Профилактика табакокурения, алкогольной и наркотической зависимостей в школе
Профилактика табакокурения, алкогольной и наркотической зависимостей в школе
В наше время особую тревогу вызывает рост числа юных курильщиков, наркоманов, массовое потребление пива, токсикомания, приобретающая всё более массовый характер. Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель, именно школа может сделать больше для сохранения здоровья школьников, чем врач. Так как к врачу мы уже обращаемся, когда болеем. А наша задача более важная: предостеречь, объяснить, донести, достучаться до каждого по вопросам важности здорового образа жизни, негативного отношения к вредным привычкам. В работе представлена информация, как у нас в школе организуется работа по профилактике табакокурения, алкогольной и наркотической зависимостей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ В МБОУ СОШ №3 г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
В наше время особую тревогу вызывает рост числа юных курильщиков, наркоманов, массовое потребление пива, токсикомания, приобретающая всё более массовый характер. Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель, именно школа может сделать больше для сохранения здоровья школьников, чем врач. Так как к врачу мы уже обращаемся, когда болеем. А наша задача более важная: предостеречь, объяснить, донести, достучаться до каждого по вопросам важности здорового образа жизни, негативного отношения к вредным привычкам.
Как же у нас в школе организуется работа по профилактике табакокурения, алкогольной и наркотической зависимостей.
Работа ведется в 4 направлениях:
Работа с детьми:
общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
работа с детьми «группы риска»;
работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
Работа с педагогическим составом:
подготовка учителей к ведению профилактической работы;
информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики.
Вся работа делится на этапы:
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: сентябрь (начало месяца).
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
Задачи:
определяем степень информированности детей и подростков по проблеме;
выделяеи факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
сделаем выводы о степени вовлеченности подростков в проблему.
Методы:
изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;
опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в школе при работе с определенной группой детей.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков, алкоголя и табакокурения.
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: сентябрь - май.
Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном
учреждении.
Задачи:
предоставляем детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.
способствуем увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;
учим детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
создаем условия для формирования у детей культуры выбора, учим их принимать ответственные решения;
обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Формы работы:
лекция;
беседа;
семинар;
ролевая и деловая игра;
дискуссия;
конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
Показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Возможная тематика мероприятий:
«Мир в наших руках»
4. Беседы со школьниками:
«СПИД - чума XX века»
«Курение и здоровье»
«Алкоголь и здоровье»
«В чем вред курения?»
«Опасность «пассивного курения»
«Эффективные методы отказа от курения»
«Программа малых шагов»
«Препараты, применяемые против курения»
«День без вредных привычек»
«День добра».
Соревнования по массовым видам спорта:
«Спорт против наркотиков»
«Будущее за нами»
«Я выбираю жизнь без наркотиков!»
3. Классные часы:
«Школа без наркотиков»
«Профилактика ВИЧ/СПИДА и наркомании»
«Умей сказать нет наркотикам»
«Пивной алкоголизм»
«Волшебная страна здоровья»
«Мир без табачного дыма»
«Мир без наркотиков»
Значение этапа: (Самое большое)
развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап: заключительный. Время проведения: май (конец месяца).
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
Задачи:
выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;
определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.
Методы:
анализ отчетной документации;
опрос, беседа;
анонимное анкетирование
Выписка разделов из программы здоровья:
1-3 классы «Вредные привычки и полезные советы»
1. Сказкотерапия «Утро вечера мудренее» (о привычке соблюдать режим дня).
2. Уроки Знайкина «Эти вредные, но исправимые привычки?» (читать лежа, в темноте, в
движущемся транспорте; осанка, щелканье пальцами, грызть ногти и т. д.)
3. Занятие «Смертельные соблазны».
4. Антиреклама «Курение и зависимость от никотина».
5. Урок «Наркомания: привычка или болезнь».
6. «Вредные привычки» вредны не только для тебя. «Советы взрослого».
7. Конкурс плакатов: «Смертельные соблазны».
5-8 Классы «Вредные привычки»
1. Занятие «Нет! - добровольному безумию».
2. . «Как это начинается и чем заканчивается». Диалог.
3. Решение нравственных задач. «Цена одной выпивки».