Доклад на тему:Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы".
Доклад на тему:Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы".
1) сформировать у педагогов представление о современных технологиях обучения как о способе воздействия преподавателя на учеников, с одной стороны, и совокупности форм и методов предъявления учебной информации – с другой;
2) обеспечить совершенствование профессиональных умений учителей русского языка и литературы;
3) развить творческое отношение учителей к технологизации учебного процесса, основанной на высокой методологической культуре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы".»
Подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 30, г. Томска Смагина Е.В.
Основными целями данного доклада являются:
1) сформировать у педагогов представление о современных технологиях обучения как о способе воздействия преподавателя на учеников, с одной стороны, и совокупности форм и методов предъявления учебной информации – с другой;
2) обеспечить совершенствование профессиональных умений учителей русского языка и литературы;
3) развить творческое отношение учителей к технологизации учебного процесса, основанной на высокой методологической культуре.
Технологии обучения
Предметно-ориентированные технологии
Технологии личностно-ориентированного образования
Вузовские технологии
Диалоговые технологии
Игровые технологии
Компьютерные технологии
Предметно - ориентированные технологии обучения
Технология дифференцированного обучения
Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.
Технологияконцентрированного обучения
Особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки,
Технология дифференцированного обучения
При дифференциации учащихся в соответствии с тем или иным уровнем учителю необходимо опираться на следующее:
–общий уровень обученности, развития ученика, отдельные особенности психического развития (память, мышление, познавательная деятельность);
–индивидуальные особенности ученика (склонность к гуманитарным предметам или точным наукам);
–неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам (кроме умственного развития);
–интерес ученика к тому или иному предмету.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по путиразнообразия заданий.Например:
1) составление текстов диктантов
2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу
3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке
4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр)
5) работа с дополнительной литературой
6) проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки
7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе
8) работа «учителем» (проведение фрагмента урока).
Технология концентрированного обучения
Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.
«Погружение» по русскому языку предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по литературе. Для того чтобы вызвать желание читать ту или иную книгу, читаются интересные эпизоды, используются рассказы о жизни писателя или поэта. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе литературных произведений, причем и здесь соблюдается принцип ритмичности.
Выделяютсяосновные средства достиженияпоставленных задач при использовании концентрированного обучения.
1. Материал изучается крупными блоками.
2. Особую роль играет многократность вариативного повтора.
3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.
4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.
5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.
6. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
7. Особую роль в овладении грамотным письмом играет словарная работа.
Вузовские технологии обучения в школе
В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др.
Классическая школьная лекция имеет четкую структуру, например такую:
I. Актуализация темы, определение задания.
II. Слушание лекции учителя (20–30 минут).
III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.
IV. Обсуждение выполнения заданий.
V. Подведение итогов.
VI. Рекомендация дополнительной литературы.
Сегодня «школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу».
Виды семинаров
Семинар– развернутое собеседование
Семинар-диспут
Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся
Семинар-обсуждение докладов и рефератов
Школьное семинарское занятие обычно состоит:
1) из вступительного слова учителя;
2) сообщений учащихся;
3) обсуждения сообщений;
4) подведения итогов семинара.
Технологии личностно-ориентированного образования
Педагогические мастерские
В обобщенном виде принципы работы мастерской таковы:
1) равенство всех участников, включая педагогов
2) ненасильственное вовлечение в процесс деятельности
3) отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная)
4) отсутствие соперничества, соревнования
5) чередование индивидуальной и групповой работы
6) важность не столько результата творчества, сколько самого процесса
7) разнообразие используемого материала
8) ответственность каждого за свой выбор.
Педагогические мастерские
Модульное обучение
Метод проектов
Обучение как исследование
Модульное обучение
План модульного занятия может быть следующим:
мотивация учеников
самостоятельная работа
работа в малой группе (4–6 человек)
работа в целом классе
рефлексия
Модульное обучение и его элементы базируется на деятельностном подходе к обучению: ученик осознанно и прочно усваивает только то учебное содержание, которое становится предметом его активных действий.
При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. Основной учебный модуль включает законченный блок информации, целевую программу действий для ученика и советы учителя по успешной ее реализации.
Метод проектов
Этапы работы над учебным проектом:
предварительный выбор старшеклассником темы
(с учетом рекомендаций учителя).
составление плана.
изучение литературы по данной теме и сбор материала.
создание собственного текста.
защита.
ответы на вопросы по теме проекта.
это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость.
Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.
В обобщенном виде этапы научного исследования можно представить так:
•знакомство с литературой;
•постановка (формулирование) проблемы;
•формулировка гипотезы;
•планирование и разработка учебных действий;
•сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
•подготовка и написание (оформление) сообщения;
•выступление с подготовленным сообщением;
•проверка гипотез;
•построение сообщений;
•построение выводов, заключений.
Урок-исследование очень эффективен при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом.
Обучение как исследование
Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся.
Игровые технологии
Разновидности игр
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают:учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.
Отличительной особенностью ролевых игрявляется то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.
Дидактические игрыспециально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.
В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д.
Установка на игруобычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являютсяигровые задачи, которые соединяются с учебными задачами.
Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимыправила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия.
Обязательным структурным элементом игры является еерезультат.Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом)
Диалоговые технологии обучения русскому языку
Основное назначение диалоговой технологиив процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей.
Диалог на уроке –это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности
На первом уровнекак диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом – это личностный уровень.
На втором уровнедиалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) – это межличностный уровень.
Третий уровень диалога– мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек.
Компьютерные технологии в обучении русскому языку
В начале XXI-го века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку и литературе
Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств.
В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить натри большие группы:
Презентацияхороша для анонсирования новой темы.
- презентации
- информационно-обучающие
- тестирующие.
Информационно-обучающие программыболее сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету или на электронные библиотеки.
Тестирующие программыкак способ контроля очень широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ.
Компьютерные технологии в обучении русскому языку
Компьютерные обучающие программы по русскому языку и литературе
а) Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия» разработаны в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Программы включают уроки по разным темам школьного курса русского языка и литературы Разработки содержат основополагающие знания по изучаемому курсу, интерактивные тренажеры, материалы к контрольным занятиям, экзамену.
б) Обучающий комплекс «Русская словарная лексика» предназначен для освоения одной из самых трудных тем русского языка – правописания словарных слов. В комплекс включены практически все слова, правописание которых нужно запомнить за годы учебы в школе. Его основу составляют 1200 озвученных тестовых заданий. Для каждого слова предлагается набор родственных слов и опорная графическая картинка, на которой зашифровано его правописание.
Компьютерные технологии в обучении русскому языку
Методические материалы в сети
а) Справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru. Портал создан в 2000 г. и содержит много полезной информации, касающейся русского языка
б) Издательский дом «Первое сентября»,
http://rus.1september.ru-газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка».
http://lit.1september.ru- газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».
в) Словесник – http://www.slovesnik-oka.narod.ru. Сайт адресован всем, кто преподает русский язык. Знакомит с Интернет-ресурсами в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотеки. Специальный раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования.
г)http://www.rusedu.ru/-архив учебных программ содержит множество различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов.
Заключение
Конечно, в сети есть еще большое количество текстовых баз данных, словарей и просто материалов по русскому языку, литературе – все их невозможно перечислить. Главное, что современный учитель русского языка и литературы имеет возможность пользоваться всеми этими ресурсами исходя из своих потребностей, целей и этапов конкретного урока.
Конечно, диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя. Но в любом случае мы можем сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.
И ещё, успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.