kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс информатизации системы образования в общеобразовательных учреждениях связан с созданием единой среды с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В информатизации системы образования необходимо выделить две части: с одной стороны, это создание информационных систем управления, а с другой стороны, это вопрос информационных образовательных ресурсов. В гимназии работают группы квалиметрического мониторинга и аналитическая группа. Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых многочисленных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, ее целей и содержания, внедрения современных педагогических технологий. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА »

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Евсеева Елена Сергеевна, заместитель директора по учебной работе

МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района


Процесс информатизации системы образования в общеобразовательных учреждениях связан с созданием единой среды с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В информатизации системы образования необходимо выделить две части: с одной стороны, это создание информационных систем управления, а с другой стороны, это вопрос информационных образовательных ресурсов.

Перевод процессов управления образовательным учреждением на безбумажную технологию позволяет избавиться от рутинного и отнимающего много времени (поэтому малоэффективного!) труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса. Для более эффективного управления школой в ней должна быть создана единая информационная система. С её помощью многие функции и задачи внутришкольного управления в современных условиях могут быть решены значительно более качественно, эффективно и экономично. Информационно-аналитическую поддержку организационной структуры управления общеобразовательным учреждением может обеспечить информационно-аналитическая служба (ИАС).

В МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района непосредственное проведение работ по сбору, систематизации и обобщению информации возложено на группу квалиметрического мониторинга. Полученные результаты мониторинговых исследований передаются в аналитическую группу, которая дает экспертную оценку образовательной деятельности гимназии, разрабатывает рекомендации по улучшению и получению нового качества, проводит психолого-педагогические консилиумы, семинары, совещания. Группы формируются из числа представителей управленческого звена гимназии и членов педагогического коллектива.

Необходимым элементом создания информационной среды образовательного учреждения на основе ИКТ является создание мульти-медиатечной службы (ММС) в структуре каждого образовательного учреждения. Такая служба может быть создана на базе библиотеки или формироваться как самостоятельное структурное подразделение. В соответствии с особенностями образовательного учреждения данные службы могут формироваться как самостоятельные структурные подразделения или как подразделения, образованные на основе интеграции вышеперечисленных служб. Использование информационно-аналитических систем для автоматизации управленческой деятельности, активное внедрение в практику работы администрации и учителей новых информационных технологий позволит освободить ресурсы для решения концептуальных задач и направлений деятельности по развитию образовательного учреждения.

В МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района создана электронная база универсальных отчетов, что позволяет создавать необходимую итоговую, статистическую, сравнительную внешнюю (установленную государством образца) и внутреннюю отчетную документацию, осуществлять ведение и архивное хранение данных о педагогических кадрах и контингенте обучающихся, т.е. формировать и вести единую информационную базу по учету педагогических кадров, по финансовым вопросам и по учету движения контингента, что значительно повышает точность и оперативность управленческих решений. Персональную информацию об учащихся и педагогах можно передать без конкретного имени, например, в виде «№1», «№2», «№3». С одной стороны, выполняется запрос вышестоящих инстанций, а с другой – соблюдаются правила работы с персональными данными. Таким образом, использование программных продуктов обеспечивает полноценный обмен данными, представляет собой комплексное решение автоматизации административной деятельности, позволяющее сформировать единое информационное пространство образовательного учреждения. Система позволяет автоматизировать деятельность административного аппарата, секретаря-делопроизводителя, заведующего АХЧ, классных руководителей, учителей, зав.библиотекой. Каждый пользователь имеет разный объем пользовательских прав и может выполнять свою работу независимо от других пользователей.

Однако, решение проблемы в рамках одного образовательного учреждения не решает проблемы - нужен эффективный подход к автоматизации образовательных учреждений, который позволял бы тиражировать и внедрять информационные системы по единой технологии. Единообразие используемых электронных баз в рамках одного уровня системы– необходимое условие обеспечения агрегации данных в единой системе, а также снижение затрат на эксплуатацию в масштабах города.

На уровне школ должны быть программные комплексы, обеспечивающие как автоматизацию деятельности самого образовательного учреждения, так и формирование данных для загрузки в систему верхнего уровня. На верхнем уровне – в Интегрированной автоматизированной информационной системе (ИАИС) – должно быть сформировано единое хранилище данных (ЕХД) по муниципальному району. Создание подобного централизованного хранилища обеспечивает оперативный поиск информации по кадрам, контингенту, качеству образования по всем образовательным учреждениям, но самое главное, возможность формирования отчетности и проведение анализа по всему муниципальному району. На региональном уровне применение этих продуктов позволит оптимизировать кадровый учет, организовать единую информационную базу по движению контингента, осуществлять управление финансовыми потоками.

Единая информационная система, построенная по технологии корпоративного портала, позволит не только решать задачи электронного документооборота и доступа к базам данных, но и осуществлять совместную работу над документами, усилит мотивацию к использованию ИКТ в работе. Автоматические обновления из централизованного источника служат одним из механизмов обеспечивающих решение этих задач.

При создании интегрированной информационной системы управления образовательными учреждениями возникают следующие проблемы:

1. Недостаточная проработка нормативной базы, регулирующей создание интегрированной информационной системы в муниципальной системе образования. Данная проблема не зависит от конкретной информационной системы.

2. Отсутствие набора нормативных документов в школе и рекомендаций о том, какая структура данных должна быть в информационной системе образовательного учреждения.

3. Для того чтобы система как-то использовалась, она должна быть необходима всем уровням муниципальной системы образования. Нужно, чтобы целью был не только отчет, а чтобы функции образовательных учреждений действительно автоматизировались, и специалистам в школе стало легче работать.

Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых многочисленных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, ее целей и содержания, внедрения современных педагогических технологий. К повседневным заботам учителя добавляется обязанность осваивать компьютер, Internet, электронные программы. Однако освоение компьютера не означает, что полученные знания будут использованы эффективно – не факт, что уроки учителя станут интереснее и информационно богаче (тем более, что многие нынешние школьники лучше учителей разбираются в компьютерах). Дело не в том, что учитель профессионально и морально не подготовлен к использованию новых технологий, а в том, что сейчас образовательные продукты выпускаются без всякой системы. Чтобы технология заработала успешно, нужно встраивать ее в учебный процесс, заполняя существующие пробелы. Качество новых образовательных продуктов тоже оставляет желать лучшего: в цифровых учебниках чаще, чем в бумажных, встречаются опечатки, гиперссылки не всегда работают, а продукт уже поставляется в школы.

Отмечая интенсивное развитие инфокоммуникационных технологий в образовательных учреждениях на принципиально новой информационно-технологической и дидактической основе (появление новых подходов, средств и методов в техническом оснащении учебного пространства как информационно-образовательной среды, развитие интерактивных педагогических технологий, возникновение медиакультуры) следует указать основные тенденции развития и применении ИКТ в образовательном процессе:

1) Нарастающая динамика применения аудиовизуальных, информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе, освоение которых является одним из существенных факторов модернизации образования.

2) Возникновение и успешное развитие целого ряда направлений информационной педагогики, объединяющей современные достижения научно-технического прогресса в области ИКТ и результаты психолого-педагогических исследований эргономики и инженерной психологии.

3) Высокий потенциал интеграции образовательных и научно-образовательных учреждений, ведущих компаний, работающих в области инфокоммуникационных технологий, в решении актуальной проблемы повышения качества образовательных услуг.

Поэтому, следует определить приоритетные направления внедрения ИКТ в образовании:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области создания и использования электронных ресурсов в сфере образования, поддержки системы дистанционного обучения, непрерывного образования и обеспечения информационной безопасности, систем ограничения доступа.

2. Развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, наращивание информационно-технологической и технической базы обеспечения качественного использования мультимедийного интерактивного оборудования в образовательном и управленческом процессах, мультисервисных услуг ИКТ.

3. Развертывание научно-педагогических и экспериментальных исследований в области внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс, мониторинг влияния интерактивных технологий на качество образования, прогнозирование его развития.

4. Совершенствование системы мер, снижающих отрицательное воздействие современных технических средств на здоровье обучающихся и работников системы образования.

5. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области современных информационно-коммуникационных технологий.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Евсеева Елена Сергеевна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187845

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Актуальность использования информационных технологий  в системе  технического и  профессионального образования. "
    ["seo_title"] => string(122) "aktual-nost-ispol-zovaniia-informatsionnykh-tiekhnologhii-v-sistiemie-tiekhnichieskogho-i-profiessional-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "196167"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428000814"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства