют всю методическую составляющую подготовки и деятельности учителей. Одно из этих изменений – системно-деятельностный подход – т.е. переход от объяснительного способа обучения к деятельностному, где ученик становится активной частью, субъектом учебной деятельности.