Просмотр содержимого документа
«Роль общественности в системе государственного общественного управления лицеем»
Роль общественности в системе государственного общественного управления лицеем
Заместитель директора
по научно-экспериментальной работе
МБОУ лицея № 8 г. Ставрополя
Беломесова Н.Г.
По статистике сегодня в нашей стране почти 35 миллионов родителей. Это не просто люди, наиболее заинтересованные в качестве школьного обучения и воспитания, но и, между прочим, 40% всего деятельного населения страны. И было бы неплохо, если бы школа смогла сделать их своими партнерами, общественными участниками управления образовательным процессом. Но возникает вопрос, всегда ли партнеры – друзья и единомышленники? Должны ли они непременно любить друг друга или у них могут разниться интересы и возможности, возникать противоречия? Мы в лицее считаем, главное для партнерства – понимание того, что без реализации интереса противоположной стороны невозможно реализовать собственные интересы.
Общественное участие в управлении лицеем может быть организовано в разных формах: софинансирование, предоставление услуг (образовательных, информационных, технических), совместная разработка и реализация социальных, культурных проектов, совместная управляющая деятельность учреждением (попечительские, управляющие советы школы), экспертиза.
90% внутришкольных мероприятий в лицее проходят при непосредственном участии родителей. Получили широкое распространение не только формы привлечения семьи в спортивные состязания, но и приглашение родителей на открытые уроки в рамках каждой предметной недели. Совместно с родительской общественностью ребята лицея участвуют в акциях, оказывая помощь ветеранам, малообеспеченным жителям микрорайона, детскому дому в селах Надежда и Дивное Ставропольского края. Ученики, педагоги и родители - частые гости в геронтологическом центре, доме ветеранов, воинской части артдивизиона 247 десантно-штурмового полка. Эта работа направлена не только на реализацию одной из задач воспитательной деятельности - усилению роли семьи в воспитании детей, - но и привлечению общественного участия в управлении образовательным учреждением.
Для эффективного расширения общественного участия в управлении лицеем важно, чтобы учебное учреждение было информационно открытым, сумело донести до всех участников образовательного процесса изменения, которые в нем происходят. С этой целью в лицее проходят общешкольные родительские собрания по параллелям с участием администрации лицея. Организованы Дни открытых дверей, введена система оперативного информирования родителей обучающихся об их учебных достижениях и проблемах. Активно используются средства наглядной рекламы, когда информация размещается на стендах, а в последнее время на страницах школьных СМИ и сайте образовательного учреждения. Второй год действует проект «Информационный холдинг», который объединил лицейскую газету «Своя газета», научный альманах «Поиск», телекомпанию «Восьминожка», сайт. Проект ориентирован на все возрастные группы обучающихся, коллектив педагогов и родителей лицеистов. В рубрике «Чем живет лицей» ребята и взрослые не только получают информацию о событиях, происходящих в лицее, но и обсуждают, спорят, высказывают свою точку зрения об этом. В каждом номере публикуются результаты социологического опроса детей и взрослых по социально значимым вопросам, таким, как питание, школьная форма, новая форма сдачи экзаменов, досуг, дежурство и др. Телекомпания тоже не остается в стороне. В программе «УШУ» (ученики - школа – учителя) освещаются яркие события из жизни лицея, дается оценка происходящему, ведь корреспонденты «Восьминожки» проводят видео и фотосъемки всех мероприятий в школе и за ее пределами. Не так давно появилась передача «Из первых уст», на вопросы ребят отвечают те, кому они адресованы: учителя, администрация лицея, психолог. Иногда редакторы в поисках ответа обращаются к Интернету. В проекте принимают участие ученики с 1 по 11 класс и педагоги лицея. Так, главный редактор – учитель, а вот в редакционную коллегию входят ученики. Среди них есть корреспонденты, фотографы, верстальщики, редакторы, телеведущие и операторы, администратор и модератор.
Огромную помощь в организации этого проекта оказывают родители и общественность города. Так, узнав о том, что в лицее появилась телекомпания, ведущий утренней передачи на АТВ-Ставрополь безвозмездно провел мастер-класс для ребят лицея. С целью информирования родителей о жизни лицея и успехах детей обновляются странички Web-сайта. Ежегодно размещается публичный отчет директора лицея кандидата педагогических наук Почетного работника общего образования РФ Светланы Ивановны Карпенко. Родители и ученики с большой заинтересованностью участвуют в форумах, обсуждая волнующие их вопросы. Программа деятельности «Информационного холдинга» ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей лицеистов. При разработке программы учитывался опыт деятельности образовательного учреждения, современная образовательная ситуация и тенденции развития лицея. Программа строится на следующих принципах:
• открытости для творческого использования педагогами лицея;
• субъектной позиции учащихся;
• воспитания через социально значимую деятельность;
• интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.
Цель программы - способствовать привлечению подростков к участию в работе школьных СМИ.
Задачи программы:
• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для обучения азам журналистики;
• привлечение внимания взрослой общественности к проблемам подростков;
• формирование и развитие приобретаемых навыков социального поведения;
• развитие у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности; Такое сотрудничество с родителями позволяет повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса.
Очень интересной находкой мы считаем наличие «критического друга», человека, который не имеет непосредственного отношения к лицею, не работает в системе образования. Но, по мнению педагогов, учеников и родителей нашей школы, он является человеком авторитетным, способным на конструктивную, доброжелательную критику. Попечительский совет в начале учебного года обращается к такому человеку с просьбой (или уточнением продолжения деятельности в этом качестве) стать «критическим другом» школы. На сегодня это два человека: бывший учитель лицея Нина Александровна Луканина и председатель совета микрорайона Ирина Амерджановна Вишнякова. Постоянно работая в школе, постепенно привыкаешь к тому, что тебя окружает, перестаешь замечать какие-то мелочи, недоработки. Поэтому, периодически приходя в лицей, эти люди обращают внимание администрации на то, что с их токи зрения, следовало бы улучшить. С другой стороны, как общественные представители, они взаимодействуют с органами государственной власти, обращая их внимание на нужды и проблемы лицея. Выступают посредниками в конфликтных ситуациях между родителями и педагогами. В условиях значительной загруженности педагогических работников и администрации лицея такая «помощь со стороны» очень полезна для образовательного учреждения, и в то же время вырабатывается неравнодушное отношение к жизни школы со стороны общественности.
Еще одна форма общественного управления в лицее - это работа Совета отцов. Совет отцов принимает самое активное участие в решении вопросов, которые требуют оперативных действий. Так, их усилиями была проведена работа по очищению от последствий затопления школьного тира, они выступили инициаторами в организации дежурства родителей-отцов на школьных вечерах, оказали помощь в монтаже и обустройстве детской площадки для учеников начальных классов.
Для расширения общественного участия в управлении лицеем создаются инициативные группы «заинтересованных родителей». На переговорных площадках, создаваемых в каждом классе, они высказывают свои просьбы и пожелания педагогическому коллективу. Рождается так называемый «родительский заказ класса», который выступает в качестве проектного замысла. Для его реализации создается инициативная группа «заинтересованных родителей», состоящих из трех – пяти человек разных профессий (родители-учителя исключаются). Совместно с педагогами и обучающимися организуют исполнение этого проекта. Таким образом, родители становится реальными участниками в управлении образовательным учреждением.
Если говорить об оценке качества и рассматривать достижения лицея от эффективности расширения общественного участия в его управлении, то необходимо отметить, что сложившаяся в лицее система воспитательной работы отличается высокой результативностью. Подавляющее большинство наших учащихся трудолюбивы, обладают чувством собственного достоинства, целеустремленны и активны в жизни, умеют разрешать конфликтные ситуации. В течение последних десяти лет в лицее нет правонарушений. Сложившиеся в лицее традиции способствуют активному вовлечению школьников в социальные отношения, формированию организационных умений и лидерских качеств. После окончания лицея, до 98% учащихся становятся студентами высших учебных заведений, 60% выбирают экономический профиль. А среди выпускников есть руководители разного уровня, политики, ученые – то есть социально востребованные и успешные личности.
Особое внимание в лицее уделяется поддержанию связей и установлению партнерских отношений с выпускниками, привлечению их к участию в управлении образовательным учреждением. В свою очередь, бывшие ученики находят возможности для включения лицея в разнообразные проекты, содействовать его развитию финансово и материально. Так, благодаря поддержке выпускника школы, депутата городской Думы Унтевского И.И., в лицее появилась детская площадка для учеников начальных классов. Долгое время вел театральный кружок помощник режиссера драматического театра им. М.Ю. Лермонтова, - Гольский В.И.. По инициативе военного пенсионера Болдырева В.П. выпускниками разных лет были внесены денежные средства на развитие музея истории лицея. Преподавателем СГУ Годзевичем Б.Л. в рамках профориентационной работы организованы экскурсии для старшеклассников на естественно-географический факультет. В спортивном зале лицея ежедневно проводит тренировки по рукопашному бою мастер спорта, выпускник Овчинников С.С.. В рамках подготовки к семидесятилетнему юбилею лицея выпускники вышли с предложением организовать «Ассоциацию выпускников лицея».
Одно из слагаемых в оценке качества и востребованности образовательного учреждения - это его достижения. Наш лицей является Дипломантом 1 Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений (2004), обладателем дипломов Академии творческой педагогики «Школа Высшей категории» (2003) и «Академическая школа» (2004). Лицей дважды становился победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (2006, 2008); обладателем знака «Сто лучших товаров России» (2008). Образовательное учреждение имеет Серебряный (2004), Золотой (2005), Платиновый (2007) ордена «Отличник качества Ставрополья». Среди педагогов есть лауреат премии Сороса, трое учителей лицея стали победителями ПНПО, трое учителей и шестеро учащихся внесены в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России» (2006, 2009). Юнармейцы лицея - неоднократные победители и призеры краевой Всероссийской военно-спортивной игры «Зарница». На протяжении нескольких лет лицеисты - победители и призеры краевого этапа Всероссийского конкурса «Лидер ученического самоуправления» (2007). Фольклорному ансамблю «Русская песня» было присвоено звание «народного» (2008, 2012). Это единственный в Ставропольском крае коллектив организованный в образовательном учреждении удостоенный данного звания.