kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема : «Усиление королевской власти в странах Западной Европы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка созданна специально для учителей истории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема : «Усиление королевской власти в странах Западной Европы».»

Дата: 13.11.2024г.

Класс: 8

Предмет: история

Тема : «Войны антифранцузских коалиций против революционной Франции.».

Место урока: Раздел 3, тема 15, урок 19

Учитель: Кравцова Мария Игоревна

Тип урока: комбинированный



Цель урока: охарактеризовать Великую французскую революцию, определить её историческое значение для Франции и Европы, раскрыть суть революции (анархия и разложение общества) и на основе критики террора приобщать к гуманистическим ценностям, формировать чувство взаимной ответственности.

Метапредметные УУД:

Предметные: называют суждения о значении идей Французской революции для развития европейского общества. Формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Решают творческие задачи и представляют результаты своей деятельности

Оборудование: карточки с дополнительной информацией, аудио «Марсельеза».

Методы и приемы: беседа, лекция, составление опорных схем по лекции, работа в группах, диктант «Да или нет? «

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация пройденного материала.

3. Изучение нового материала.

1. Об истоках и сути революции.

2. Влияние Французской революции на Европу.

4. Заключительный этап

5. Рефлексия.

6. Задание на дом.

Ход урока

1. Организационная часть.

На сегодняшнем уроке мы завершим изучение Великой Французской революции. Выясним, что происходило во Франции после установления диктатуры якобинцев, и каким образом к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Но чтобы перейти к новой теме, давайте вспомним основные события революции с 1789 года.

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка дом.задания: результаты внешней политики Директории (таблица в тетради).

Кому принадлежит фраза”.

1. “Покажи мою голову народу, она стоит того!”. (Ж. Дантон)

2. “Солдаты, вы раздеты и плохо накормлены. Я поведу вас в самые плодородные равнины мира. Вы найдёте там почёт, славу и богатство”. (Наполеон)

3. “Я умираю невиновным и прощаю своим врагам”. (Людовик XVI)

4. “Сегодня надо обезглавить 10 тысяч человек, через несколько месяцев 100 тысяч человек. Вешайте, вешайте, мои дорогие друзья!”. (Ж.П. Марат).

ДА ИЛИ НЕТ?

1.Революция ликвидировала абсолютную монархию (да).

2.Крестьяне получили землю бесплатно (нет).

3.Женщины получили избирательные права наравне с мужчинами (нет).

4.Экономическая и политическая власть после окончания революции оказалась в руках буржуазии(да).

5.Гимном Франции стала «Марсельеза» (да).

6.Королем Франции, во времена правления которого в стране началась революция, был Людовик XVI. (да)

7. Высший орган сословного представительства во Франции - это парламент.(нет) 

Прослушать «Марсельезу» (автор Руже де Лиль).

3.Изучение нового материала

- Есть периоды в истории, когда цена ошибки - сама жизнь. Это периоды потрясений и революций... Давайте вспомним, что такое революция?

- Как вы думаете, почему революция случилась именно во Франции? Подсказка: вспомните просветителей Франции.

Озвучивание темы и целей урока.

1.Лекция учителя об истоках и сути революции.

Философы эпохи Просвещения говорили: "Познай истину и истина сделает тебя свободным" - вот неизменный лозунг того времени. Вместе с человечеством, считали философы, совершенствуется и разум: возрастает сумма знаний и умений, устраняются предрассудки, общество яснее осознает свои главные цели - достижение равенства, свободы и справедливости. Идеал эпохи Просвещения (на доске кластер):

Совершенный разум – совершенствуется человечество – изменения в обществе (девиз: Равенство, Свобода, Справедливость) – всеобщее имущественное равенство, запрет на богатство.

Было немало просвещенных, образованных людей, которые хотели избавить свой народ от гнёта, нищеты, бесправия. Но когда всю нацию захватила волна разрушения: старых порядков, законов, норм добрососедства, когда в порыве ненависти люди начали убивать друг друга, эти идеи и лучшие намерения стали для многих далекой путеводной звездой. И немало людей отказалось от своих идеалов, когда пришла пора делить власть, землю, собственность. И так происходит отказ от идеалов Революции (от формулы Равенство, Свобода, Справедливость).

Вот взгляд на Французскую революцию английского историка и философа Томаса Карлейля, отражающий настроения многих после кровавых событий 1793 года: « Революция - это безумие, которое живет в сердцах людей. Оно и в том и в другом человеке; как ярость или как ужас. Революция - это открытое восстание и насильственная победа вырвавшейся на свободу анархии против разложившейся, исчерпавшей себя власти; это анархия, которая взламывает тюрьмы, выплескивается из бездонных глубин и бесконтрольно, неудержимо бушует, охватывая мир, пока анархия не будет если не упрятана снова в тюрьму, то обуздана, а ее безумные силы не окажутся направлены к своему предназначению как здравые и контролируемые».

Революция – это вихрь разложения. Что за 10 лет сделала революция во Франции?

- Во Франции произошли изменения социально-экономических отношений. Церковь и аристократия окончательно потеряли своё былое могущество и влияние. Франция встала на экономические рельсы капитализма и прогресса. Её народ, закалённый в боях и невзгодах, обладал самой могущественной боеспособной армией того времени. Значение Великой французской революции велико: в сознании многих европейских народов сформировались идеалы равенства и мечты о свободе. Но в то же самое время имела место и боязнь новых революционных потрясений.

2. Влияние Французской революции на Европу. Работа в группах. (Приложение )

- Вы получили информацию о влиянии Французской революции на европейские страны. Тезисно передать содержание.

1 группа. Англия. Французская революция произвела огромное впечатление на многие народы Европы и вдохновила практически всех участников революционных событий в Европе начала XIX века. Так, английские виги и их вождь Фокс оценивали взятие Бастилии как «самое великое и благотворное событие, когда-либо происходившее в мире. Многие английские писатели: Вордсворт, Роберт Бернс, Кольридж, Шеридан и др. восторженно приветствовали революцию. В то же время в Англии появился памфлет «Размышления о революции», в котором его автор, бывший виг Берк, называет революцию «сатанинским делом», грозящим гибелью для всей европейской цивилизации. Памфлет вызвал бурные протесты и породил целую литературу, посвященную теме революции, освобождения народа от гнета и несправедливости. С 90-х гг. в демократическом движении Англии стали принимать широкое участие народные низы. Появлялось всё больше и больше новых центров и движений, выступающих за коренную демократизацию всего политического строя Англии. Наибольшую известность и размах приобрело «лондонское корреспондентское общество», председателем которого был сапожник Томас Гарди. Массовая агитация, которая велась этим обществом, посылка делегатов во Францию серьёзно встревожили правительство. Начиная с 1892 г. в Англии стали проводиться репрессии. Заочно был осужден Томас Пэйн, который уехал во Францию и был избран членом французского Конвента. Кстати, его книга «Правда человека», о событиях французской революции, разошлась в Англии с небывало высоким тиражом - около миллиона экземпляров. Английское правительство заняло непримиримую позицию по отношению к демократическим проявлениям внутри страны, но несмотря на репрессии, агитация продолжалась усиливаться. Берк считал, что из 400 тыс. человек, которые интересуются политикой в Англии, не менее 80 тыс. человек стоят на позициях «решительных якобинцев». В Англии росло недовольство правительством , учащались выступления бедноты, массовые волнения моряков. Матросы поднимали на мачтах красные флаги. Правительство ответило массовыми арестами, повешением активных участников восстаний, тюрьмами и запретами всяких демократических обществ и рабочих союзов.

2 группа. Ирландия, по-прежнему оставаясь угнетаемой английской колонией, с надеждой откликнулась на события во Франции. Здесь возникло сильное демократическое движение, объединившее всех противников английского господства, возглавляемое буржуазными революционерами. Они стремились к созданию независимой ирландской республики. И готовили восстание, очень надеясь на поддержку Франции и её экспедиционной армии. Но восстание было подавлено с исключительной жестокостью. И после проведения «объединения» (унии) ирландского и английского парламентов в 1801 г, Ирландия лишилась всех остатков своей автономии.

3 группа. Бельгия. Революционные движения раньше всего вспыхнули в Бельгии, которая входили тогда в состав Габсбургской империи. Под влиянием французской революции усилилась резкая оппозиция курсу австрийского императора на централизацию монархии. Австрийские войска были изгнаны с территории Бельгии. После этого было образовано новое государство, под названием «Объединённые бельгийские штаты». В стране сразу же после этого разгорелась острая борьба между двумя лагерями: штатистами, выступающими за прежнюю раздробленность, сохранение власти провинциальных правительств, привилегий католической церкви и средневековой цеховой системы и городской буржуазией, выступавшей за централизацию страны и проведение буржуазных реформ. На протяжении нескольких лет между Австрией и Францией шла борьба за захват бельгийских территорий. В результате, в 1795 г. Бельгия была присоединена к Франции. Она лишилась суверенитета, её экономика была подчинена интересам французской буржуазии. Но тем не менее были упразднены феодальные отношения, проведена секуляризация части церковных владений и другие буржуазные преобразования. Во многом это способствовало тому, что в XIX в. Бельгия стала одной из передовых капиталистических стран Европы.

4 группа. Швейцария. Произошли изменения и в политической жизни Швейцарии. Она представляла собой конгломерат, в который входили тринадцать суверенных кантонов, а также вассальные территории и союзники. Власть в стране принадлежала «старым кантонам», которыми правил городской патрициат. Французская революция привела к тому, что в Швейцарии поднялось демократическое движение. Одним из его руководителей был известный педагог Песталоцци, придерживающийся позиции проведения радикальных общественных преобразований. В 1792 г. он получил от Конвента гражданство Французской республики. После вступления французских войск в Швейцарию, была провозглашена Гельветическая республика. Принята новая конституция, которая содействовала ломке старых общественных отношений и возникновению новых буржуазных порядков.

5 группа. Германия. В числе стран, на которые французская революция оказала большое влияние, оказалась и Германия. Её горячо приветствовали известные деятели культуры - Гердер, Виланд, Клопшток, Шиллер. Двум последним, впоследствии было присвоено французское гражданство. Передовые мыслители той эпохи, находясь вдали от всех ужасов и той кровавой бойни, которую принесла народу Франции революция, воспринимали лишь те благородные идеи, которые ставили перед собой французские революционеры. Им казалось, что террор - лишь следствие ошибок, допущенных республиканцами. Но с восторгом встретили французскую революцию не все . Многие немецкие интеллигенты уже в годы французской республики увидели весь тот ужас, в который была ввергнута Франция после революции. А поэтому после свержения монархии и казни короля Людовика 16 большая часть немецких писателей и ученых стали открыто высказываться против идей французской революции.

В некоторых немецких государствах, расположенных на Рейне, в Саксонии происходили крестьянские волнения, в прусской Силезии восстали ткачи. Большие массы людей верили в победу идей французской революции. Один из участников крестьянского восстания на допросе сказал: «В Саксонии все должно быть как во Франции, и мы хорошо знаем из газет и из других листов, что всё там обстоит хорошо». Однако все эти выступления носили разрозненный характер и были подавлены. Лишь на границе с Францией , на Рейне, революционные выступления приняли массовый характер. Здесь, на левом берегу Рейна, было расположено множество мелких немецких государств и вольных городов. Французские события оказали большое влияние на общественно-политическую ситуацию в этих районах. Значительная часть интеллигенции выражала симпатии революции. Особенно активно выступали студенты и преподаватели Майнцского университета. Майнцские революционеры несколько лет вели активную борьбу за осуществление демократии, ими был даже создан проект Рейнской республики по примеру Батавской.

Но эти планам не суждено было сбыться, так как впоследствии территория была в результате войны присоединена к Франции и разделена на 4 департамента. Уже к концу 90-х гг. французское господство стало вызывать большое недовольство среди населения Рейнской области. Но тем не менее оно имело прогрессивное значение, так как были упразднены права феодалов и церковная десятина. Все эти годы на территории Рейнской области применялось более совершенное по сравнению с немецким французское законодательство и судопроизводство. Всё это содействовало тому, что впоследствии Рейнская область стала наиболее экономически развитой частью Германии.

6 группа. Италия. В Италии идеи французской революции также нашли немало последователей. Среди них Филипп Буонарроти, который переселился в годы революции во Францию, был убеждённым сторонником Робеспьера, а впоследствии одним из руководителей бабувистского движения. Он был близко связан со многими деятелями итальянской демократии, которые расчитывали на поддержку Франции в деле восстановления единства Италии. Однако несмотря на то, что в результате итальянского похода Бонапарта произошли серьезные территориальные и политические изменения, ни директория, ни Бонапарт не поддержали стремление итальянских демократов к созданию единой Итальянской республики. Французская интервенция носила захватнический характер. Всё это привело к созданию тайного революционного общества в Пьемонте, направленного как против монархии, так и против французов. Восстание, организованное этим обществом было жестоко подавлено французскими войсками. «Я раскрыл существование анархического заговора, аналогично заговору Бабёфа во Франции»,- сообщил Директории генерал Груши, командующий войсками. в кн. Всемирная история в 24 т., т. 16 В результате, когда была образована вторая антифранцузская коалиция, французская армия не могла уже опереться на итальянский народ. После ухода французов из Неаполя и Рима, там были восстановлены старые порядки.

4. Заключительный этап

По итогам работы один из представителей группы делает краткое сообщение. Коллективное обсуждение проблемы. Обобщение обсуждаемого материала. По итогам обсуждения делается вывод.

- Так от страны к стране переносились идеи и завоевания революции. Французская революция, несомненно повлияла на умы и события других европейских государств. Действительно, революция привела к большим политическим , экономическим и воспитательным преобразованиям как в стране так и в Европе. 

5. Рефлексия.

- Что было трудным на уроке? - Что было для тебя наиболее успешным? - Что нового вы узнали на уроке?

6. Домашнее задание. Учебник, стр. 273-274. Результат Французской революции (4 – 5 пунктов).

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1 группа. Англия. Французская революция произвела огромное впечатление на многие народы Европы и вдохновила практически всех участников революционных событий в Европе начала XIX века. Так, английские виги и их вождь Фокс оценивали взятие Бастилии как «самое великое и благотворное событие, когда-либо происходившее в мире. Многие английские писатели: Вордсворт, Роберт Бернс, Кольридж, Шеридан и др. восторженно приветствовали революцию. В то же время в Англии появился памфлет «Размышления о революции», в котором его автор, бывший виг Берк, называет революцию «сатанинским делом», грозящим гибелью для всей европейской цивилизации. Памфлет вызвал бурные протесты и породил целую литературу, посвященную теме революции, освобождения народа от гнета и несправедливости. С 90-х гг. в демократическом движении Англии стали принимать широкое участие народные низы. Появлялось всё больше и больше новых центров и движений, выступающих за коренную демократизацию всего политического строя Англии. Наибольшую известность и размах приобрело «лондонское корреспондентское общество», председателем которого был сапожник Томас Гарди. Массовая агитация, которая велась этим обществом, посылка делегатов во Францию серьёзно встревожили правительство. Начиная с 1892 г. в Англии стали проводиться репрессии. Заочно был осужден Томас Пэйн, который уехал во Францию и был избран членом французского Конвента. Кстати, его книга «Правда человека», о событиях французской революции, разошлась в Англии с небывало высоким тиражом - около миллиона экземпляров. Английское правительство заняло непримиримую позицию по отношению к демократическим проявлениям внутри страны, но несмотря на репрессии, агитация продолжалась усиливаться. Берк считал, что из 400 тыс. человек, которые интересуются политикой в Англии, не менее 80 тыс. человек стоят на позициях «решительных якобинцев». В Англии росло недовольство правительством , учащались выступления бедноты, массовые волнения моряков. Матросы поднимали на мачтах красные флаги. Правительство ответило массовыми арестами, повешением активных участников восстаний, тюрьмами и запретами всяких демократических обществ и рабочих союзов.

2 группа. Ирландия, по-прежнему оставаясь угнетаемой английской колонией, с надеждой откликнулась на события во Франции. Здесь возникло сильное демократическое движение, объединившее всех противников английского господства, возглавляемое буржуазными революционерами. Они стремились к созданию независимой ирландской республики. И готовили восстание, очень надеясь на поддержку Франции и её экспедиционной армии. Но восстание было подавлено с исключительной жестокостью. И после проведения «объединения» (унии) ирландского и английского парламентов в 1801 г, Ирландия лишилась всех остатков своей автономии.

3 группа. Бельгия. Революционные движения раньше всего вспыхнули в Бельгии, которая входили тогда в состав Габсбургской империи. Под влиянием французской революции усилилась резкая оппозиция курсу австрийского императора на централизацию монархии. Австрийские войска были изгнаны с территории Бельгии. После этого было образовано новое государство, под названием «Объединённые бельгийские штаты». В стране сразу же после этого разгорелась острая борьба между двумя лагерями: штатистами, выступающими за прежнюю раздробленность, сохранение власти провинциальных правительств, привилегий католической церкви и средневековой цеховой системы и городской буржуазией, выступавшей за централизацию страны и проведение буржуазных реформ. На протяжении нескольких лет между Австрией и Францией шла борьба за захват бельгийских территорий. В результате, в 1795 г. Бельгия была присоединена к Франции. Она лишилась суверенитета, её экономика была подчинена интересам французской буржуазии. Но тем не менее были упразднены феодальные отношения, проведена секуляризация части церковных владений и другие буржуазные преобразования. Во многом это способствовало тому, что в XIX в. Бельгия стала одной из передовых капиталистических стран Европы.

4 группа. Швейцария. Произошли изменения и в политической жизни Швейцарии. Она представляла собой конгломерат, в который входили тринадцать суверенных кантонов, а также вассальные территории и союзники. Власть в стране принадлежала «старым кантонам», которыми правил городской патрициат. Французская революция привела к тому, что в Швейцарии поднялось демократическое движение. Одним из его руководителей был известный педагог Песталоцци, придерживающийся позиции проведения радикальных общественных преобразований. В 1792 г. он получил от Конвента гражданство Французской республики. После вступления французских войск в Швейцарию, была провозглашена Гельветическая республика. Принята новая конституция, которая содействовала ломке старых общественных отношений и возникновению новых буржуазных порядков.

5 группа. Германия. В числе стран, на которые французская революция оказала большое влияние, оказалась и Германия. Её горячо приветствовали известные деятели культуры - Гердер, Виланд, Клопшток, Шиллер. Двум последним, впоследствии было присвоено французское гражданство. Передовые мыслители той эпохи, находясь вдали от всех ужасов и той кровавой бойни, которую принесла народу Франции революция, воспринимали лишь те благородные идеи, которые ставили перед собой французские революционеры. Им казалось, что террор - лишь следствие ошибок, допущенных республиканцами. Но с восторгом встретили французскую революцию не все . Многие немецкие интеллигенты уже в годы французской республики увидели весь тот ужас, в который была ввергнута Франция после революции. А поэтому после свержения монархии и казни короля Людовика 16 большая часть немецких писателей и ученых стали открыто высказываться против идей французской революции.

В некоторых немецких государствах, расположенных на Рейне, в Саксонии происходили крестьянские волнения, в прусской Силезии восстали ткачи. Большие массы людей верили в победу идей французской революции. Один из участников крестьянского восстания на допросе сказал: «В Саксонии все должно быть как во Франции, и мы хорошо знаем из газет и из других листов, что всё там обстоит хорошо». Однако все эти выступления носили разрозненный характер и были подавлены. Лишь на границе с Францией , на Рейне, революционные выступления приняли массовый характер. Здесь, на левом берегу Рейна, было расположено множество мелких немецких государств и вольных городов. Французские события оказали большое влияние на общественно-политическую ситуацию в этих районах. Значительная часть интеллигенции выражала симпатии революции. Особенно активно выступали студенты и преподаватели Майнцского университета. Майнцские революционеры несколько лет вели активную борьбу за осуществление демократии, ими был даже создан проект Рейнской республики по примеру Батавской.

Но эти планам не суждено было сбыться, так как впоследствии территория была в результате войны присоединена к Франции и разделена на 4 департамента. Уже к концу 90-х гг. французское господство стало вызывать большое недовольство среди населения Рейнской области. Но тем не менее оно имело прогрессивное значение, так как были упразднены права феодалов и церковная десятина. Все эти годы на территории Рейнской области применялось более совершенное по сравнению с немецким французское законодательство и судопроизводство. Всё это содействовало тому, что впоследствии Рейнская область стала наиболее экономически развитой частью Германии.

6 группа. Италия. В Италии идеи французской революции также нашли немало последователей. Среди них Филипп Буонарроти, который переселился в годы революции во Францию, был убеждённым сторонником Робеспьера, а впоследствии одним из руководителей бабувистского движения. Он был близко связан со многими деятелями итальянской демократии, которые расчитывали на поддержку Франции в деле восстановления единства Италии. Однако несмотря на то, что в результате итальянского похода Бонапарта произошли серьезные территориальные и политические изменения, ни директория, ни Бонапарт не поддержали стремление итальянских демократов к созданию единой Итальянской республики. Французская интервенция носила захватнический характер. Всё это привело к созданию тайного революционного общества в Пьемонте, направленного как против монархии, так и против французов. Восстание, организованное этим обществом было жестоко подавлено французскими войсками. «Я раскрыл существование анархического заговора, аналогично заговору Бабёфа во Франции»,- сообщил Директории генерал Груши, командующий войсками. в кн. Всемирная история в 24 т., т. 16 В результате, когда была образована вторая антифранцузская коалиция, французская армия не могла уже опереться на итальянский народ. После ухода французов из Неаполя и Рима, там были восстановлены старые порядки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема : «Усиление королевской власти в странах Западной Европы».

Автор: Мария Игоревна Кравцова

Дата: 29.11.2024

Номер свидетельства: 660515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Урок по теме "Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе" "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-po-tiemie-usilieniie-korolievskoi-vlasti-v-xvi-xvii-vv-absoliutizm-v-ievropie"
    ["file_id"] => string(6) "244654"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445968533"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока истории Тема : «Усиление королевской власти в странах Западной Европы». 6 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_istorii_tema_usilenie_korolevskoi_vlasti_v_stranakh_zapadnoi_evro"
    ["file_id"] => string(6) "660513"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1732866870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства