kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Практикум по разработке учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения способствуют формированию читательской грамотности на уроках истории. Представлены задания на: 1) определение соотношения между двумя событиями, представленными на разных иллюстрациях; 2) определить общую позицию между двумя иллюстрациями; 3) владение историческими фактами и их использование при аргументации своей точки зрения и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Практикум по разработке учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы»»

Практическая работа по теме «Практикум по разработке учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы»

1. Изучите подходы к разработке учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы. 

Содержательная часть занятия представлена в презентациях и текстовых файлах.



2. Разработайте учебные задания для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.

Требования к выполнению: разработать пакет заданий (не менее 10) на формирование разных видов результатов освоения образовательной программы согласно ПРП.





Задание 1.

Вопрос 1. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: как соотносятся между собой данные изображения?



Рис.1 Рис.2

а) события, показанные на иллюстрациях, происходили в одно и то же время; б) здесь показаны события, происходившие в разных городах; в) на обеих иллюстрациях изображен предмет, который является символом народовластия на определенной земле; г) предмет, изображенный на обеих иллюстрациях, являлось только украшением города

Оценка ответа на вопрос 1.

Цель вопроса: Обобщение и интерпретация: углубленное понимание. Определить соотношение между двумя событиями, изображенными на иллюстрациях.

Ответ принимается полностью в) на обеих иллюстрациях изображен предмет, который является символом народовластия на определенной земле;

Ответ не принимается

Другие ответы. Ответ отсутствует.

Вопрос 2.

В чем заключалось основное назначение предмета, изображенного на обеих иллюстрациях? Опираясь на иллюстрации, приведите два аргумента в пользу своей точки зрения.

Оценка ответа на вопрос 2.

Цель вопроса: Осмысление и оценка: осмысление и оценка содержания иллюстраций. Использовать контекстные знания, чтобы привести аргументы в подтверждение своей точки зрения.

Ответ принимается полностью

Указываются название предмета; приводятся два аргумента, раскрывающие предназначение предмета.

Ответ: Вечевой колокол. - Колокол являлся символом суверенитета, городской вольницы. - Удары колокола оповещали население о созыве веча, на котором решались вопросы государственной важности, оповещал о трагических событиях, о пожарах.

Ответ не принимается

Получен неполный или неточный ответ. Демонстрируется неточное восприятие материала или дан неполный неподходящий ответ.

Ответ отсутствует.

Вопрос 3.

Из предложенного списка выберите суждение, которое подходит к обеим иллюстрациям.

а) события, произошедшие на 1-ой и 2-ой иллюстрациях произошли в XII веке; б) такое же сооружение в честь той же святой, которое мы видим на заднем плане обоих рисунков, было возведено и в другом городе в годы правления одного и того же человека; в) данное сооружение было построено в X веке; г) событие, показанное на рис.2 является следствием события, изображенного на рис.1

Оценка ответа на вопрос 3.

Цель вопроса: Размышление и интерпретация. Определить общую позицию между двумя иллюстрациями

Ответ принимается полностью

б) такое же сооружение в честь той же святой, которое мы видим на заднем плане обоих рисунков, было возведено и в другом городе в годы правления одного и того же человека

Ответ не принимается Другие ответы. Ответ отсутствует.

Задание 2.

Вопрос1. Укажите век, когда произошло событие, обозначенное на схеме стрелками. Ответ запишите словом.

Ответ:______________________

Вопрос2. Укажите имя предводителя восстания, границы которого указаны в легенде стрелками.

Ответ:________________________

Вопрос 3.. Прочтите отрывок из работы историка второй половины XIX века Н.Ф. Дубровина и укажите имя императора, пропущенного в тексте, с которым предводитель восстания отождествлял себя.

« - Я подлинный, государь, служите мне верою и правдой; за верную службу я буду награждать, а за неверную казнить смертию. Приняв хлеб-соль и обласкав жителей, самозванец пешком, в сопровождении духовенства и при звоне колоколов, отправился в церковь, приказал служить молебен и на эктениях упоминать имя государя ________________, а государыню исключить. – Когда Бог донесет меня в Петербург, то я зашлю ее в монастырь и пускай за грехи свои Богу молится. А у бояр села и деревни отберу и буду жаловать их деньгами; а которыми я лишен престола, тех безо всякой пощады перевешаю. Сын мой молодой, так он меня и не знает. Дай Бог, чтоб я мог дойти до Петербурга и сына своего увидеть здоровым!»

Ответ:_______________________________

Вопрос 4. . Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На схеме цифрой 3 показано место пленения предводителя восстания;

2) Восстание произошло во время правления императрицы, при которой в состав Российской империи вошел Крым; 3) Руководитель восстания объявил себя «чудесно спасшимся» царевичем Дмитрием; 4)Казачья верхушка, желавшая купить себе прощение за участие в событиях, показанных на схеме, выдала правительственным войскам во главе с Михельсоном своего предводителя и он был помилован императрицей; 5) Город, указанный на схеме цифрой 1,который повстанцы полностью не могли взять (взяты окраины города), является столицей одной из республик РФ; 6) Один из отрядов, принимавших участие в событиях, указанных на схеме стрелками, возглавлял соратник предводителя восстания – Салават Юлаев.



Ответы на задание 2.

1. Восемнадцатый. Пояснение: на схеме мы видим город Екатеринбург, а он был основан в 1723 году. Восстания Ивана Болотникова, Степана Разина были до возникновения этого города.

2. Пугачев. Пояснение: Восстание под предводительством Е.Пугачева происходило в 1773-1775 годах.

3. Петр Федорович (или Петр III) Пояснение: в 1773 году Пугачев направился на Яик и выступил перед казаками, объявив себя «чудесно спасшимся» императором Петром III. В народе в то время ходили слухи, что император Всероссийский Петр Федорович жив, чем и воспользовался Е. Пугачев.

4. 1256 Пояснение: 2) Восстание произошло в 1773-1775 годах. Учащиеся должны знать, что годы правления Екатерины II -1762-1796 годы. Следовательно, данное восстание произошло в годы правления Екатерины Великой, которая в 1783 году издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. Такое решение было принято в ответ на события в Крыму , где произошел переворот в пользу Давлат-Гирея, ставленника Турции и противника России. 3) Ответ №3 не подходит, так как царевичем Дмитрием объявлял себя Григорий Отрепьев, беглый монах, а это было в XVIIвеке, во время Смутного времени . 4) Подсказка для учащихся - фамилия генерала Михельсона, который возглавлял царские войска именно против Пугачева. Но, дети должны владеть читательской грамотностью и увидеть конец четвертого ответа. Пугачев не был помилован Екатериной II, а приговорен к четвертованию. Поэтому ответ под №4 неверен. 5) Ответ под №5 верен, это Казань. Повстанцы могли захватить только окраины города. Кремль взять не удалось - на помощь пришли царские войска во главе с Михельсоном. Кстати, депеша о взятии Казани и провозглашении Пугачевым похода на Москву повергли Екатерину в ужас. По ее приказу в Петербурге наготове стоял корабль, готовый в любую минуту вывезти ее из страны. Казань – столица Татарстана. 6) Салават Юлаев – соратник Пугачева, возглавлял башкирский отряд.

Задание 3 (владение историческими фактами и их использование при аргументации своей точки зрения)

Политическая раздробленность наступила в Древней Руси в первой половине XII века, еще раньше в IX –XI веках эти же явления коснулись стран Западной Европы . Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения , что переход к политической раздробленности не привел к упадку в развитии стран, где этот процесс проходил: один аргумент для Древнерусского государства и один для стран Западной Европы При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде

Аргумент для России: _____________________________________

Аргумент для стран Западной Европы _______________________________

Ответ на задание 3.

  1. Аргумент для Древнерусского государства – князья свои вотчинные земли передавали по наследству и были больше заинтересованы в их обустройстве , чем их временные владельцы. Они занимались строительством городов и храмов, стремились привлечь в свои владения земледельческое население, ремесленников и торговцев, осваивались новые пахотные земли и лесные угодья. С появлением новых государственных центров ускорилось развитие культуры: сложились свои стили в литературе, архитектуре; возникли местные центры летописания. Все это говорит о экономическом и культурном развитии отдельных княжеств, а значит и всего Древнерусского государства.

  2. Аргумент для стран Западной Европы – с ослаблением центральной власти стали развиваться графства, герцогства и др. Их правители строили города, были усовершенствованы орудия труда. Правители маленьких государств поощряли развитие искусств на своих территориях, приглашали и оплачивали работу знаменитых архитекторов, скульпторов, художников. Возникает и успешно развивается местное самоуправление. Появляются учреждения, которые обязаны осуществлять надзор за населением, охранять общественный порядок.



Задание 4. (владение историческими фактами и их использование при аргументации своей точки зрения)

Период политической раздробленности затронул как Древнерусское государство, так и страны Западной Европы. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что одной из причин политической раздробленности и в Древнерусском государстве, и в странах Западной Европы стал сложившийся в государствах порядок управления: один аргумент для Древнерусского государства и один для стран Западной Европы. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде

Аргумент для Древнерусского государства _____________________________________

Аргумент для стран Западной Европы _______________________________

Ответ на задание 4.

  1. Аргумент для Древнерусского государства – киевский князь в русские земли-волости наместниками отправлял своих сыновей и братьев. В каждой такой земле было свое народное ополчение, дружина, вече, своя выборная власть, мера длины и веса, чеканили свои деньги. Наместники очень быстро начинали чувствовать себя самостоятельными правителями и стремились отделиться от Киева, как когда-то к этому стремились племенные князья. Тем более, что в стремлении к отделению они получали поддержку городского населения, которое не желало платить дань Киеву и хотело иметь не киевского ставленника, а своего князя, защищавшего их интересы.

  2. Аргумент для стран Западной Европы – короли раздавали своим вассалам земли и привилегии, чтобы усилить их лояльность. Постепенно феодалы получили не только огромные земельные владения , но и политическую власть. Они могли чеканить свою монету, заключать договоры, вести войны. Каждый феодал имел свое войско, а значит, он больше не нуждался в защите короля. Многие феодалы были значительно богаче королей. Феодалы больше не ощущали необходимости в сильной центральной власти и перестали поддерживать ее. Власть королей ослабевала и не распространялась дальше их личного домена.. Так усиление власти феодалов и ослабление центральной власти привело к феодальной раздробленности в Западной Европе.

Задание 5.

А) «Самое упорное, самое настойчивое, самое энергическое преследование крамолы всеми полицейскими и административными средствами, является, несомненно, настоятельной потребностью минуты… Для достижения конечной цели и искоренение зла мыслимо только под непременным условием – одновременно с таким преследованием - неуклонного и правильного направления государства на пути мирного развития продолжением реформ и начинаний прошлого царствования… Теперь… самая удобная минута призвать к содействию правительству земских людей и предложить им на предварительное обсуждение все те проекты реформ, которые ждет с таким нетерпением вся Россия». (Из записки графа Н.П. Игнатьева М.Т. Лорис-Меликову. Март.1881г )

Б) «Что такое Конституция? Ответ на это нам дает Западная Европа. Конституции, там существующие, суть орудие всякой неправды, орудие всяких интриг… И эту фальшь по западному образцу, для нас непригодную, хотят, к нашему несчастью, к нашей погибели, ввести и у нас. Россия была сильна благодаря самодержавию, благодаря неограниченному доверию и тесной связи между народом и его царем… А вместо этого предлагают говорильню… Мы и без того страдаем от говорилен… В такое ужасное время …надобно думать не об учреждении нового, в котором произносились бы новые растлевающие речи, а о деле. Нужно действовать.» «Вам достается Россия смятенная, расшатанная, сбитая с толку, жаждущая, чтобы ее повели твердою рукою, чтобы правящая власть видела ясно и знала твердо, чего она хочет и чего не допустит никак.» (Из речи К.П. Победоносцева. 8 марта 1881г.)

Вопрос 1.

Как соотносятся между собой тексты Н.П. Игнатьева и К.П. Победоносцева?

а) они написаны в одном стиле, но посвящены разным темам; б) в них приводятся разные аргументы для того, чтобы прийти к единому заключению; в) они выражают прямо противоположные взгляды на одну и ту же тему; г) они приводят схожие аргументы, но приходят к разным выводам

Оценка ответа на вопрос 1.

Цель вопроса: Обобщение и интерпретация: углубленное понимание. Определить отношение между двумя аргументированными текстами

Ответ принимается полностью в) они выражают прямо противоположные взгляды на одну и ту же тему;

Ответ не принимается

Другие ответы. Ответ отсутствует.

Вопрос 2.

Каково отношение авторов текстов к изменениям в обустройстве политической жизни страны? Приведите два примера. Обоснуйте ответ.

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Оценка ответа на вопрос 2.

Цель вопроса: Осмысление и оценка: оценка содержания текста. Использовать контекстные знания, чтобы привести пример, соответствующий категории, описанной в тексте

Ответ принимается полностью

Указываются фрагменты, раскрывающие отношение авторов к изменениям политической жизни страны.

  • «Теперь… самая удобная минута призвать к содействию правительству земских людей и предложить им на предварительное обсуждение все те проекты реформ, которые ждет с таким нетерпением вся Россия».

  • «В такое ужасное время …надобно думать не об учреждении нового, в котором произносились бы новые растлевающие речи, а о деле. Нужно действовать.»

Ответ не принимается

Получен неполный или неточный ответ. Демонстрируется неточное восприятие материала или дан неполный неподходящий ответ.

Ответ отсутствует.

Вопрос 3.

С каким утверждением согласились бы и К.П. Победоносцев, и Н.П. Игнатьев?

а) западноевропейские ценности неприемлемы для России; б) главная задача императора – сохранить самодержавную власть; в) для достижения конечной цели одновременно с жесткими мерами надо продолжить реформы, начатые в предыдущее царствование; г) в настоящий ужасный момент для успокоения страны нужно настойчивое преследование крамолы, нужна твердая рука.

Оценка ответа на вопрос 3.

Цель вопроса: Интеграция и интерпретация. Определить общую позицию между двумя аргументированными текстами

Ответ принимается полностью

г) в настоящий ужасный момент для успокоения страны нужно настойчивое преследование крамолы, нужна твердая рука.

Ответ не принимается Другие ответы. Ответ отсутствует.

Задание 6. (самооценка полученных результатов, осуществление самоконтроля)

Отгадать кроссворд. В выделенном столбце прочитаете ключевое слово. Дать определение . (самодержавие – форма правления, основанная на сильной, почти не ограниченной власти царя)

  1. Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр)

  2. Титул Ивана Грозного (царь)

  3. Казак, возглавивший поход против Кучума (Ермак)

  4. Служилые люди, включенные в состав Государева двора при Иване Грозном (дворянство)

  5. Территориальная единица, возглавляемая старостами (уезд)

  6. Постоянное войско, созданное Иваном IV( стрельцы)

  7. Центральные органы управления при Иване Грозном (приказы)

  8. Общее название Казанского и Астраханского ханств ( Поволжье)

  9. Особый порядок управления на части территории страны, введенный Иваном IVв 1565 году (опричнина) 10)Война, которую вела Россия при Иване Грозном за выход в Балтийское море (Ливонская) 11) Древний род матери Ивана Грозного, Елены (Глинские)

12) Насильственные действия с целью устрашения, подавления политических противников (террор)







1















2






3







4












5






6










7










8









9












10











11










12














Задание 7. (осуществление самоконтроля, самооценки полученных результатов)

Игра «Да-нет»

а) Финикия находилась на восточном побережье Средиземного моря? (Да) б) Финикийцы изобрели алфавит?(Да.) в) Алфавит финикийцев состоял из согласных и гласных букв (Нет) г) Главные города Финикии Ур, Урук, Вавилон? (Нет) д) Страна, где находились города Библ, Тир, Сидон – это Египет? (Нет) е) Стекло изобрели египтяне? (Нет) ж) Из Финикии торговцы вывозили кедр, пурпурную краску, стекло? (Да) з) Первыми совершили плавание вокруг Африки шумеры? (Нет) е) Колония – это поселение финикийцев в других странах? (Да) ф) Карфаген, город в Африке основали финикийцы? (Да)



Задание 8. Работа в парах. (Умение  переводить  многоаспектную информацию  из  графического  или  символьного  представления  в текстовое. Осуществление совместной деятельности; регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения; выражение и аргументация своей точки зрения в устном высказывании)

Что дал миру Древний Восток?

- Какое государство Древнего Востока первым открыло и какое значение имело это открытие?

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

9. 10.

Задание 9. ( Обобщение и систематизация исторических фактов в форме таблицы;) Заполнить пустые ячейки таблицы, используя список пропущенных слов

Правитель

Век

Преобразования, реформы

Иван III

XVв.

……………………………….

……………………….

XIIв.

Ограничение ростовщических процентов

Княгиня Ольга

…в.

………………………………..

……………………….

XVIв

Появление стрелецких полков

Пропущенные элементы:

  1. Начало закрепощения крестьян

  2. Владимир Мономах

  3. Xв.

  4. Елена Глинская

  5. Иван Грозный



Задание10. (Умение   строить  рассуждение от  частных  явлений к  общим  закономерностям )



Посуда, которую научился делать человек разумный, корзины из прутьев не могли держать жидкость, например, воду. Их нельзя было ставить на огонь.  Подумайте, каким образом древний человек мог «исправить» этот недостаток, используя другие природные материалы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нина Семеновна Чекашкина

Дата: 15.06.2023

Номер свидетельства: 633787

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "статья "Новые эффективные образовательные технологии" "
    ["seo_title"] => string(60) "stat-ia-novyie-effiektivnyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419439454"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Босова Л.Л. 5 класс ФГОС КПТ с УУД "
    ["seo_title"] => string(33) "bosova-l-l-5-klass-fgos-kpt-s-uud"
    ["file_id"] => string(6) "115672"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412079856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства