Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональной компетенции педагога в условиях внедрения ФГОС ООО»
Заместитель директора по УВР МБОУ Полурядинской СОШ Цуканова О.Ю.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.
Вся методическая работа ШМО учителей начальных классов была направлена на реализацию ФГОС НОО.
Была принята основная образовательная программа начального общего образования на 2015 – 2019 год.
Все рабочие программы разработаны учителями начальных классов в соответствии с требованиями стандарта.
В основную образовательную программу основного общего образования внесены изменения согласно примерной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15).
Разработаны рабочие программы по предметам для 5 и 6 класса, программы внеурочной деятельности согласно структуре, определенной для рабочих программ педагогов согласно ФГОС ООО.
1) В течение учебного года вопросы внедрения и реализации ФГОС обсуждались на методических и педагогических советах школы.
Методический совет
Заседание № 1
1. Изучение методических рекомендация по введению ФГОС ООО, составленных РАО.
2. Рассмотрение рабочих программ по учебным предметам и курсам
Октябрь
Методический совет
Заседание № 2
1. Педагогические технологии системно-деятельностного типа (обмен опытом работы)
2.Утверждение тематики научно-исследовательских работ школьников и организация проектной деятельности в рамках ФГОС ООО
Ноябрь
Педсовет № 2
1. Основные направления реализации ФГОС ООО. Освоение и внедрение основных концептуальных положений ФГОС ООО с учетом результатов диагностики затруднений учителей при введении ФГОС ООО в 2014 году в пилотном режиме.
Методический совет
Заседание № 3
1. Управление процессом формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС ООО
2. Отчет о проведении школьного тура предметных олимпиад и конкурсов
Декабрь
Педагогический совет № 3
Реализация принципов воспитания, изложенных в ФГОС ООО.
Январь
Методический совет
Заседание № 5
Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО.
Март
Педсовет № 4
Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ООО.
2) Кроме того, были проведены и проанализированы комплексные работы в 4,5,6 классе.
3) В марте 2016 года был проведен муниципальный семинар «Создание образовательной среды в начальной школе в условиях реализации ФГОС», ставший своеобразным отчетом школы о результатах реализации ФГОС НОО.
4) Посещенные в начальной школе уроки и мероприятия в рамках внутришкольного контроля показали, что учителя владеют системно-деятельностным подходом в обучении, широко применяют технологии проблемного обучения, ИКТ-технологии, технологии проектного обучения.
5) К концу 2015-2016 учебного года 100% педагогических работников школы прошли курсы повышения квалификации по тематике ФГОС НОО или ФГОС ООО.
По результатам посещений уроков в 5 и 6 классе, собеседований с учителями, можно сделать выводы, что:
учителя, работающие в 5 и 6 классе, знакомы со стандартами второго поколения, т.к. прошли курсы повышения квалификации по тематике введения и реализации ФГОС ООО, а также актуальным проблемам преподавания конкретных предметов в условиях реализации ФГОС ООО;
учителя –предметники применяют на уроках, правда с различным успехом, системно-деятельностный подход, развивают личностные, регулятивные, познавательные УУД.
При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы уже столкнулись с множеством проблем. Эти же проблемы перешли и на вторую ступень.
При посещении уроков в классах, в которых осуществляется обучение по ФГОС, был отмечен ряд недостатков:
- невысокая степень дифференцированности заданий для различных категорий обучающихся на уроках;
- отсутствие дифференциации домашнего задания для обучающихся согласно результатам урока;
- отсутствие на уроках организации формирования умений у обучающихся планировать свою деятельность, оценивать и анализировать её при помощи оценочных листов на каждом этапе урока, и как следствие, низкий уровень развития у обучающихся регулятивных УУД;
- отсутствие в плане уроков большинства учителей этапа рефлексии, на котором происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, самоанализ приобретенных знаний;
- неумений некоторых учителей конструировать технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Из вышесказанного можно выделить несколько разновидностей проблем, с которыми мы сталкиваемся в ходе реализации ФГОС.
Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к:
- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.
Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:
- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
- сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
- сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия. Родители, ограждая своих чад от перегрузки, под любым предлогом оставляли их дома. Высказывания родителей: «Больше времени уделить математике и чтению…»; «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как занятия в других учреждениях доп. образования. А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»; «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе»)
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;
- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.
Как было отмечено ранее, учителя нашей школы обучались на курсах, посвященных переходу начальной и основной школы к ФГОС второго поколения.
Хотелось бы, чтобы была проведена курсовая подготовка по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС. («Формирование и диагностика УУД»; «Контрольно-оценочная деятельность»; «Планирование и реализация, мониторинг внеурочной деятельности»; «Целеполагание и контроль результатов матапредметных и предметных» и т. д.)
Пути решения проблем
Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС:
- организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;
- проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;
- организовать работу по мониторингу формирования УУД;
- отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;
- может быть, создать микрогруппы по проблемам:
* разработка заданий, направленных на формирование УУД,
* организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;
* организация психолого-педагогической диагностики и ее анализ,
* вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся,
Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам – компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя самодостаточным) и способность видеть проблемы, а не их следствия.