Аналитическая справка
по итогам проведения районного семинара
директоров школ.
25. 04.2014 г. в МБОУ «Средняя школа № 2 имени Е. В. Камышева» был проведен семинар на тему: «Взаимодействие субъектов образовательного процесса как средство реализации ФГОС».
Цель: формирование представления о взаимодействии субъектов образовательного процесса как важнейшем условии эффективности реализации ФГОС –достигнута. В ходе мероприятия участники семинара познакомились с теорией и практикой по вопросу, со стратегией оптимизации взаимодействия субъектов ОП, проанализировали типы отношений, которые складываются в коллективе.
Нашими педагогами под непосредственным руководством администрации школы систематизирован и обеспечен методическими разработками опыт повседневной практики урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающий новое качество образования за счет эффективных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленных на развитие высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Высокую оценку директоров школ и районного методического отдела получили уроки, представленные на семинаре:
Время | Форма проведения | Название мероприятий | Ответственные |
|
9.00. – 9.15. | Посещение выставки | Библиотека, 2 этаж. Актовый зал. | Л.Н. |
9.20– 10.00. | Открытие районного семинара. Выступление директора школы. | Глоссарий «Ералаш». Управленческие подходы и решения в ОУ в связи с реализацией ФГОС. | Л.В. |
Видеофильм. | «Взаимодействие субъектов образовательного процесса как средство реализации ФГОС». | Зам.директора по УВР |
Открытые мероприятия: |
10.10 - 10.50. | 1.Метапредметный урок (биология-литература). | «Быть может, вся природа - мозаика цветов…» (5а кл., каб. № 16, 3 этаж). | Л.В., учитель высшей категории, Е.В., учитель высшей категории. |
2. Урок географии | Путешествие по планете Земля. Антарктида. (5б кл., каб. № 18, 3 этаж). | А.Н., учитель 1категории. |
3. Урок окружающего мира. | Страны мира. Япония. (2а кл., каб. № 26, пристройка, 2 этаж). | Т.В., учитель 1 категории. |
4. Урок-игра (математика). | «Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток» (1б кл., каб. № 5,1 этаж). | Е.Б., учитель 1 категории. |
4. Внеурочная деятельность. Занятие кружка «Занимательная математика». | Аппликация из геометрических фигур. (3а кл., каб. №23,пристройка, 1 этаж). | О.В., учитель 1 категории. |
5. Внеурочная деятельность. Мастер – класс. | Опыт: картофельные штампы. ( каб. № 27, пристройка, 2 этаж). | Л.Л., учитель высшей категории. |
11.10-11.30 | Презентация сетевого проекта. | Виртуальный зоопарк. Актовый зал. | В.С. |
11.30-11.50 | Кофе-пауза. | Каб. № 27 (пристройка,2 этаж). | Л.Н. |
11.50.-12.20. | Подведение итогов семинара. | Актовый зал. | Н.В., методист Комитета по образованию |
Целью занятия по внеурочной деятельности (учитель О.В.) «Геометрия вокруг нас. Аппликация из геометрических фигур» стало формирование представлений о плоских геометрических фигурах, обучение технике выполнения аппликации.
На занятии присутствовали обучающиеся 3 «а» класса. Учащиеся уже достаточно хорошо знают друг друга, приобрели навыки поведения в коллективе на занятиях и переменах. Большинство детей дружелюбны, открыты и обладают высокой познавательной активностью. На занятии присутствовали дети в количестве 12 человек. Ученики были активны, и усталости детей не было видно на занятии. Ребята закончили занятие жизнерадостно и активно.
Виды заданий выбраны грамотно и соответствуют теме и целям занятия, которые направлены на развитие личностных, познавательных, коммуникативных УУД. Учитель использует интерактивные формы.
Присутствуют различные виды активности: познавательная, социальная и физическая. Применяются здоровье сберегающие технологии (физкультминутка). Применён принцип оценивания – похвалы, подбадривания и поддержки. Ведущую роль на занятии занимают учащиеся, как главные участники игры. Учитель направляет и поддерживает работу детей.
Целью урока окружающего мира «Страны мира. Япония» (учитель Т.В.) стало формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека.
Это урок открытия нового знания с элементами практической работы. Структура урока, этапы их логическая последовательность соответствует содержанию и поставленной цели. Мотивация изучения данной темы реализуется следующими приемами: проблемная ситуация вызывает познавательную потребность; групповая работа; занимательность изложения учебного материала; создание творческой атмосферы; познавательные игры, красочный иллюстративный материал.
Урок соответствует требованиям ФГОС: ученики совместно с учителем определяют цель, проблему, пути решения проблемы, дают оценку своему поведению и поведению других. Деятельность была нацелена на формирование УУД. Использовались современные технологии: технология проблемного обучения; технология сотрудничества; здоровьесберегающая технология; технология развития «критического мышления».
Материал урока освещается с научной точки зрения, соответствует возрастным особенностям обучающихся, соответствует программе. Используется жизненный опыт учеников, связь теории с практикой. Материал урока связан с ранее изученным. Прослеживаются межпредметные связи: окружающий мир, экология, чтение, изо.
Использовались приемы актуализации знаний и способов деятельности обучающихся: прием «мозговой штурм», групповая работа; взаимооценка, самооценка, метод интеллект - карт, практическая работа. Поисковой деятельности на уроке было больше, чем репродуктивной. Использовались методы познания: наблюдение, поиск информации, создание нестандартных ситуаций, сравнение. Сочеталась фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы. Использовались дифференцированные задания. Для решения обучающих задач использовался наглядный материал.
Целью урока математики «Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток» (учитель Е.Б.) стало ознакомление с общими приёмами табличного вычитания в пределах 20 (вычитание по частям и приём, основанный на взаимосвязи суммы и слагаемых).
Использовались методы познания: наблюдение, поиск информации, создание нестандартных ситуаций, сравнение. Сочеталась фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы. Использовались дифференцированные задания. Для решения обучающих задач использовался наглядный материал.
Средства обучения (аудиовизуальные, наглядные, демонстрационные, печатные) использовались целесообразно. Наглядный материал использовался в качестве иллюстрирования, для обучающих задач. Формировались навыки контроля и самоконтроля. Прослеживались межпредметные связи: технология, музыка, русский язык.
Учителем учитывались уровни актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. Реализовывалась развивающая функция обучения. На уроке развивались такие качества, как мышление, внимание, воображение, речь, память. Были представлены разнообразные виды деятельности. Присутствовали динамические и психологические паузы.
В работе мастер-класса «Опыт: картофельные штампы» (учитель Л.Л.) приняли участие 5 человек. Целью занятия стало наблюдение за объектами и явлениями.
Были поставлены следующие задачи: учить строить логическую цепь рассуждений, доказывать, фиксировать результаты; развивать логическое мышление, познавательный интерес в области естествознания; совершенствовать умения сравнивать, обобщать и устанавливать закономерности; формировать умение планировать наблюдение; воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.
Это занятие открытия нового знания при использовании опыта, как средства получения нового знания.
В соответствии с темой занятия, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная и групповая, фронтальная. А также использовано оборудование: ИКТ, краски, бумага, картофель, стеки, маркеры.
Мастер - класс сопровождался презентацией Microsoft Office PowerPoint. Весь мастер- класс построен на следующих принципах: простоты, доступности, увлекательности, здоровьесбережения. Мастер - класс учит различным приемам работы с материалом; знакомит с основными геометрическими понятиями; стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения; развивает мелкую моторику рук, глазомер, воображение художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их фантазию; помогает формировать умение следовать устным инструкциям; воспитывает интерес к совместной деятельности для получения коллективной работы, способствуя созданию игровых ситуаций.
Целью метапредметного урока Л.В, Е.В. «Быть может, вся природа - мозаика цветов…» стало формирование умений выделять и сравнивать признаки покрытосеменных растений, наблюдать, делать выводы, навыков познавательной и исследовательской деятельности, развитие коммуникативных способностей детей, привитие любви к окружающему миру в тесной взаимосвязи с искусством, литературой. На занятии были использованы следующие подходы: текстоориентированный (выбор из текста учебника материала по теме), коммуникативный ( работа в группах, развитие связной речи), метапредметный ( связь с литературой, искусством),личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей, формирование целостного мировоззрения). Урок был интересным, продуктивным, педагоги стремились установить комфортную атмосферу сотрудничества, сотворчества. При определении темы урока был использован поисково-исследовательский метод (в загадках найти ключевое слово). На начальном этапе изучения темы проводилась работа в парах, с учебником, чуть позже - лабораторная работа, способствующая развитию абстрактного и логического мышления. Дважды на уроке проводилась текущая рефлексия, на заключительном этапе урока - итоговая рефлексия (синквейн и коллаж) как важный аспект развития коммуникативных, личностных УУД. Дети справились со всеми заданиями, выяснили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД.
Непринуждённый, живой разговор, свободное высказывание собственного мнения и его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, задавать вопросы по фактическому материалу темы можно было наблюдать на уроке географии А.Н. «Путешествие по планете Земля. Антарктида». Цель урока: формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды – достигнута. На занятии ребята рассматривали специфику природы и населения материка; познакомились с представителями растительного и животного мира материка; пытались раскрыть причины уникальности природы и населения материка; учились работать с картографическими источниками информации по преобразованию тематической информации из одного вида в другой; находить нужную информацию в картах атласа, учебнике и на основе этого делать соответствующие выводы. Урок имел важное практическое значение: способствовал самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт, умению анализировать новую информацию; приводить примеры природных рекордсменов материка, описывать природные условия материка, проводить классификацию географических объектов.
Выводы:
Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса необходимо для успешного протекания вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка. Успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов, классных руководителей, родителей учеников, администрации школы, социально-психологической, логопедической службы. Педагогика сотрудничества позволяет превратить образовательный процесс в результативную творческую работу. По результатам анкетирования все участники семинара (100%) отметили практическое значение мероприятия и комфортную атмосферу, 95% - высокую роль администрации школы в развитии творческого потенциала обучающихся и педагогов, 77% - творческий, нестандартный подход, 91% - продуманную организацию, показ практических достижений, 86 % -использование ИКТ, 73 % - оригинальность сценария, 86 % - чёткость, продуманность, грамотность выступлений, 95 % - полноту и разнообразие использованной информации, 82 % -познавательную и воспитательную ценность мероприятия.
Рекомендации:
для успешной реализации педагогического взаимодействия всех субъектов ОП
1.продолжить формирование положительной мотивации обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска;
2. развивать совместную внеурочную деятельность (клубы по интересам, экскурсии и т.п.);
3. налаживать психологические контакты между педагогами и детьми через сотрудничество, сотворчество - совместные коллективные творческие дела (дни творчества, дни здоровья, педагогические марафоны, акции милосердия, спортивные состязания);
4. формировать межличностные отношения в ученическом коллективе, с этой целью развивать общешкольные традиции;
5. создавать в педагогическом коллективе психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности.
Зам. директора по УВР: ____________Н.Н.