Сл. № 1
Профессиональная ориентация
младших школьников в учебном процессе
Сл. № 2
Кто чему научится
Чему первым делом
Научится кошка?
- Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
- Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
- Читать!
Котенок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете,
Птенец превратится в птицу,
Такую же, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают.
И даже их мамы и папы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети.
В. Бересто
По определению Л.Д. Столяренко, профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Рассматривая вопрос интеграции общего и профессионального образования учащихся учебного учреждения, мы постараемся ответить на вопрос: как организовать взаимодействие?
В современных условиях развития общества главным становится удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном становлении и самореализации в труде. При этом важно предвидеть возможную смену деятельности, позаботиться о сохранении стрессоустойчивости в условиях конкуренции и безработицы на рынке труда. Также в современном мире у многих повысились притязания на определенное положение в обществе, неадекватное способностям и профессиональным качествам. Все это вызывает настоятельную необходимость в организации профориентационной деятельности с учетом новых социально-экономических реалий уже в начальной школе. Исходя из этого, нами был составлен план-сетка по организации профессиональной ориентации учебного учреждения, который условно включает в себя шесть этапов. (Сл.№ 3)
Теория вопроса I ступень | Проектная деятельность | КТД |
Составление методических рекомендаций «Методы и приёмы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе» | Урок-игра «Ателье» Создание серии книг «Путешествие по стране Детландия». Знакомство с профессиями врача, водителя, повара, продавца, учителя, пожарного. Интегрированный урок «Профессии родного края». Актуальность профессий шахтёра, металлурга, спортсмена. | «Школа наставника» «Город мастеров» Конкурс по повышению профессионального мастерства молодых учителей начальных классов Кировского района «Учитель в начале пути» |
Теория вопроса ІІ-ІІІ ступени | Аналитическая деятельность | Рефлексия |
Составление методических рекомендаций «Методы и приёмы профессиональной ориентации школьников ІІ-ІІІ ступеней в учебном процессе» | Анкетирование школьников. Сотрудничество с Центром занятости Кировского района, экскурсии с целью ознакомления спроса на профессии. | Оценивание полученного результата согласно поставленных задач. Фиксирование проблем в ходе роботы Предъявление полученного результата Использование опыта в работе Летней школы творчества. Целостное образование. |
Исходя из социально-экономических условий и жизненной необходимости подготовки школьников к труду и выбору профессии, а также потенциальных возможностей детей, можно сформировать задачи профориентационной работы школы следующим образом:
Сл. № 4
1. Расширение представлений учащихся об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам в условиях научно-технического прогресса и рыночных отношений, о потребностях в работниках местных предприятий, бизнесе и учебных заведений.
Сл.№ 5
2. Убеждение в необходимости развития способностей, необходимых для получения избираемой профессии, с учетом потребностей общества в кадрах.
Сл.№ 6
3. Практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, развитие творческих способностей каждой личности.
Сл. № 7
4. Дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья, пола и возраста и других индивидуальных особенностей школьников.
Младший школьный возраст – это важный этап пропедевтической подготовки учащихся к выбору профессии, поскольку начало школьного обучения значительно расширяет возможности познания мира профессиональной деятельности.
У детей начальных классов предметно-практическая познавательная деятельность является ведущей. Поэтому систематизированные знания о народном хозяйстве, мире профессий формируют у них мотивы трудовой деятельности, формируют продуктивный опыт.
На повышение уровня сформированности продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии оказывают влияние:
Сл. № 8
использование в процессе обучения методики разноуровневых заданий. Это способствует формированию у учащихся ценности учебной деятельности, нацеливает на преобразование их прошлого опыта, развивает во взаимосвязи мотивационно-ценностное отношение школьников к образу «Я» и трудовой деятельности;
Сл.№ 9
Сл. № 10
Сл.№ 11
Сл.№ 12
использование игровых средств – профориентационных игр, профессиональных мини-проб – способствует включению школьников в рефлексивную деятельность, актуализирует проблему подготовки к выбору профессии на пропедевтическом этапе профессионального самоопределения.
Исходя из этого, ясно, профессиональная ориентация – это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.
Младший школьный возраст не является малозначимым с точки зрения профессиональной ориентации. Дело в том, что существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается сензитивным. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профориентационной работы, и у довольно значительной части школьников так и не удается в учебно-воспитательном процессе достичь необходимых результатов. У младших школьников характерен высокий уровень любознательности. Учитель, взрослые пользуются у него большим авторитетом. Дети эмоционально реагируют на все новое, легко подвергаются влиянию внешних обстоятельств. Они с желанием выполняют трудовые поручения, стремятся к активной деятельности. Следовательно, учитель начальной школы должен отобрать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества.
Рассмотрев проблемы профессиональной ориентации младших школьников, мы можем говорить о том, что согласно возрастным особенностям основная цель работы в данном направлении.
Сл.№ 13
Формирование у детей представлений о различных сторонах профессий, понимания роли труда в жизни человека и общественного развития интереса к профессиям ближайшего окружения.
Возрастные особенности младших школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональной ориентации детей.
Сл.№ 14
Критерии | Показатели | Методы диагностики |
1. Когнитивный | 1. Знание о труде людей; 2. Знание основных профессий региона; 3. Знание основных требований, которые предъявляет к человеку профессия | Тестирование |
2. Мотивационно-потребностный | 1. Наличие подготовки к трудовой деятельности; 2. Положительного отношения к труду и результатам труда других; 3. Стремление к совместной творческой деятельности. | Наблюдение |
3. Деятельностный | 1. Стремление получать знания с целью применения их в дальнейшей трудовой деятельности; 2. Активность и самостоятельность в освоении различных видов труда посредством занятий в кружках, чтения произведений научно-познавательной литературы и др. | Тестирование Анкетирование |
Целенаправленное изучение учащихся начальной школы дает возможность получить данные об их интересах и склонностях к определенным видам трудовой деятельности. Чем раньше будут выявлены склонности и способности детей, тем больше возможностей имеют учителя и родители для их развития, тем более осознанным будет выбор ими профессии в будущем. С этой целью можно проводить беседы, анкетирования, наблюдения за трудовой деятельностью младших школьников, изучить продукты их творческой деятельности (сочинения, проекты, рисунки и др.), создавать специальные ситуации выяснения практической готовности и труду (трудовые десанты, уборки класса, ролевые игры и др.).
Сл.№ 15
В рамках нашего плана в 1 классе был проведён урок-ролевая игра «Ателье», целью которого было ознакомление с профессиями швейного производства.
Большие возможности имеет тестирование детей. Тестирование помогает выявить ценностное отношение ребенка к труду. Оно ставит его в положение «Свободного выбора». Например, метод «Допиши предложение» можно проводить по предложенным темам.
Сл. № 16
С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, общественно-полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники, выставки, музеи) формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
При этом ставятся следующие задачи профессионального самоопределения младших школьников.
Сл.№ 17
Сл. № 18
Сл.№ 19
воспитывать трудолюбие и старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего труда.
Сл.№ 20
Новые методики для младших школьников включают в себя загадки,
пословицы, ребусы, стихотворный материал о труде, который очень нравится детям и в увлекательной форме вводит в мир труда и профессий взрослых. Кроме того, данный материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий.
Особое значение придается развитию профессиональной ориентации младших школьников на уроках труда, когда освоенное трудовое действие ребенка: составление рабочего чертежа, разработка дизайна сопоставляется с особенностью той или иной профессиональной деятельностью. Например, правильность составления рабочего чертежа важно для работы конструктора, закройщика, архитектора. Искусство видеть пропорции размера и сочетания цвета важно для дизайнера, художника-оформителя, строителя.
Таким образом, можно выделить основные направления работы в начальной школе по профориентации детей:
Сл.№ 21
- расширение знаний о профессиях
- знакомство с рынком труда и профессий города
- развитие самосознания к собственной готовности к выполнению различных видов деятельности
- воспитание ценностного отношения к труду
- подготовка к профориентационной деятельности на следующей ступени
школьного обучения
Приемы проведения профориентации на уроках различны. Исходя из содержания логики урока, учитель может в форме отдельных замечаний и вставок, коротких рассказов и бесед, устных и письменных упражнений, предупредительных и контрольных диктантов, при решении задач, просмотра учебных фильмов пробудить или усилить интерес учащихся к предмету определенной профессии.
Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры. Такие, как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (на уроке чтения), «Экскурсовод» («Окружающий мир»), в которых имитируется конкретная профессиональная деятельность. Способствуют расширению знаний о разнообразии профессий. Такие игры, как «По признаку подбери название инструмента», «Определи профессию», «Професси на букву «А» (буквы алфавита), «Отдел кадров», «Ассоциация», «Что? Где? Когда?», «Путешествие по городу».
Уже с детьми младшего школьного возраста можно проводить мини-лекцию о содержании профессии. В ходе лекции необходимо представить профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 7-9 минут, с сопровождением наглядных материалов.
Лекция должна включать в себя такие моменты, как:
условия труда
орудия труда
история профессии
интересные случаи
Изучение природоведения также вносит определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Уроки природоведения позволяют воспитывать уважение к труду человека. При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями профессий людей своей местности.
При проведении словарной работы на уроках русского языка можно использовать следующие слова: директор, агроном, токарь, учитель, воспитатель, милиционер, шофер.
Сл. № 22
На протяжении ряда лет в нашей школе ведется профориентационная работа. Нами были созданы методические рекомендации по профессиональной ориентации младших школьников, серия детских книжек о профессиях: врача, повара, продавца, учителя, пожарного, водителя.
Сл.№ 23
В прошлом учебном году для 2-5 классов был проведён интегрированный урок-ролевая игра «Профессии родного края». Продуктом стали проекты-энциклопедии по профессиям спортсмена, шахтёра, металлурга.
Кроме проектной деятельности ученики с 3 класса посещают занятия в кружке журналистики. На занятиях мы проводили конкурсы, связанные с профориентацией.
Конкурсы: «Назови дружелюбных героев сказок», «Анаграммы», «Сказочные животные», «Конкурс архитекторов», «Меня зовут Карандаш» и др.
Два года назад я проводила семейный вечер «Дайте детству состояться», на нем родители показывали сказку, пели, танцевали, участвовали во всех конкурсах. Была выставка «Моя родословная», «Профессии моих бабушек и дедушек».
Ролевые игры играют очень большую роль для знакомства детей с профессиями. Даже очень известные профессии дети знают понаслышке. Поэтому, когда дети играют в «Дочки-матери», «Школу», «Больницу», то они без подготовки мало отличаются друг от друга и увлекают играющих на 10-15 минут. Без умения развить сюжет, распределить роли, подготовить атрибуты – игра будет не интересной. А если грамотно организовать игру, продумать все этапы, предварительно познакомить с теорией (мини-лекция), если в 1-2 классах учитель и родители будут прилагать максимум усилий, то дальше дети сами будут предлагать материалы для организации ролевых игр.
За многие годы придумано множество приемов и методов обучения и воспитания. Придумать новые, наиболее эффективные методы, которые помогли бы каждому ребенку максимально раскрыться, исходя из его задатков, и при этом не испытывая стресса, все труднее. И все-таки мы не стоим на месте, стараемся, пробуем и некоторые результаты у нас уже есть. Хочу познакомить вас с начинаниями учителей нашей школы.
Сл. № 24, 25
В этом учебном году в декабре мы провели « День наставника». Участниками были абсолютно все ученики начальной школы, и наставники – старшие ученики. В марте мы провели второе занятие – «Город мастеров». Это собственно не занятие, а ярмарка, «город» ремесленников, где каждый, кто хотел выбирал себе ремесло и шел учиться туда, где ему интересно. Никто никому ничего не навязывал. Всего было 18 ремесел и соответственно мастеров.
Приглашая детей в «Город мастеров», мы всех учеников поставили в равные условия и убедились, что этот вид занятий заинтересовал всех детей абсолютно. Это КТД проводилось для учеников начальной школы. А наши «наставники», мастера теперь просят провести и с ними такие же занятия.
Сл.№ 26.
В течение ряда лет я являюсь руководителем районной «Школы молодого учителя» для учителей начальных классов.
Современной школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Решить эту стратегическую задачу помогает создание гибкой системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Поэтому ежегодно в ШМУ мы проводим профессиональные конкурсы педагогического мастерства.
Сл.№ 27
Ну а пока наши дети учатся читать, мечтают. И мамам, папам, учителям совсем не безразлично, кем станут, кем вырастут наши ученики.