Доклад "Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования"
Доклад "Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования"
В данном докладе рассмативается вопрос о внедрении и использовании современных педагогичсеких технологий в образовательный процесс учреждений дополнительного образования. инновационные педагогичсекие технологии такие как - игровые, здоровье-сберегающие, икт, метод проектов стали неотъемлемой частью образовательного ьпроцесса школы искусств. этот материал будет полезен как учителям так и администрации учреждений дополнительного образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования"»
Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования.
Киселева Лариса Валерьевна - заместитель директора по учебной работе
КГУ «Школа искусств «Өркен» КГУ «Отдел образования акимата района Шал акына Северо -Казахстанской области»
Коренные преобразования, происходящие в Республике Казахстан в настоящее время, отражаются на всей системе общественных отношений и на системе образования, как одного из главных источников формирований этих отношений. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, изменяется педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования. Инновационные нововведения касаются и дополнительного образования как системы общего образования.
Дополнительное образование, являясь частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.
Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая является атрибутивным, доминирующим качеством учреждения.
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.
Рассмотрим инновационную деятельность КГУ «Школа искусств «Өркен» КГУ «Отдел образования акимата района Шал акына Северо -Казахстанской области» города Сергеевки. Инновационная деятельность в нашем учреждении направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику деятельности объединений современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив.
Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствования педагогических технологий, поэтому педагогами Школы внедряются в практику инновационные технологии такие как: технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов); технологии дифференциации и индивидуализации; здоровьесберегающие и игровые технологии, технология личностно-ориентированного обучения и другие через использование педагогических мастерских и творческих лабораторий.
На практике реализация личностно-ориентированных технологий в дополнительном образовании заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться.
Сегодня не вызывает сомнений огромное значение в инновационной деятельности метода проектов. Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста, включать в него различные методики и технологии.
Технология проектирования является инновационной для нашей Школы и внедряется в образовательное пространство второй год. Воспитанники, участвующие в проектной деятельности, показывают хорошие результаты в соревнованиях и конкурсах различного уровня.
Педагоги дополнительного образования, использующие в своей деятельности проектный метод, проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса, обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов воспитанников; осуществляют поисковую педагогическую деятельность; реализуют свои творческие умения в различных областях деятельности.
Практикой нашей работы доказана эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании: происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности; качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность; вводятся элементы исследовательской деятельности; формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность).
Работа творческой группы педагогов дополнительного образования над внедрением в педагогический процесс игровых технологий, позволяет развивать интерес к познанию, любознательности, умению самостоятельно развивать умения и навыки, воспитывать чувства сплоченности и взаимовыручки.
Невозможно представить уроки хореографии, вокала и хорового пения без использования здоровьесберегающих технологий, которые позволяют включить в образовательный процесс различные упражнения для мышц рук, ног, лица, языка, челюсти. Дыхательная гимнастика позволяет у учащихся укрепить здоровье легких, бронхов, дыхательных путей. Работа над артикуляционным аппаратом на уроках хора стало для детей интересным и увлекательным занятием, а педагогика сотрудничества, позволяет педагогам строить отношения «учитель – ученик» на принципах сотрудничества
Работа творческой группы педагогов дополнительного образования по теме «Технология уровневой дифференциации – как основа повышения результативности успеваемости учащихся»позволяет использовать дифференцированные упражнения и задания, работать индивидуально с каждым ребенком по степени его обучаемости и наклонности, тем самым улучшить успеваемость, повысить интерес к изучаемым предметам.
Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и
практических задач.
Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень
личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы.
Формы продуктов инновационной деятельности педагога:
- составление сравнительно-сопоставительного анализа учебно-воспитательного процесса;
- учебные пособия;
- методические разработки;
- интернет выставки и экскурсии;
- модели;
- мультимедийные продукты;
- художественные и творческие работы;
- участие в конференциях;
- работа Web-сайтов педагогов.
Поиск и освоение новых инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности учреждения – основной механизм оптимизации, развития системы дополнительного образования детей.
Следовательно, возникает необходимость в создании новых образовательных программ, разработки нового методического обеспечения в системе дополнительного образования. Эти программы должны стать многофункциональными, более гибкими, лояльными для детей с разными способностями, позволяющими педагогу корректировать ход учебно-воспитательного процесса в зависимости от уровня его подготовки.
Подводя итог, можно сделать вывод, инновационные технологии в системе дополнительного образования детей позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и
самообразование личности.
Инновационные процессы, внедряемые в практику работы нашей деятельность КГУ «Школа искусств «Өркен» КГУ «Отдел образования акимата района Шал акына Северо -Казахстанской области» города Сергеевки, определяют сущность формирования учреждения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.