kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Технологизация учебного процесса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологизация учебного процесса средних общеобразовательных школ республики на сегодня является самой актуальной проблемой.

         Системное использование технологий обучения в учебном процессе школы позволяет учителю переосмыслить цели школьного образования, переориентировать свою профессиональную деятельность на достижение конечного результата каждого этапа урока каждым отдельно взятым учеником. Без знания методологических вопросов управления учебной деятельностью учащихся невозможно эффективно организовать эту деятельность.                                                                       

         Произведён анализ технологий обучения казахстанских авторов: технологии концентрированно-интенсивного обучения (КИО); Н.Н.Нурахметова-К.А.Абдыгалиева; технологии обучения Т.Т.Галиева, основанной на системном подходе; технологии обучения Ж.А.Караева, основанной на принципах уровневой дифференциации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Технологизация учебного процесса" »

ГУ «Средняя школа №1 отдела образования Есильского района»



Доклад

на тему:


«Технологизация учебного процесса»


Подготовила:заместитель директора по учебной работе

Пристайчук И.И.











Технологизация учебного процесса средних общеобразовательных школ республики на сегодня является самой актуальной проблемой.

Системное использование технологий обучения в учебном процессе школы позволяет учителю переосмыслить цели школьного образования, переориентировать свою профессиональную деятельность на достижение конечного результата каждого этапа урока каждым отдельно взятым учеником. Без знания методологических вопросов управления учебной деятельностью учащихся невозможно эффективно организовать эту деятельность.

Произведён анализ технологий обучения казахстанских авторов: технологии концентрированно-интенсивного обучения (КИО); Н.Н.Нурахметова-К.А.Абдыгалиева; технологии обучения Т.Т.Галиева, основанной на системном подходе; технологии обучения Ж.А.Караева, основанной на принципах уровневой дифференциации.

Слово «технология»произошло от греческих «techne»- искусство, мастерство, умение… и «logos» - наука.

Ещё Я.А.Коменский в своих трудах отмечал, что необходимо создать такую систему обучения, которая позволила бы обычному учителю готовить из обычных детей грамотных и толковых профессионалов. Учитель, по его мнению, должен овладеть педагогическим инструментарием для того, чтобы работа была эффективной, качественной и результативной. Им была создана классно-урочная система организации учебного процесса и разработаны чёткие последовательные правила обучения, используемые школой по настоящее время.

И.Песталоцци также обращался к проблеме разработки технологий обучения. Им была создана технология элементарного образования, основной идеей которой является последовательное обучение от простых элементов к более сложным. С её помощью он считал, что любой учитель может обучать любого ученика.

В документах ЮНЕСКО технология рассматривается как «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».

Таким образом, под технологией обучения следует понимать систему научной взаимосвязи всех элементов педагогической системы и обоснованных действий

активных элементов процесса обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения.

В реальном учебном процессе технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения,

обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Общепринято, что технология делает процесс обучения максимально управляемым процессом.

Ещё Аристотель писал, что успех в любой деятельности зависит от двух условий: правильного установления конечной цели и использования соответствующих средств, которые ведут к этой цели.

Технология обучения представляет собой систему определённых операций и функций обучающихся и обучающих, сгруппированных по основным этапам процесса обучения. Таких этапов обычно насчитывается семь:

1)психолого- педагогическая диагностика учащихся;

2)планированиерезультатов обучения;

3)создание условий обучения;

4) реализация;

5)оценивание;

6)мониторинг;

7)коррекция процесса обучения.

Наличие обратной связи при реализации технологий обучения является их существенной характеристикой. Любая технология должна быть подвижной, то есть мобильной, способной к быстрым изменениям и адаптивной к требованиям обучающихся, обучающих и практической жизни.

Каждая технология обучения должна опираться на определённую научную концепцию, должна обладать всеми признаками системы, должна быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам, предполагать варьирование средствами и методами с целью корректировки результатов обучения.

Системный подход лежит в основе любой технологии обучения. Требования к качественному уровню усвоения знаний учащимися будут неуклонно расти, соответственно будут постоянно обновляться инструментальные средства педагогики. Сегодня таким обновлением является переход к методам и средствам технологий обучения как орудию преемственного развития педагогической науки и школьной практики.

Рассмотрим каждый обязательный этап обобщенного механизма реализации технологий обучения.

Предварительно-подготовительный этап

Предварительно-подготовительный этап является решающим при освоении любой технологии обучения. Он включает в себя классификационную и концептуальную основу самой технологии, проблемы постановки диагностичной цели и отбора содержания образования в соответствии с ней, всю организационную структуру учебного процесса, нацеленного на достижение учебных результатов учащимися.

ІПредварительно-подготовительный этап

• целевые ориентации

• концептуальные положения

• классификационные параметры

• особенности отбора содержания образования

• организационные структуры учебного процесса

ІІ Основной реализующий этап (урок)

1. Вводно-разъяснительная часть

• знакомство со структурой, целями и задачами урока

• знакомство с интегрированным (модульным) содержанием

• знакомство с формой работы на уроке

2. Обучающее-развивающая часть

• краткое объяснение интегрированного учебного материала

• составление опорных схем с записью ключевых слов

• активная форма освоения нового материал

• индивидуальная, парная, групповая, коллективная, кооперативная, корпоративная,

игровая или иные формы работы

3. Закрепительно-коррекционная часть

• формы работы как продолжение освоения нового материала

• активное участие самих учащихся

• актуализация знаний

4. Контрольно-оценивающая часть

• мониторинг уровня усвоения нового материала

• перевод оценивания на традиционную систему квалиметрии

ІІІ. Заключительно-аналитический этап

-рефлексия деятельности учителя с целью коррекции своих дальнейших действий.

Концептуальная основа любой технологии обучения отражает главные отличительные особенности ее по дидактическим и диагностическим позициям, по организационно-методическим подходам, поэтому включает в себя ряд положений, принципов по проектированию и осуществлению учебного процесса в соответствии с требованиями данной технологии. Как правило, концептуальная основа излагает преимущество перехода от традиционной системы к технологии обучения.

Авторы — разработчики собственных технологий обучения — часто обращаются к таксономии педагогических целей Блума. Она удобна для оценки качества подготовки и работы учителей, а также для разработок в области технологий обучения. Чтобы использовать таксономию Блума, или систематизатор когнитивных установок в учебном процессе, нужно описание целей учебного предмета в таком виде, чтобы под них можно было сконструировать дидактические задачи для включения в проектируемые уроки и диагностическую систему, отслеживающую достижение целей. Заметим, что среди навыков первые три — знание, понимание, применение — считаются навыками низшего порядка, а следующие три — анализ, синтез, сравнительная оценка — навыками высшего порядка. Этот подход позволяет решать задачу многоуровневого планирования результатов обучения.

Установка

Определение

Что делает ученик

Знание

Запоминание специфической информации

Реагирует, воспринимает, узнает


Понимание

Понимание заданного материала независимо от другого материала

Объясняет, переводит, показывает, интерпретирует

Применение


Использование методов, концепций, принципов и теорий в новых ситуациях

Решает новые проблемы, демонстрирует использование знаний, конструирует

Анализ


Расчленение информации на составляющие элементы

Обдумывает, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает

Синтез


Составление целого из отдельных частей

Комбинирует, составляет, придумывает, творит

Сравнительная оценка

Определение ценности материалов и методов, когда заданы цели, стандарты и критерии

Оценивает, обсуждает

Выявить знание учащимися того или иного учебного материала можно только тогда, когда известны цели его изучения. Любой учебный предмет состоит из определённой системы различных понятий. Каждое из них используется при усвоении каких-то умений. Например, умение распознавать какие-то предметы или явления, умение их классифицировать, умение их сопоставлять, сравнивать, умение использовать понятие при решении тех или иных видов задач.

Учитель должен четко представлять себе, какие понятия входят в содержание целей изучения того или иного предмета. Только при таких условиях итоговый контроль может быть объективным и обоснованным. Отсюда очевидно, что программа контроля знаний должна предусматривать задания, при выполнении которых необходимо применять знания в тех видах умений, которые предусмотрены целями обучения.

Остановлюсь на технологии, основанной на принципах уровневой дифференциации, которая нашла применение в моей практике. Она была создана доктором педагогических наук, профессором Караевым Ж.А.

По подходу к ребенку это личностно-ориентированная технология, ставящая в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. По характеру содержания и структуры технология уровневой дифференциации является более обучающей. Цели, сформированные по данной технологии, не дают такой четкой картины ее воспитательной направленности, хотя само собой разумеется, что принцип «обучая, воспитывай», безусловно, здесь действует. По организационным формам технология сочетает в себе и групповое, и индивидуальное обучение, ее можно отнести к дифференцированной по форме организации учебного процесса технологии. В технологии Ж.А.Караева преобладающими являются проблемно-поисковые методы обучения. По направлению модернизации существующей традиционной системы технология Ж.А.Караева — это педагогическая технология, функционирующая на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, поскольку в основе своей носит характер проблемного обучения. И, наконец, по категории обучающихся, то есть контингенту учащихся, к которым была бы применима данная технология обучения, технология Ж.А.Караева — это технология продвинутого уровня. Учитель при проектировании данной образовательной среды сам определяет цель развития ребенка, стараясь учесть индивидуальность каждого, не предъявляет цель в явном виде, а концентрирует внимание на способах организации самостоятельной активности для ее достижения. Педагогическая технология, предлагаемая Ж.А.Караевым, имеет одно несравненное преимущество, характеризующее ее в большей степени как авторитарную модель, т.к. только данная модель образовательного процесса позволяет четко планировать, контролировать и отслеживать процесс развития учащихся, присутствующий на каждом уроке. Об этом свидетельствует наличие многочисленных оценочных ведомостей и индивидуальных мониторинговых таблиц развития каждого отдельно взятого ученика и всего класса в целом. Концептуальный подход к построению данной педагогической технологии имеет прочную психолого-педагогическую основу, исходящую, в частности, из психологических утверждений С.Л.Рубинштейна о включении объекта мысли в новые связи в процессе мышления и тем самым выявления в нем новых свойств, приводящих к изобретениям и открытиям. другой психологической основой технологии является теория Л.С.Выготского о переходе в процессе обучения умственного развития ученика из зоны «актуального развитию к зоне «ближайшего развития», которое может быть осуществлено на основе деятельности, переходящей от репродуктивного уровня к продуктивному. Эти уровни деятельности обеспечивают разные уровни усвоения учебного материала учащимися. В.П.Беспалько уровни усвоения учебного материала делит на 4 вида:

ученический, алгоритмический, эвристической творческий. Ученический уровень обеспечивает только такое качество знаний, как Правильность (на первом уровне — это правильное выполнение аналогичных заданий, не требующих трансформирования полученных знаний, пересказа текста, формулировки правил, теорем и т.д. без собственных комментариев). Алгоритмический уровень усвоения обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность, т.е. ученик может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных знаний и умений. Эвристический и творческий уровни обеспечивают, кроме перечисленных качеств знаний, также их осознанность, системность и прочность.Таким образом, начиная только с эвристического уровня усвоения, мы можем удостовериться в том, что учащиеся обеспечены всеми компонентами качества знания. Естественно, что только в этом случае ученик должен получить оценку «5».

Традиционное обучение не позволяет оценивать уровень ЗУН по деятельностным характеристикам, то есть насколько ученик усвоил материал: осознанно, прочно, системно, полно и т.д. Традиционно также не учитывается тот фактор, насколько применяются учеником приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, выделение главного, рефлекса и др.) все это приводит к необъективному оцениванию деятельности учащихся. При уровневой дифференциации усвоении организации процесса обучения разрабатываются уровневые задания для самостоятельной и контрольной работы по каждой теме соответственно требованиям уровней. Ученический уровень представляет собой «обязательный уровень», а остальные уровни — возможность выбора соответствующих знаний, умений и навыков по индивидуальному спросу ученика. Таким образом, организация учебного процесса на основе уровневой дифференциации позволяет организовать «все углубляющееся движение» мышления вокруг объекта_мышления, и тем самым обеспечивать содержательную индивидуализацию обучения, покрывать не только уровень актуального развития обучаемого, но и зону его ближайшего развития. Такое обучение обеспечивает каждому обучаемому свою динамику развития.При применении данной технологии микроцель первого уровня реализуется на 100%. Такая результативность гарантируется строгой последовательностью уровневых заданий (узнавание, аналогия, частичный поиск, творчество, а также оптимальным сочетанием внутренней и внешней мотивации учения. Другой главной причиной гарантии результата является оригинальный подход к применению специального оценивания деятельности учащихся в условиях использования педагогической технологии обучения, где оценка не является наказанием за промах, а служит стимулом самостоятельного развития обучаемых. В данной технологии объективность оценки обеспечивается тематическими контрольными разноуровневыми заданиями, которые позволяют непрерывно отслеживать развитие детей. Более того, здесь явно наблюдается картина сформированности качества знания. В традиционном обучении ученики нередко получают хорошие отметки за пересказ текста или за решение аналогичных задач, которые являются заданиями ученического уровня и обеспечивают только один из компонентов качества знания — «правильность» Построенная таким образом методическая система обучения с помощью технологии приходит в движение, и в результате осуществляемый дидактический процесс переходит в самореализуемый учениками дидактический процесс. Внедрение педагогической технологии обучения в школьный процесс согласно требованиям и принципам уровневой дифференциации было начато с обновления_содержания учебников путем составления дополнительных дидактических пособий в виде рабочих тетрадей с разноуровневыми_задания ми для различного вида_самостоятельных работ, проводимых на уроках разных типов. В ближайшем будущем технологии обучения станут неотъемлемой частью каждого школьного урока в связи с переходом на новую модель образования, ориентированного на результат.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад на тему "Технологизация учебного процесса"

Автор: Пристайчук Инна Ивановна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Доклад на тему:Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"."
    ["seo_title"] => string(101) "dokladnatiemuispolzovaniienovykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "299867"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456604341"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Информационные технологии в образовании ПК"
    ["seo_title"] => string(44) "informatsionnye_tekhnologii_v_obrazovanii_pk"
    ["file_id"] => string(6) "474188"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1529851171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства