Повышение воспитательного потенциала организационной культуры через взаимодействие школы с семьями учащихся
Повышение воспитательного потенциала организационной культуры через взаимодействие школы с семьями учащихся
Условия современной жизни все более подводят педагогов к необходимости учитывать возрастающие значения среды в социализации детей. Личностный и индивидуальный подходы утрачивают свои силы, если не берется в расчет социокультурный и природный контекст развития ребенка.
Семья - важнейший фактор социализации, так как она является персональной средой жизни и развития человека.
Проблемы взаимодействия современной городской школы с семьями учащихся являются весьма актуальными. Сегодня, когда многие семьи озабочены экономическим благополучием, усилилась тенденция уклонения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители в достаточной мере не владеют знаниями индивидуальных возрастных особенностей ребенка и осуществляют порой воспитание вслепую, что, как правило, не приносит позитивных результатов.
А в свой черёд педагоги не могут полноценно осуществлять обучение и воспитание, если не знают и не учитывают особенностей семьи школьника, не привлекают её к сотрудничеству.
Определяя типичные проблемы такого взаимодействия современной социальной педагогической ситуации, следует отметить, что одним из объективных мезофакторов социализации является город, для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории, высокая степень разнообразия человеческой деятельности, различные этнические структуры населения, социальная мобильность. Городской образ жизни определяет значимость для подростка многообразия ценностных ориентаций стилей жизни, неустойчивость социального статуса горожанина, снижение влияния традиций в регулировании поведения человека, слабый социальный контроль в семье вследствие наличия разнообразных социальных связей. Городской образ жизни определяет в целом характер и содержание взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Культура взаимодействия школы и семей учащихся зависит от места расположения образовательного учреждения в черте города: центр, окраина города, район новостройки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение воспитательного потенциала организационной культуры через взаимодействие школы с семьями учащихся »
6
Повышение воспитательного потенциала организационной культуры через взаимодействие школы с семьями учащихся
Ильязова Ресиме Зариповна, зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 82 г. Ульяновска
Зиятова Минзимя Зарифовна, зам. директора по ВР МБОУ СОШ №82 г. Ульяновска
Солодухина Нина Ильинична, зам. директора по ВР МБОУ СОШ № 82 г. Ульяновска
Условия современной жизни все более подводят педагогов к необходимости учитывать возрастающие значения среды в социализации детей. Личностный и индивидуальный подходы утрачивают свои силы, если не берется в расчет социокультурный и природный контекст развития ребенка.
Семья - важнейший фактор социализации, так как она является персональной средой жизни и развития человека.
Проблемы взаимодействия современной городской школы с семьями учащихся являются весьма актуальными. Сегодня, когда многие семьи озабочены экономическим благополучием, усилилась тенденция уклонения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители в достаточной мере не владеют знаниями индивидуальных возрастных особенностей ребенка и осуществляют порой воспитание вслепую, что, как правило, не приносит позитивных результатов.
А в свой черёд педагоги не могут полноценно осуществлять обучение и воспитание, если не знают и не учитывают особенностей семьи школьника, не привлекают её к сотрудничеству.
Определяя типичные проблемы такого взаимодействия современной социальной педагогической ситуации, следует отметить, что одним из объективных мезофакторов социализации является город, для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории, высокая степень разнообразия человеческой деятельности, различные этнические структуры населения, социальная мобильность. Городской образ жизни определяет значимость для подростка многообразия ценностных ориентаций стилей жизни, неустойчивость социального статуса горожанина, снижение влияния традиций в регулировании поведения человека, слабый социальный контроль в семье вследствие наличия разнообразных социальных связей. Городской образ жизни определяет в целом характер и содержание взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Культура взаимодействия школы и семей учащихся зависит от места расположения образовательного учреждения в черте города: центр, окраина города, район новостройки.
Наша школа расположена районе новостроек. Если составить схему, на которой зеленым цветом обозначить учреждения, оказывающие позитивное влияние на детей, а черным те места, где подросток может приобрести сигареты и пиво на сумму равную стоимости школьного обеда, то можно увидеть, что в микрорайоне школы дважды отмечены учреждения зеленым цветом – сама школа и ЦДТ № 2, а черным – гораздо больше. Из пяти улиц, которые вошли в микрорайон школы, только на улице Самарской отметить придется черным цветом девять мест. Но, учитывая обширность географических границ мест проживания учащихся (более 25% учеников проживают вне микрорайона школы), пространственные границы этой схемы можно увеличить. Тогда зеленым цветом можно отметить соседние школы, областной социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних, киноцентр «Луна», библиотеки №18 и №30; клубы «Темп» и «Олимп», детская школа искусств. Но при этом черного цвета придется использовать также во много раз больше.
Как выстоять в этих условиях ребенку?! Как создать среду достижения положительных результатов?! Ответить на эти вопросы можно, повышая культуру взаимодействия школы с социумом, в частности с семьями ребят, для того, чтобы вопреки окружающей действительности создать подростку наилучшие условия для развития.
Первым и главным шагом на этом пути является изучение воспитательного потенциала семьи. Для этого создаются в школе социальные паспорта классов, школы, которые стали рабочими документами классных руководителей и администрации. В них собираются и анализируются количественные и качественные данные по основным параметрам семей. Изучаются все семьи, все родители, составляется социально – демографический портрет семьи, анализируется организация и принципы семейного воспитания, взаимоотношения родителей со школой.
Полученные в результате изучения семьи данные становятся базовой информацией, которая позволяет нам определять стратегию взаимодействия школы и родителей.
Изучив социальный паспорт нашей школы, можно отметить, что каждый третий ребенок проживает в неполной, а десятая часть всех семей являются малообеспеченными.
Социально – культурный параметр семьи зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. В работе с учащимися также учитываем национальные традиции семей.
Все эти социальные и этнические особенности семей привносят свою окраску в культуру класса, школы, причем эта окраска может быть как позитивной, так и негативной. Взаимообогащение культур семьи и школы может быть только в том случае, если их отношения строятся не на конфронтации или взаимных меркантильных интересах, а на демократическом взаимодействии на общих нормах и ценностях. В связи с этим мы определили следующую структуру культуры взаимодействия школы с семьями учащихся.
Внешний уровень включает в себяобщешкольные и классные ключевые дела с привлечением родителей в общую деятельность; включение родителей в соуправление школой; школьные и классные родительские собрания и т.д.; законы и правила, регулирующие взаимодействие семьи и школы; предметно – вещная среда школы, отражающая её взаимодействие с семьями учащихся: информационные стенды, уголки и т.д.
К нормативному уровню возможно отнести социально – психологический климат школы, взаимную открытость, безопасный диалог и сотрудничество, направленное на совместную помощь в становлении личности ребенка.
Ценностное ядро - сам ребенок: родители должны быть уверены, что их дети защищены, ценимы и любимы школой; школа является ценностью для родителей в том случае, если они включены в предыдущие уровни взаимодействия и, если она является ценностью для их детей; семья должна быть безоговорочной ценностью для самой школы: родители –равноправные субъекты воспитания.
Ваимодействие нашей школы с семьями учащихся основывается на таких общих ценностях школьного воспитания, как
Творчество
Здоровье
Мир
Толерантность.
Диагностический комплекс по исследованию условий повышения культуры взаимодействия семьи и школы
Данная диагностика выполняет следующие функции:
1. информационную;
2. прогнозирующую;
3. оценочную;
4. развивающую.
Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:
выявить относительный уровень воспитательного потенциала семьи;
выявить состояние педагогического взаимодействия семьи и школы.
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:
способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
определить прогноз организации взаимодействия с учеником и его родителями.
Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:
иметь представление о результативности педагогического взаимодействия семьи и школы;
определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.
Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:
использовать диагностические методики для демонстрации возможностей и перспектив развития взаимодействия семьи и школы;
создать условия для развития субъектной позиции и самореализации родителей в процессе диагностики.
Основными задачами диагностики взаимодействия являются:
определение степени уровня удовлетворенности родителей, педагогов воспитательным процессом и его результатами;
выявление ценностей семей школьников;
определения уровня взаимоотношений семьи и школы (от взаимного неприятия до взаимного доверия);
изучение и развитие внешних артефактов: традиций, ритуалов, правил и др.;
изучение и развитие норм, убеждений, взаимных ожиданий семьи и школы;
выявление проблем взаимодействия и путей их решения;
выработка плана дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Работая с диагностическими методиками, мы придерживаемся следующих правил:
Правило первое
Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо семье и ребенку.
Правило второе
По результатам диагностического исследования должна проводится систематическая коррекционная работа.
Правило третье
Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
После определения критериев и показателей эффективности взаимодействия школы и семьи следует приступать к выбору методик изучения. Уже накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в исследовательской и практической деятельности педагогов.
При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволит более точно определить: в какой ситуации ( развития, стабильного функционирования, регресса) находится процесс взаимодействия семьи и школы, какая степень эффективности характерна для него. Это позволит более эффективно наметить пути и средства дальнейшего развития культуры взаимодействия семьи и школы. Каждый педагог, педагогический коллектив нуждается в разработке диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребёнка, формировании культуры взаимодействия семьи и школы, ставится под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности.
Диагностика культуры взаимодействия предполагает целую систему, которая должна положительно влиять на ее развитие и помогать субъектам взаимодействия решать наболевшие вопросы.
Родителей в нашей школе знакомят с законами, традициями школы, как только они переступили порог учебного заведения, отдавая ребенка в 1 класс. Каждый родитель должен осознать, что он, отдавая ребенка в школу, не складывает с себя все обязанности по воспитанию своего ребенка, а одновременно с ребенком становиться полноправным членом школьного коллектива.
Методика «Сотрудничество семьи и школы»
Методика разработана авторами, используется в работе классными руководителями для выявления подтверждения положительных ожиданий родителей от сотрудничества со школой. Родителям предлагается высказаться «да» или «нет» по предложенным вопросам, пунктам:
Я доверяю классному руководителю в воспитании моего ребенка.
Мероприятия, проводимые в классе и школе, я одобряю.
Профессиональная компетентность учителей соответствует норме.
Я всегда могу без приглашения обратиться к учителю.
Я регулярно посещаю родительские собрания.
Родительские собрания - это вынужденная необходимость.
Родительские собрания - это встреча единомышленников.
Родительские собрания пропускаю только по уважительной причине.
Помощь классного руководителя (школы) в воспитании моего ребенка,
мне нужна.
На просьбы классного руководителя откликаюсь сразу.
Количественная обработка заключается в подсчете положительных ответов.
По пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 педагог по положительным ответам имеет возможность оценить отношение родителей к проведенной работе классного руководителя за прошедший учебный год. Насколько подтвердились ожидания родителей по отношению к психолого-педагогической деятельности учителя в данном классе.
О заинтересованности родителей в дальнейшем взаимодействии семьи и школы могут сказать положительные ответы по пунктам 3,4,7,9.
Активность родителей – одна из сторон взаимодействия: пункты 5,8,10 могут стать показателем этого параметра.
Сигналом к тревоге могут стать положительные ответы по пунктам 6. Это значит, что классный руководитель с данными (отдельными или группой) родителями не достаточно организовал свою психолого- педагогическую деятельность или не сумел вовремя вовлечь их в совместную деятельность.
Данная диагностика даст возможность педагогу увидеть перспективы развития взаимодействия семьи и школы.
Содержание взаимодействия семьи и школы
Целесообразное организованное взаимодействие педагогов и родителей имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей.
Следствием такой организацией педагогического взаимодействия является активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и в жизни класса, да и школы в целом.
В организации своей работы с семьями учащихся педагоги учитывают, что достичь положительных результатов можно лишь, если эта работа основана на гуманизации отношений между родителями и педагогами, ибо по концепции воспитательного процесса В.М.Лизинского, воспитание понимается как целенаправленное управление развитием личности, которое носит диалоговый характер и представляет собой субъект – субъектное взаимодействие.
Итак, содержание взаимодействия семьи и школы в нашем коллективе определяется его функциями.
Целевые функции: воспитание детей, социальная защита ребенка.
Организация и управление деятельностью: диагностическая функция, совместное целеполагание, соуправление, включение родителей в совместную с педагогами и детьми деятельность.
Все содержание совместной работы школы и семьи можно объединить в три традиционных блока:
повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми;
участие родителей в управлении школой.
Совместная деятельность, благодаря общему творческому сотрудничеству учителей, учеников и родителей, является содержательной и интересной.
Родители знакомятся с учебными программами, организуют учебные и обзорные экскурсии, помогают в оборудовании кабинетов, в ремонте школы.
Родители привлекаются к организации совместных вечеров, встреч, спортивных соревнований, работы кружков, профилактической работы.
В нашей школе создаются возможности для дополнительного образования детей, направленного на обеспечение каждого ребенка условий для удовлетворения его творческих и образовательных способностей.
В систему взаимодействия со школой включаются, и родители дошкольников, так как в течение года функционирует «Школа будущих первоклассников».