kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка педагогического совета «Универсальные учебные действия, как условия формирования умений, навыков и компетенций обучающихся».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка педагогического совета по УУД. предназначена для заместителей директора. Проводилась в общеобразовательной школе. Может быть полезна учителям биологии, географии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка педагогического совета «Универсальные учебные действия, как условия формирования умений, навыков и компетенций обучающихся».»

Педагогический совет

Тема «Универсальные учебные действия, как условия формирования умений, навыков и компетенций обучающихся».

План педсовета

1.Организационный момент. Введение в тему педсовета.

2.Характеристика УУД Работа в группах (заполнение таблицы: результат развития УУД и приёмы)

3. «Новый урок» - урок формирования УУД

4.Формирование УУД на уроках биологии

5.Формирование УУД на уроках географии

6.Выводы. Решение педсовета.



Цель: способствовать осознанию направляющей и формирующей роли педагогического воздействия учебно-воспитательной деятельности в процессе развития и становления учащегося как личности.

Задачи:

- осознание необходимости эффективного управления развитием личности, базирующейся на целеполагании, на стремлении к цели, тогда как отсутствие управления предполагает неэффективные, хаотичные, без определенной цели поиски себя как личности; управление формированием универсальных учебных действий;

- осмысление профессионального вклада в создание условий для эффективного развития личности в процессе предметного обучения.

1. Организационный момент

Вначале предлагаю вам устно ответить, можно про себя, на несколько вопросов.

  1. Планируете ли вы работать в школе в ближайшем будущем?

  2. Согласны ли вы, что работа по старому, по привычке, есть путь к профессиональному выгоранию?

  3. Учитываете ли вы современные технологии при работе с предметным материалом в современных социально меняющихся условиях?

  4. Что вы сегодня готовы сделать для повышения своего педагогического мастерства?

Положительные ответы свидетельствуют о направленности на профессиональный рост, отрицательные – о профессиональном и личностном застое, особенно, если вы не ответили на последний вопрос. Чтобы избежать профессиональной деградации, необходимо включить психологический принцип «начни с себя» и вспомнить, что пытливый ум учится в любой ситуации. Например, ситуация «здесь и сейчас» - наш педсовет. Возьмите из него максимум полезного для себя.

2. Введение в тему педсовета.

Учителя-предметники всегда стремятся дать по своему предмету как можно больше знаний. И как часто мы сетуем на то, что душу вкладываешь, а тебя не понимают, не могут запомнить то, что ты говоришь, не вникают в предмет. Такое случается. А почему это происходит? От чего зависит успешность обучения? Вместо эпиграфа к нашему педсовету слова одного родителя: «В школе требуют знать математику, физику, русский и т. д., но там не учат учиться. А ведь школа для этого и предназначена».

Да, дети не умеют учиться, у них не сформированы общие правила усвоения, и действительно не всегда мы их этому учим.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российских школ по уровню фактических знаний заметно превосходят своих зарубежных сверстников. Однако результаты проводимых международных сравнительных исследований заставляют насторожиться и задуматься. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас".

В докладе международной комиссии по образованию под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столба, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж.Делор)

Сейчас мы всё чаще слышим …Новый учитель…, новый ученик…, новый урок…. Какой он? В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответ­ственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, опре­деляющие современное качество содержания образования».

В новых образовательных стандартах прослеживается усиление ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Школа выполняет социальный заказ общества. Согласно принятой модели выпускника, ученик должен выйти из стен школы с направленностью на дальнейшее получение образования, повышение своего культурного уровня, т.е. на самосовершенствование. Но этому его надо научить в стенах школы, вне зависимости от учебного предмета, вернее все учебные предметы должны учить его и этому, иначе конкретные знания бесполезны. На это и направлены Федеральные образовательные стандарты второго поколения. Образовательная программа согласно данным стандартам включает в себя на только рабочие программы по предметам, но и Программу формирования универсальных учебных действий, программу духовно-нравственного развития, воспитания учащихся, программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программу коррекционной работы и систему оценки достижения планируемых результатов. Вторая часть образовательной программы посвящена внеурочной деятельности учащихся.

Необходимо, чтобы каждый учитель понимал и помнил, что теперь цель – это УУД, т. е. умение учиться, а ЗУН – это средство обучения.

Этим и обоснован выбор темы педсовета. Но прежде давайте уточним понимание отдельных слов и темы в целом.

Универсальные учебные действия, как условия формирования умений, навыков и компетенций обучающихся в учебном процессе означает создание условий содержательно-познавательного общения, в результате которого совершенствуется интеллектуальная, познавательная, коммуникативная деятельность.

Наша школа, а именно учителя начальных классов второй год работают по новым стандартам, в рамках ФГОС.

С Программой формирования универсальных учебных действий, нас познакомит Дедова Н.Н.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет привело к тому, что школа перестала быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Таким образом, новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, умение учиться во взрослой жизни;

- обеспечивают готовность личности к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование универсальных учебных действий тесно связано с ценностными ориентирами (слайды):

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития общества, кооперации сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Таким образом, сформировались следующие основные требования общества к образовательной системе:

  • формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;

  • сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

  • обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;

  • достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;

  • формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.(слайд)

(слайд) Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

В результате развития личностных универсальных учебных действий у выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.


(слайд) Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

В результате развития регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

(слайд) Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

В результате развития познавательных универсальных учебных действий выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществить синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связи;

  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть общим приемом решения задач.

(слайд) Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Работа в группах



В результате развития коммуникативных универсальных учебных действий, выпускник научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. Владеть диалогической формой речи.










Название УУД

Результат развития УУД (чему научится выпускник)

Приёмы

Личностные УУД и его виды


Удивляй

Метод 360

Идеальное

Д/З

Лингвистическая карта


Два кольца

Остановка


Регулятивные УУД и его виды


Листы самоконтроля и самооценки

Отсроченная

загадка

Рефлексивное сочинение

Карточка-ловушка

Вопрос-ответ

Оценочное окно

Идеальный план


Познавательные УУД и его виды


Тетрадь

открытий

сказка

Лови ошибку

Поисковое чтение

Карусель

МШ

Моделирование


Коммуникативные УУД и его виды



Учебный

диалог

Учебная

дискуссия

Аргумент

Если бы

Конструктор

вопросов

Таймер






Где мы, учителя, можем формировать УУД обучающихся? Конечно на уроке…

« Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора. эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, необъятностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего..

3. Если не знаешь куда плыть, никакой ветер не будет попутным.

Сенека


Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так …. (формирование мировоззрения)



Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Какие же они, критерии современного урока?

Критерии эффективности современного урока ( работа в группах)

( У вас в группах лежат карточки с критериями урока. Определите, какие подходят для современного урока.

Карточки с критериями вывешиваются на доске)

  • Обучение через открытие

  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

  • Развитие личности

  • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

  • Демократичность , открытость

  • Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.

  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

  • Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие.

  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.



Формирование УУД на уроках биологии

Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии возможно только в условиях развивающего обучения и воспитания. В связи с этим можно выделить следующие аспекты успешного урока биологии.

  1. Формирование предметной компетентности.

Эколого-биологические знания - это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не каждый из наших учеников станет биологом, экологом, лесником, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, заботится о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Задача учителя- показать воспитанникам значимость эколого- биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, найти такой подход, который заденет не только ум, но и душу ученика, поможет осознать высочайшую ценность жизни.

  1. Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому все объяснили, поэтому задача учителя - не выдавать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать.

Для этого надо разбудить в каждом природную любознательность.

Навыки самостоятельной работы школьников совершенствуются в ходе опытнической, научно- исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время.

  1. Формирование информационной культуры.

Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, ученик должен свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать ее из разных источников.

На уроках биологии активно используются цифровые информационные ресурсы.

Задача учителя - научить работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать.

  1. Развитие мышления.

Всегда возникает вопрос, можно ли научить каждого ученика эффективно мыслить, наверное, нет, но каждому можно помочь освоить основные логические операции: научить выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи.

Создание на занятиях интеллектуальных затруднений, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого мышления, столь необходимого в повседневной жизни.

  1. Развитие творческих способностей.

Задача учителя- стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности.

  1. Формирование коммуникативной компетентности и толерантности.

Любое учебное занятие- это всегда общение, которое отнюдь не ограничивается передачей информации. Смысл общения гораздо глубже. Мы учимся слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. Мы вместе ищем ответы на неожиданные вопросы, думаем, спорим, сопереживаем. Мы доверяем друг другу, и поэтому ребятам не страшно ошибаться, выдвигая порой самые невероятные идеи. Развитие коммуникационных умений и терпимости к чужому мнению - еще одна важная составляющая учебного занятия.

  1. Создание психологически комфортной среды.

Каждому учителю хочется, чтобы каждый воспитанник поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытывал не только радость познания живой природы, но и радость общения, радость творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутил вкус победы над собой.

  1. Формирование рефлексивных качеств.

Развитие личности не возможно без способности к самоанализу и самокоррекции. Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели, эффективно действуя не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.

  1. Разнообразие учебной деятельности.

Учебный год интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на занятии должны чередоваться разные формы деятельности, и каждое занятие должно быть неповторимым. В каждом занятии должна быть своя «изюминка», волшебное «Ах», когда дети вдруг замирают от изумления и восторга.

Наибольший интерес у воспитанников вызывают такие формы учебно- воспитательной работы как: экскурсии, походы, ролевые игры, тематические праздники, экологические акции.

Мои ученики активно вовлекаются в практическую и природоохранную деятельность.

Они с энтузиазмом участвуют в исследовательских проектах.

10. Здоровьесберегающий аспект.

Общение друг с другом, природой развивает интеллектуально- творческие способности школьников и укрепляет их здоровье.

Так,  при изучении нового материала учащиеся самостоятельно изучают материал по тексту параграфа или с помощью информационных листов и выполняют  письменно задание: составить план ответа , подтвердив каждый пункт плана соответствующим тезисом. Результат работы записать в таблицу:

План ответа

Тезисы

1.                                                               

                                                               

2.

 

3.

 

Ученики в 5-11 классах с большим удовольствием работают на уроке и дома над составлением тематических синквейнов, текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:

1 строка – 1 существительное (тема), 
2 строка – 2 прилагательных (описание темы ), 
3 строка – 3 глагола (описание действий), 
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме 
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

– участие в проектах;
– подведение итогов урока;
– творческие задания;
– зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
– мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
– самооценка события, происшествия;
– дневники достижений.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

– «Преднамеренные ошибки»
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль – «Ищу ошибки»

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

– составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища; – групповая работа по составлению кроссворда;– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Формирование УУД на уроках географии

Способы формирования предметных УУД на уроках географии

Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий.

Какие УУД можно формировать средствами предметов «природоведение» и «география»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?

На мой взгляд, нужно, во-первых, провести отбор содержания материала по темам; во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения. В-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к ГИА должна начинаться не в 9 классе, а как минимум с 5 класса (или раньше). Если на уроках географии или, других гуманитарных предметах ученики до девятого класса не работали с источниками, не составляли планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень трудно. В своей педагогической практике я использую методы и формы работы, которые способствуют развитию УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. На уроках и во внеурочной деятельности, обучающиеся самостоятельно находят и формулируют проблемные вопросы. Во время уроков изучения нового материала, комбинированных уроков, на этапе определения цели урока или при закреплении полученных знаний происходит формирование познавательных УУД. Эти универсальные учебные действия способствуют формированию коммуникативных УУД у обучающихся. Когда ребята учатся работать в парах и группах, они учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения, т.е. развиваются коммуникативные УУД. Особенно остро эта проблема стоит в 6 классе по причине физиологических особенностей данной возрастной группы обучающихся. Работа в парах и осуществление обучающимися взаимопроверки выполненных работ, стимулирует учеников аргументировано выражать свое мнение при оценке и самооценке. Детям эта форма деятельности очень нравиться, они внимательно читают работу соседа по парте и любят доказывать свою точку зрения.

У обучающиеся как на уроке, так и во время внеурочной деятельности, формируется не отдельно взятое универсальное действие, а совокупность УУД в комплексе, что и обеспечивает достижение основной цели современного образования.


Мне хотелось бы остановиться на формировании познавательных  УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.

Разрабатывая план урока, учитель должен выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Например, при подготовке темы «……………………………….» в 6 классе, я отмечаю следующие виды деятельности школьников:

- рассказ на основе информации учебника, литературного источника, карты и схемы;

- умение извлекать информацию из источника;

- описание объекта по схеме

- составление характеристики географического объекта.

Следующий шаг – подобрать способы достижения оптимального результата. Готовится раздаточный материал. Урок начинается с создания мотивационной основы формирования умений……………………………………………………………………………………………………………………… решаются с помощью следующих приёмов:

- Работа с картой («Чтение карты»), схемой

- Анализ исторического источника

- Чтение и обобщение фактов из литературного источника.

Работа может идти как в группах, так и индивидуально.

Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:

- Составление вопросов к тексту, ответы на них

- Комментированное чтение текста

- Составление простого и сложного плана

- Составление сравнительных, хронологических таблиц

- Составление кластера

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу

- Составление логической схемы, цепочки

Главное – учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы).

            Уроки географии в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.

                       В виду того, что пока в школах отсутствует учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию Программы развития УУД среднего и старшего звена, необходимо в содружестве с учителями предметниками разрабатывать интегрированные задания для диагностики сформированности учебных действий. В 5-6 классах это может быть, например, работа с текстом.

            В заключение несколько слов об использовании ИКТ на уроках. Презентации должны стать не просто красивыми картинками или готовыми схемами, таблицами, а средством формирования учебных действий, реализации деятельностного подхода к обучению. Меньше нужно заниматься простой трансляцией знаний, больше внимания уделять формированию комплекса метапредметных умений, а это уже сдвиг в направлении компетентностной модели образования.



Так что же для нас современный урок ? это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить о том , каким должен быть урок .

Неоспоримо одно : он должен быть одушевленным личностью учителя.

Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:

– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий

Рефлексия

на листе бумаги обведите свою ладошку.

каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

большой –для меня это важно и интересно …

указательный- я получил конкретные рекомендации…

средний- мне было трудно ( не понравилось)…

безымянный –моя оценка психологической атмосферы… мизинец- для меня было недостаточно

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)



Рецепт хорошего урока.

1.Возьмите дюжину самых лучших эмоций, отберите те, которые лишены разочарований, зло, памятности и злости. Разделите их на 5 или 6 уроков, которые приходится проводить каждый день.

2.Добавьте в каждый свой урок:

12 порций мудрости

11 порций терпения

10 порций храбрости

9 порций работоспособности

8 порций оптимизма

7 порций преданности своему делу

6 порций творчества

5 порций доброты

4 порции заботы о здоровье

3 порции юмора

2 порции такта

1 порцию веры в каждого ученика



В пропорциях ингредиентов возможны варианты на усмотрение готовящего. Добавьте ложечку хорошего настроения Добавьте ложечку хорошего настроения, по вкусу развлечения, обязательно игры. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все это энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей ученикам урок сервируйте спокойствием и профессионализмом учителя. И хороших Вам уроков!





Критерии современного урока

  • Обучение через открытие

  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

  • Развитие личности

  • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

  • Демократичность , открытость

  • Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.

  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

  • Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие.

  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.





























Название УУД

Результат развития УУД (чему научится выпускник)

Личностные УУД и его виды








Название УУД

Результат развития УУД (чему научится выпускник)

Регулятивные УУД и его виды


Название УУД

Результат развития УУД (чему научится выпускник)

Познавательные УУД и его виды








Название УУД

Результат развития УУД (чему научится выпускник)

Коммуникативные УУД и его виды













































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Копотилова Наталья Александровна

Дата: 09.02.2017

Номер свидетельства: 389729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Оценивание в обучении "
    ["seo_title"] => string(26) "otsienivaniie-v-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "175003"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424197468"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства