kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Международный день памяти жертв Холокоста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Международный день памяти жертв Холокоста. Внеклассное мероприятие по истории для 5-9 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Международный день памяти жертв Холокоста»

Верхне – Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области













Международный день памяти жертв  Холокоста 





Провела: учитель истории

Богданова О.С.











2022г.


Цель:


  • Формирование интереса к истории Холокоста; повышение информационной грамотности;

  • формирование сочувствия к жертвам массового убийства;

  • формирование подлинно гражданского сознания;

  • способствовать формированию нравственных и этических принципов, патриотизма и толерантности


Впервые Международный день памяти жертв Холокоста отмечался во всём мире в 2006 году. Однако некоторые страны отмечали этот день и ранее.

В Венгрии День памяти отмечается 16 апреля. В этот день в 1944 году евреев страны начали массово переселять в гетто.

В Израиле  отмечается по еврейскому календарю 27 нисана, день начала восстания в Варшавском гетто. В григорианском календаре эта дата может соответствовать промежутку между 7 апреля и 7 мая.

В Латвии  отмечается 4 июля. В этот день в 1941 году были сожжены все рижские синагоги, погибли тысячи евреев.

В Румынии  отмечается 9 октября . В этот день в 1941 году  началась депортация евреев БуковиныМолдавии и Румынии в концлагеря и гетто Транснистрии.

Германия отмечает день памяти жертв Холокоста 27 января — как всемирный. В 2011 году этот день был впервые посвящён цыганским жертвам геноцида.

Генеральная Ассамблея ООН призвала государства разработать просветительские программы, чтобы уроки Холокоста навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали предотвращению актов геноцида в будущем.

"Холокост, приведший к истреблению одной трети еврейского народа и несчетного числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем людям предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предрассудки", — говорится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.


( С началом Второй мировой войны нацисты захватили страны и области с местами компактного проживания еврейского населения — Польшу, Прибалтику, Украину, Белоруссию. В крупных городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нём содержалось до 480 000 евреев.  На территории СССР крупнейшими гетто были Львовское гетто (409 тысяч человек, существовало с ноября 1941 по июнь 1943 года) и Минское гетто (около 100 тысяч человек, ликвидировано 21 октября 1943 года). До принятия решения о полном физическом уничтожении евреев немцы применяли следующую схему «решения еврейского вопроса»: концентрация еврейского населения в крупных городских районах — гетто; отделение их от нееврейского населения — сегрегация; полное вытеснение евреев из всех сфер общественной жизни; конфискация их имущества, вытеснение евреев из всех сфер экономической жизни и разорение; доведение евреев до состояния, когда рабский физический труд станет единственной возможностью для выживания.

В секретном приказе начальника Управления службы безопасности рейха Р.Гейдриха от 21 сентября 1939 г. была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши. Всех их следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в особо создаваемые районы крупных городов (гетто), а собственность конфисковать. Как правило, гетто создавались в населенных пунктах, имеющих железнодорожное сообщение, — с тем, чтобы впоследствии их обитателей можно было бы легко вывозить в лагеря смерти. К концу 1940 г. все евреи Польши были изолированы в гетто, где царили рабский труд, темнота, голод и эпидемии. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день.

План “окончательного решения” как убийства целого народа вырабатывался нацистами постепенно. “Вначале было слово” - устное и печатное, использование понятного “образа врага” для победы на выборах; детальное антиеврейское законодательство, насилия, принудительная эмиграция, заключение в гетто и концлагеря. И лишь потом – массовые расстрелы и газовые камеры.

Идеологи нацизма не скрывали суть своей расовой программы, объявляя “арийцев” представителями “высшей расы”, а всех остальных – представителями “низшей расы” и даже “недочеловеками”. Утверждение, что германская нация – превыше всего, что она – “носительница высших моральных чувств” привели к политике “расовой гигиены”, воплощавшейся мечом и огнем, а затем и к политике тотального уничтожения народов, отнесенных нацистами к “неполноценным расам”. Гитлер говорил об этих народах: “…они так далеки от нас, как породы животных – от подлинной человеческой породы”.

видео «Хрустальная ночь в Бюле») В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог, разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном людей свободных профессий, были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев. В одном из немецких отчетов указывалось, что после “Хрустальной ночи” было зарегистрировано 680 случаев самоубийств среди евреев.


Стихотворение. И. Яненсон. «Кровавая Сага».
-1- 
В то утро Ганс проснулся очень рано, 
Потягиваясь, встал с большой кровати. 
Ещё вчера, хоть был немного пьяный, 
Он позаботился об автомате. 

Ведь автомат – не детская игрушка,

Его опять сегодня ждёт работа: 
Там, возле речки, на лесной опушке 
Он будет убивать опять кого-то. 

-2- 
В то утро собирала сумки Роза, 
Укладывая ценный скарб в дорогу, 
Не чувствуя в своей душе угрозу, 
Надеясь на удачу и на Бога. 

Фашисты показались ей не звери, 
Вчера поговорили с ней учтиво, 
«И даже появилось к ним доверье»- 
Подумала еврейка торопливо. 

-3- 
К восьми евреи собрались у леса, 
Одеты все практично: строго в чёрном; 
Глаза полны живого интереса: 
Куда их повезёт фургон огромный. 

Вдруг высыпали, как горох, фашисты, 
Случилось то, чего от них не ждали: 
Очередями метко, жёстко, быстро 
В минуту всех евреев расстреляли. 

Стояла среди мёртвых только Роза, 
Её свинцовым градом не задело, 
Раскинув руки и глотая слёзы, 
Лишь прядка у виска чуть поседела. 

-4- 
Ей крикнул Ганс: «А ну, танцуй, жидовка, 
Народ твой к праотцам своим уехал. 
Танцуй, танцуй, а то моя винтовка 
Пропорет твой живот с большим успехом» 

И Роза вдруг пошла, взмахнув руками, 
Из горла вырывалось хрипло пенье, 
Тот танец, что берёг народ веками, 
Поверг фашистов всех в оцепененье. 

Схватив свои винтовки, автоматы, 
Стреляли и безумными глазами, 
Смотрели все фашистские солдаты 
Еврейский танец с кровью и слезами. 

-5- 
Фашисты ненавидели евреев, 
Евреев всех они уничтожали, 
Победным взглядом гору трупов смерив, 
За новыми живыми уезжали. 

Сгущались над страною злые тучи, 
И боль тупая в каждом сердце зрела, 
Когда фашисты вниз смотрели с кручи, 
Курок нажать, готовясь для расстрела. 

И сердце наполнялось диким страхом, 
И скорбь пронзала по своей Отчизне, 
Когда фашист рукой, одним лишь махом, 
Лишал людей такой прекрасной жизни.



Традиционно жертвами Шоа считаются 6 миллионов евреев Европы. Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала. Полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск.

1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. “Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи - это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами.” После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

Из воспоминаний очевидцев. “Пятница. 5 ноября. Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей. (…) Всюду, где можно было спрятаться, они искали детей, и если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли».

Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти? Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс - в трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

Крупнейший концентрационный лагерь - Освенцим – был одновременно и "трудовым" лагерем. Стариков и женщин с детьми отправляли в "душегубку" сразу, буквально через несколько часов. Что же касается здоровых мужчин и женщин, то их посылали работать в мастерские и на фабрики, специально построенные при лагере. Некоторых заключенных заставляли обслуживать сам "производственный цикл" уничтожения. В Освенцим направляли не только евреев, но и поляков, русских военнопленных, а также цыган и политических заключенных со всей Европы. В этом и других лагерях проводились чудовищные, зачастую приводившие к смертельному исходу, эксперименты, как в области традиционной медицины, так и с целью отработки наиболее эффективных методов массовой стерилизации "расово неполноценных" групп. В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключенных искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях. В качестве "подопытных" предпочитали использовать женщин и детей.

Наум Коржавин

ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучали детей.


И это каждый день опять,

Кляня, ругаясь без причины.

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.


За что обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье.

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.


Они представить не могли

Того, что могут быть убиты:

По древней логике земли

От взрослых дети ждут защиты.


А дни все шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы;

Но их все били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.


Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин идеи были:

Мужчины мучали детей.


(И по приказу, точно в срок,

вконец измучив, убивали,

и подводя всему итог,

на склады туфельки сдавали.)


Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это было –

Мужчины мучали детей.

Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.

Видео «Бухенвальдский набат»

В 1941-1942 гг. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Здесь немцы установили новый порядок.

Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух и ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.

В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города.

В Киеве было развешено объявление о сборе евреев.

«Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 г. к 8 часам утра на угол Мельниковой и Доктеревской улиц (возле кладбища). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и пр.

Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян».

Воспоминания очевидцев

«На рассвете 29 сентября киевские евреи с разных концов города медленно двигались по улицам в сторону еврейского кладбища. Родственники и друзья провожали их, не подозревая о предстоящей трагедии. Многие из обреченных думали, что предстоит переезд в провинциальные города.

Одни говорили – трудовая мобилизация. Другие заявляли, что немецкое командование договорилось с советским руководством, и предстоит обмен: еврейская семья – на одного военнопленного немца. Кто-то понимал, что это смерть. В этот день было много самоубийств.

Семьи пекли хлеб на дорогу, шили походные вещевые мешки, нанимали подводы, двуколки. Поддерживая друг друга, шли старики и старухи. Матери несли младенцев на руках, везли их в колясочках. Шли люди с мешками, свертками, чемоданами, ящиками. Молодежь с собой почти ничего не брала, а пожилые люди старались взять с собой из дому побольше. Старух, тяжко вздыхающих и бледных, вели под руки внуки. Парализованных и больных несли на носилках, на одеялах, на простынях.

Толпы людей непрерывным потоком шли по Львовской улице, а на тротуарах стояли немецкие патрули. Огромное множество людей с раннего утра до самой ночи двигалось по мостовой. Это шествие смерти продолжалось три дня и три ночи. Город притих. На Львовскую улицу, как потоки в реку, вливались толпы с Павловской, Дмитриевской, с Некрасовской…

Выйти из потока уже было невозможно – немцы проверяли документы. За Львовской улицей – голые холмы, овраги с крутыми склонами - Бабий Яр.

Под открытым небом была развернута целая канцелярия, стояли письменные столы. Толпа, ожидавшая у заставы, организованной немцами в конце улицы, не видела этих столов. От толпы отделяли каждый раз 30-40 человек и вели под конвоем «регистрироваться».

У людей отбирали все документы и ценности. Документы бросали на землю. Свидетели говорят, что площадь покрылась толстым слоем брошенных бумаг, порванных паспортов и профсоюзных билетов.

Затем немцы заставляли людей раздеться догола – всех без исключения – и девушек, и женщин, и стариков, и детей. Одежду собирали, аккуратно складывали. Срывали с пальцев кольца. Потом обреченных группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. Маленьких детей сталкивали в яр живыми. Многие, подходя к месту казни, теряли рассудок. Несколько молодых и красивых девушек увели в сторону: ночью их изнасиловали и также расстреляли.

Множество киевлян до последней минуты расправы не знали, что немцы делали в Бабьем Яре.

Немцы и полицейские после расстрелов в Бабьем Яре рыскали по городу в поисках новых жертв. Сотни евреев погибли в своих квартирах. Немцы подвергали сомнению и тщательному исследованию документы всех людей, похожих на евреев».

Черная книга. С. 22-32.



Свидетельские показания Дины Проничевой, выжившей в Бабьем Яре



«Русские мужья провожали своих еврейских жен. Русские жены провожали своих еврейских мужей. Приближаясь к Бабьему Яру, мы услышали стрельбу и нечеловеческие крики. Я начала понимать, что здесь происходит, но маме ничего не говорила. (…)

Когда мы вошли в ворота, нам велели сдать документы и ценные вещи и раздеться. Один немец подошел к маме и сорвал с ее пальца золотое кольцо. Я увидела, как группа за группой раздеваются женщины, старики и дети. Всех подводят к открытой яме, и автоматчики расстреливают их. Затем подводят другую группу. (..)

Я своими глазами видела весь этот ужас. Хотя я находилась не совсем близко от ямы, я все равно слышала жуткие крики обезумевших людей и приглушенные голоса детей, звавшие: «Мама, мама…».

Кузнецов А.В. Бабий Яр

Так как расстрелять всех прибывших за одни сутки не успели, в качестве пункта временного содержания использовались помещения военных гаражей. За два дня 29-30 сентября 1941 расстреляли в этом овраге 33 771 человека — практически всё еврейское население Киева. Дальнейшие расстрелы евреев состоялись 1, 2, 8 и 11 октября 1941, за это время было расстреляно около 17 000 евреев.

Массовые казни продолжались вплоть до самого ухода немцев из Киева. 10 января 1942 года были расстреляны 100 матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии. В 1941—1943 годах в Бабьем Яру был расстрелян 621 член ОУН (фракция С. Бандеры), среди них украинская поэтесса Елена Телига и её муж, у которого была возможность спастись, но он предпочел остаться с женой и друзьями по редакции «Украинского слова». Кроме того, Бабий Яр послужил местом расстрела пяти цыганских таборов. В общей сложности, в Бабьем Яру в 1941—1943 было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек. 



И закончить хочется словами И.Бауэра, исследователя Холокоста: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Международный день памяти жертв Холокоста

Автор: Богданова Ольга Станиславовна

Дата: 14.02.2022

Номер свидетельства: 600245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Тематическая линейка «Международный день памяти жертв Холокоста»"
    ["seo_title"] => string(73) "tiematichieskaia_linieika_miezhdunarodnyi_dien_pamiati_zhiertv_kholokosta"
    ["file_id"] => string(6) "396484"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1488271607"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "«Жертва всесожжения».  27 января - День памяти жертв холокоста. "
    ["seo_title"] => string(69) "zhiertva-vsiesozhzhieniia-27-ianvaria-dien-pamiati-zhiertv-kholokosta"
    ["file_id"] => string(6) "130257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415868059"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тематический классный час   “Дети Холокоста ” "
    ["seo_title"] => string(46) "tiematichieskii-klassnyi-chas-dieti-kholokosta"
    ["file_id"] => string(6) "165196"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422783829"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "холокост 8 кл."
    ["seo_title"] => string(12) "kholokost8kl"
    ["file_id"] => string(6) "274019"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452324726"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Холокост- помнить или забыть? "
    ["seo_title"] => string(26) "kholokost-pomnit-ili-zabyt"
    ["file_id"] => string(6) "173527"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424004109"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства