Доклад к педагогическому совету «Развитие педагогической компетентности для внедрения и совершенствования методов и технологий обучения и воспитания»
Доклад к педагогическому совету «Развитие педагогической компетентности для внедрения и совершенствования методов и технологий обучения и воспитания»
Доклад к педагогическому совету. Определение педагогической, профессиональной компетентности современного учителя для достижения высокого качества образования путем овладения методологией, теорией и практикой на современном образовательном уровне.
Задачи педагогического совета:
1. Определить ключевые профессиональные компетенции учителя, уточнить понятийно-категорийный аппарат, обосновать их состав и содержание.
2. Разработать механизм формирования и развития профессиональных компетенций учителя средствами компетентностного образования.
3. Спроектировать критерии оценки профессиональных компетенций учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад к педагогическому совету «Развитие педагогической компетентности для внедрения и совершенствования методов и технологий обучения и воспитания» »
Педагогический совет
Тема: «Развитие педагогической компетентности для внедрения и совершенствования методов и технологий обучения и воспитания на основе компетентностного подхода»
Цель: определение педагогической, профессиональной компетентности современного учителя для достижения высокого качества образования путем овладения методологией, теорией и практикой на современном образовательном уровне.
Задачи:
1. Определить ключевые профессиональные компетенции учителя, уточнить понятийно-категорийный аппарат, обосновать их состав и содержание.
2. Разработать механизм формирования и развития профессиональных компетенций учителя средствами компетентностного образования.
3. Спроектировать критерии оценки профессиональных компетенций учителя.
Форма проведения: организационно-деятельностная игра.
Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей - людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и ... чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.
М. Ноулз
В условиях стремительно меняющегося социума современная экономика предъявляет жесткие требования к человеку, осуществляющему свой социально-нравственный и профессиональный выбор. Помочь ему призван учитель, являющийся носителем как общечеловеческих, так и национальных ценностей широкого спектра профессиональных компетентностей и личностных качеств. Развивающей и развивающейся школе нужен компетентный педагог, освоивший профессиональные позиции воспитателя и дидакта, методиста и психотерапевта. Безусловно, подготовка учителя к выполнению профессиональных задач может быть успешной при наличии четко продуманной программы, предусматривающей различные аспекты: общечеловеческий, личностный, профессиональный, национально-этнический, региональный и т.д. Все это предполагает качественное обновление педагогического образования, поиск новых подходов к профессиональной подготовке компетентного учителя для школы XXI века. Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности?
Послушайте притчу.
Наберись смелости – сделай попытку!
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
1. Что должен делать учитель, чтобы соответствовать званию «современный»?
В современных условиях развития общества мы часто находимся в ситуации неопределенности, когда очень важно уметь ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни учащиеся школы должны не только получить знания, умения, навыки, но и научиться применить их в дальнейшей деятельности, самостоятельно решать свои проблемы. Учитель, который может научит этому должен:
Работа в группах. Обсуждение. Выводы.
- иметь активную жизненную позицию;
- уметь анализировать свое поведение;
- управлять собой и своими эмоциями;
- применять творчество в педагогической деятельности;
- стремиться постоянно повышать свой профессиональный уровень;
- внедрять и использовать новейшие технологии;
- быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым, вовремя информированным;
- заботиться о своем физическом и психологическом здоровье.
2.Показателями успешности деятельности учителя на ваш взгляд является?
Работа в группах. Обсуждение. Выводы.
- плодотворное сотрудничество с учащимися (результат работы);
- востребованность учителя;
- благоприятный эмоциональный фон на уроке;
- психологический комфорт при общении учащихся с учителем;
- высокая учебная мотивация учащихся на уроках.
3.Определилите ключевые проблемы современного учителя:
Работа в группах. Обсуждение. Выводы.
1. Недостаточное владение современными информационными средствами.
2. Недостаточное знание психологии современных учеников и родителей.
3. Низкий социальный статус учителя.
Информационный блок работы
Профессиональная компетентность учителя - гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения.
Данное определение дает возможность представить в структуре педагогической компетентности учителя две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы педагогического общения).
Можно выделить следующие профессионально-педагогические компетенции:
• Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
• Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
• Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности. Например: знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
• Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
• Управленческая компетенция, т. е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
• Рефлексивная компетенция, т. е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
• Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИКТ-технологий.
• Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
• Креативная компетенция, т. е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Рефлексия:
Учитель ХХI века. Современный учитель... Какой он? Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.
«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»
В. А. Сухомлинский
В соответствии с Программой развития гимназии, с целью повышения профессиональной компетентности педагогов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Считать повышение профессиональной компетентности педагоговприоритетной задачей педагогического коллектива и необходимым условием развития нашей школы.
2. Одобрить накопленный опыт работы коллектива по повышению профессиональной компетентности: тематические педсоветы, теоретические семинары, мастер-классы, методические недели, мониторинг профессиональной успешности учителя, внедрение системного анализа урока, участие в конкурсах педагогического мастерства.
3. С целью повышения профессиональной компетенции педагогов при проведении последующих педагогических советов для обсуждения проблем активно использовать формы: дискуссии, дебаты, форумы.
Отв. заместители директора школы
4. Взять за основу сформированный при обсуждении на педагогическом совете перечень ключевых компетенций педагогов нашей школы.
В план работы гимназии на новый учебный год включить мероприятия, направленные на развитие этих педагогических компетенций.
Отв. администрация школы.
5. Продолжить практику взаимопосещения уроков учителей разных образовательных областей, которое не предполагает функции контроля, организует эффективное профессиональное общение и дает возможность учителям в большей степени раскрыться, показать свой потенциал, найти ответы на интересующие их вопросы,
Отв. руководители МО, методический совет школы.
6. Спланировать методическую работу с педагогическими кадрами на диагностической основе дифференцировано, с учетом запросов каждого педагога.
Отв. заместитель директора по УВР
9. С целью изучения опыта работы учителей гимназии, руководителям МО запланировать проведения «мастер-классов» педагогами школы, в рамках методических и предметных недель.
Отв. руководители МО
10. Продолжить работу по созданию положительного имиджа гимназии через постоянную, систематическую работу над своим имиджем каждым педагогом, учащимся.