Актуальность педагогики сотрудничества при работе с одаренными детьми
Актуальность педагогики сотрудничества при работе с одаренными детьми
Основная задача учителей - способствовать развитию каждой личности в детском коллективе. Педагогика сотрудничества особенно актуально в работе с одаренными детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Актуальность педагогики сотрудничества при работе с одаренными детьми»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района
142856, Московская область, Ступинский район, п. Мещерино-1 тел. (49664) 1-18-68
Педагогика сотрудничества
Червякова Светлана Михайловна, заместитель директора школы по УВР
В перестроечных 1980-х годах появилось понятие «Педагогика сотрудничества». Как научное направление со своими тезисами и принципами оформилась благодаря советским педагогам, которые пропагандировали идеи уважения, взаимодействия на равных. Эти идеи звучали в разные времена от разных мыслителей и общественных деятелей, среди которых – Ж.Ж. Руссо, Януш Корчак, К.Д. Ушинский и многие другие. Понятие сотрудничества предложил теоретик педагогики Симон Львович Соловейчик, вместе со своими единомышленниками, он видел это понятие гораздо шире, нежели совместная деятельность учителя и ученика. Педагогическое сотрудничество в рамках школы должно осуществляться на всех уровнях, в том числе на уровне педагог-педагог и педагог-родители. Ведь учебный процесс не может осуществляться без влияния всей школьной системы и участия родителей, чей стиль воспитания может быть совсем иным. Педагогика сотрудничества основными своими положениями считала отношение к ученику как к равной, свободной личности, в том, что воспитание, как и обучение, должно строиться не на одностороннем действии педагога на ученика. Симон Соловейчик смог объединить педагогов-новаторов, придерживающихся различных взглядов на обучение, но единых в мысли, что советская педагогика нуждается в гуманизации. Какими же базовыми принципами оперирует педагогика сотрудничества? Это: принцип опережения, принцип сотрудничества педагога с учениками; отсутствие принуждения в учебной и внеклассной деятельности; организация материала по блокам; использование ключевых слов и опорных конспектов. Работающие в этом направлении педагоги предложили ряд методик, позволяющих значительно уменьшить время, необходимое для усвоения прежнего объема материала, поддерживая при этом интерес и мотивацию ученика. Этому способствовала и вербально-графическая форма подачи материала, и альтернативный подход к системе оценки, и внимание к творческим способностям ребенка. К каким школьным предметам и ступеням обучения применима педагогика сотрудничества? Основатели этого направления разрабатывали свои методики и для начальной школы, и для среднего звена. Первоначально предложенные Ф.В. Шаталовым и другими педагогами опорные конспекты предназначались для изучения математики, физики, однако позднее появился опыт создания и использования подобных опор и в преподавании гуманитарных и общественных дисциплин. Педагогика сотрудничества неоднократно критиковалась за предоставление ученикам большой свободы, что затрудняет обучение в условиях общеобразовательной школы. Кроме того, реализация принципов педагогического сотрудничества требует от педагога особой квалификации и не может осуществляться им в одиночку. Для этого необходимо участие руководства, а также наличие коллектива единомышленников. Подводя итог, можно сказать, что именно педагоги-новаторы восьмидесятых годов прошлого века придали новый импульс развитию педагогической мысли, а методики на основе их идей продолжают разрабатываться и внедряться и сегодня как в школах, так и в образовательных учреждениях следующих ступеней. Более того, сформулированные принципы сотрудничества сегодня для многих становятся нормой организации учебного процесса независимо от их отношения к данному направлению педагогической науки.
Педагогика сотрудничества очень актуальна при работе с одарёнными детьми.
«Любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более миллиардной доли тех возможностей, которые предоставляет ему мир». (Н. Дубинин)
Школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». (В.А. Сухомлинский.)
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Для одарённого ребёнка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей работы. Ещё Платон отмечал, что познание начинается с удивления тем, что обыденно: «только для того кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем».
В какой области одарённый ребёнок проявит себя? Это неизвестно. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений. Лучше предоставить условия для выбора.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный;
метод проектов;
Формыработы:
классно-урочная (работа в парах, в малых группах),
разноуровневые задания, творческие задания, игра;
консультирование по возникшей проблеме;
дискуссия.
Очень важны:
предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; проекты по различной тематике; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
высокая продуктивность мышления; легкость ассоциирования; способность к прогнозированию; высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, учитель, работает над развитием этих качеств. Для успешного развития способностей одаренных детей учитель должен быть
талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллигентным, нравственным и эрудированным; владеть современными педагогическими технологиями; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
обновлять и расширять содержание образования;
стимулировать познавательные способности учащихся;
осуществлять индивидуальный подход,
принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
анализировать свою учебно-воспитательную деятельность;
отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей младшего и среднего школьного возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У этих школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей данного возраста в последующие годы взросления «сходят на нет», другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни — напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка. Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью, неестественное для ребенка первых лет обучения в школе, вызывает у родителей тревогу и озабоченность, и в таком случае важно не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях одаренность ребенка как дар, который сулит большое будущее. Ребенком восхищаются, гордятся им, развивая в нем тщеславие и высокое самомнение. Одаренные дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике. И восхищение, и неприязнь обязательно отразятся в детском сознании. В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным, независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали. Но одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и азы математики. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а программа средней школы может предложить совсем немного. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными. Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, — упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями. Поэтому направлять деятельность этих детей надо очень осторожно. Важно в этой работе применять педагогику сотрудничества учителя, ученика и родителей. Взаимопонимание, сотрудничество помогут одарённому ребёнку достичь больших творческих успехов в жизни.