Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории Тема : «Усиление королевской власти в странах Западной Европы». 6 класс»
У р о к 20 . УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ
Педагогические цели
Создать условия для формирования представлений о завершающем этапе образования централизованных государств во Франции и Англии, выявить отличительные особенности этого процесса в каждой из этих стран и обобщить имеющиеся знания по данному вопросу; познакомить с понятием абсолютизм
Типурока
Комбинированный
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: характеризуют места сражений, обстоятельства, участников, результаты Столетней войны, знают о крестьянских восстаниях в Англии и Франции, определяют и объясняют свое отношение к Людовику XI и Карлу Смелому, читают историческую карту с опорой на легенду, рассказывают об усилении королевской власти во Франции в конце XV в., указывают хронологические рамки Войны Алой и Белой розы, систематизируют исторический материал.
Метапредметные:
Познавательные: иллюстрируют усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами, представляют информацию в табличной форме, анализируют и обобщают факты, воспроизводят материал в сокращенном виде, выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, структурируют знания, используя знаково-символические средства.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, осуществляют итоговый и пошаговый контроль своих действий по результату, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания, вступают в речевое общение, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, соотносят свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
Образовательныересурсы
Презентация«Борьба за власть во Франции между Людовиком XI и Карлом Смелым», подготовленная учителем. ИсторияСредних веков. 6 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского / авт.-сост. Н. Ю. Колес-ниченко. - Волгоград : Учитель, 2011.
ВойнаАлой и Белой розы (иллюстративный материал) [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://dick-k.narod.ru/Red
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Фронтальная
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности
II. Проверка домашнегозадания
Устный опрос
- Назовите причины и повод Столетней войны.
- Каковы были преимущества и недостатки английской и французской армий? Как они проявились на первом этапе войны?
- Дайте характеристику основным этапам Столетней войны.
- Расскажите о жизни и подвиге Жанны д'Арк
Выполняют задания, приводят примеры
Индивидуальная
Характеризуют места сражений, обстоятельства, участников, результаты Столетней войны
Познавательные:
иллюстрируют усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами
Устный опрос
Составление таблицы
Организует заполнение таблицы «Крестьянские восстания во Франции и Англии» (см. Приложение 1)
Заполняют таблицу вместе с учителем
Фронтальная
Знают о крестьянских восстаниях вАнглии и Франции
Познавательнее:
представляют информацию в табличной форме, анализируют и обобщают факты. Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания
Таблица
III. По-
станов-
ка учеб-
ных за-
дач
Беседа
- Как вы думаете, каковы были последствия Столетней войны во Франции и в Англии? Каково было положение королевской власти? Что необходимо было в этот момент стране? Сформулируйте тему урока. Какие задачи поставим перед уроком?
Формулируют
учебные задачи
Фронтальная
Регулятивные: вы-
деляют и сохраняют
учебные задачи
IV. Изу-
чение
нового
мате-
риала
Беседа
Задает вопросы:
- Каковы были итоги Столетней войны?
(Столетняя война завершилась в 1453 г.
Англичане потеряли все свои владения
во Франции кроме порта Кале. Франция смогла сохранить свою независимость. Были созданы предпосылки для окончательной централизации страны.)
- Франция одержала победу в этой изну-рительной войне, длившейся с перерывами практически столетие, однако победа досталась ей нелегко. Война нанесла тяжелый удар по хозяйству Франции (вы-деляет последствия войны вместе с уча-щимися):
- заброшены пахотные земли;
- опустошены города;
- уничтожены деревни;
- нарушены торговые связи.
К XV веку Франции удается преодолеть пагубные последствия военного конфликта, проходившего на ее территории. Однако крупные феодалы по-прежнему не желают склоняться перед королевской властью. В период правления Людовика XI (1461-1483 гг.) формируется тайный союз -Лига общественного блага, главой которого становится герцог Бургундии Карл
Участвуют в диалоге, де-
лают записи
в тетрадях
Фронтальная
Выделяют последствия Столетней
войны
Познавательные:воспроизводят изу-
ченный материал
в сокращенном виде. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные: вступают в речевое общение
Устные ответы
Презентация
«Борьба
за власть во Франции между Людовиком XI и Карлом Смелым»
Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1)
Слушают учителя, делают
записи в тетрадях
Фронтальная
Определяют и объ-ясняют свое отношение к Людовику XI и Карлу Смелому
Личностные: соотносят свои действия
и поступки окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения
Записи в тетради
Работа
с исторической картой
«Завершение объединения Франции
к концу XV века» (с. 181)
Формулирует вопросы: - Покажите на карте владения короля Франции к XV в.
- Какие территории были присоединены
к Франции? (К Франции были присоедине-
ны Прованс с городом Марселем, Дижон, Берри, Пикардия.)
- Какие земли не вошли в состав Франции при Людовике XI? (Независимым оста-
лось герцогство Бретань.) Помогает учащимся сделать вывод: к концу XV века владения короля занимали практически всю территорию Франции, объединение страны завершилось
Изучают карту, отвечают
на вопросы,
формулируют
вывод
Работа в парах
Читают историче скую карту с опо-
рой на легенду -
Познавательные:выделяют необходимую информацию
из иллюстративного
материала.
Коммуникативные:
договариваются и приходят к общему решению в ре-
зультате совместной деятельности
Работа с картой
Работа
с учебником (п. 2, с. 180)
Предлагает прочитать, что представляла
собой централизованная Франция, и отве-
тить на следующие вопросы:
- Что говорит о том, что объединение
страны происходило одновременно с уси-лением королевской власти? (Об этом говорят следующие нововведения: 1) создание постоянного наемного войска вместо отрядов феодалов; 2) введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска; 3) управление страной с помощью аппарата чиновников, состоящих на службе у короля.)
- Таким образом, Людовик XI обладал постоянным войском, необходимыми финансами и не нуждался более в Генеральных штатах (за время своего правления он созывал их всего однажды). Он сумел подчинить своей власти крупных феодалов, сохранив свои владения; они же лишились своей независимости, став подданными короля.
Вместе с учащимися формулирует вывод: Франция к концу XV в. была подчинена единой центральной власти - власти короля
Разрабатывают алгоритм поис-
ковых дейст-
вий, самостоя-
тельно выпол-няют задания, дают аргумен-тированные ответы на вопросы
Индивиду-альная
Рассказывают об усилении коро-
левской власти
во Франции в конце XV в.
Познавательные:устанавливают при-
чинно-следственные
связи, делают вы-
воды.
Коммуникативные:
адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Устные ответы
Рассказ
Учителя
Презентация «Война Алой и Белой розы в Англии»
Выделяет последствия объединения Франции (см. Приложение 3)
Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах {см: Приложение 4)
Слушают учителя, делают записи в тетрадях
Слушают учителя, делают записи в тетрадях
Фронтальная
Фронтальная
Рассказывают о последствиях объединения Франции
Указывают хронологические рамки Войны Алой и Белой розы
Регулятивные: используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале
Познавательные:
структурируют знания, используя знаково- символические средства.
Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
Записи в тетрадях
Конспект
V. Первичное осмысление изакрепление знаний
Составление сравнительной таблицы
Предлагает заполнить сравнительную таблицу «Короли Англии и Франции. Объединение страны и централизация власти», чтобы закрепить пройденный материал. (Если времени на уроке не хватает, учащиеся продолжают работу дома.)
В итоге таблица должна иметь следующий вид (см. Приложение 5)
Заполняют таблицу
Фронтальная
Систематизируют исторический материал
Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют итоговый и пошаговый контроль деятельности по результату
Таблица
VI. Итогиурока. Рефлексия
Обобщающая беседа
Закончите предложения:
• На уроке я работал...
• Своей работой на уроке я ...
• Урок мне показался...
• За урок я...
• Мое настроение...
• Материал урока мне был...
Оценивают свою работу, эмоциональное состояние
Фронтальная
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание
Учебник, § 21; записи в тетрадях.
• На основании сведений § 18-21 составить династические схемы «Французские короли XI-XV веков» и «Английские короли XI- XV веков» (с. 184)
Записывают
домашнее
задание
Индивиду-альная
Ресурсныйматериалкуроку
Приложение КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ
Параметры сравнения
Франция (Жакерия)
Англия
Дата
Май 1358 года
Май 1381 года
Причины возникновения
• Рост налогов в связи с войной.
• Грабежи деревень войсками обеих сторон.
• Массовое личное закрепощение крестьян.
• Безразличное отношение феодалов к ходу Столетней войны
• Введение новых налогов (поголовный налог).
• Освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп было крайне трудным.
• Введение денежного оброка взамен барщины и натурально оброка, то есть усиление эксплуатации крестьян.
Создать условия для формирования представлений об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове; познакомить с понятиями Реконкиста, кортесы, аутодафе
Типурока
Изучение нового материала
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: знают исторические факты, проводят оценку исторического события, имеют представление об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове; указывают хронологические рамки Реконкисты, читают историческую карту с опорой на легенду, могут рассказать о жизни евреев в Испании, о действиях инквизиции; систематизируют историческую информацию.
Метапредметные:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, в том числе в письменной форме, проводят поиск необходимой информации, разрабатывают алгоритм поисковых действий, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, выполняют учебные действия, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, прогнозируют результат своих действий на уроке.
Коммуникативные: строят монологические высказывания, определяют способы взаимодействия при работе с партнером, формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают важность уважения традиций и ценностей разных народов, проводят самооценку своей учебной деятельности
Образовательные ресурсы
Презентация«Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове» [Электронный ресурс]. -
Режим доступа : http://www.myshared.ru/slide/222623/
Historic.Ru: Всемирная история. Раннефеодальные государства в Испании (VI-XI вв.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Орга-
низуют свое рабочее место
Фронтальная
Личностные: проявляют положительное
отношение к учебной деятельности
II. Актуализация знаний
Беседа по пройденному материалу
- Какие цели были у Людовика XI и Карла Смелого? Какими средствами каждый из них добивался этих целей?
- Оцените значение победы Людовика XI над Карлом Смелым.
- Почему Генрих VII поместил на герб Тюдоров алую и белую розы?
- Перечислите признаки централизованного государства
Отвечают на вопросы, проводят оценку исторических событий
Фронтальная
Знают исторические факты, проводят оценку исторических событий
Познавательные:
осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Ответы на вопросы
III. Постановка учебных задач
Беседа
- На предыдущих уроках мы с вами изучили, каким образом шел процесс централизации в Англии и Франции, Сегодня нам предстоит выяснить, каким образом произошло образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Предлагает сформулировать учебные задачи
Формулируют учебные задачи
Фронтальная
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи
IV. Открытие нового знания
Беседа, рассказ учителя
- Вспомните, когда и каким образом Испания оказалась под властью арабов?
(ВVIIIвекеарабызахватилиИспанию.)
- Если быть точными, то арабы не встретили фактически никакого сопротивления и завоевали эту территорию всего за два года. Они не тронули имущества, обычаев и законов местного населения, установив лишь ежегодную дань (которая показалась жителям столь незначительной, что все согласились ее выплачивать без милейшего сопротивлении). страну христианам удалось лишь через восемьсот лет.
- Мусульманские правители Испании вскоре отделились от Арабского халифата.
Как называлось это государство? (В середине VIII в. арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).)
- Кого называли эмирами? (Эмир -мусульманский правитель, осуществлявший государственную и духовную власть.) Рассказ учителя (см. Приложение 1)
Участвуют в диалоге, формулируют ответы на вопросы, слушают учителя
Фронтальная
Знают о событиях, происходивших в Испании в VIII-X вв. Раскрывают определение понятия эмир
Регулятивные:
учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале; осуществляют пошаговый контроль деятельности. Коммуникативные:строят монологические высказыва-ния с полнотой и точностью.
Личностные: понимают важность
уважения традиций и ценностей разных народов
Устные ответы
Презен-
тация
«Рекон-
киста и образо-вание центра-лизованных го-сударств на Пиренейском полуострове»
Комментирует информацию презентации,
останавливаясь на наиболее существен-
ных моментах (см. Приложение 2)
Слушают учителя, делают
записи в тетра-
дях
Фронтальная
Указывают хронологические рамки
Реконкисты
Познавательные: строят речевые высказывания в письменной форме, структурируют учебный материал.
Коммуникативные:
задают уточняющие вопросы по ходу презентации
Конспект
Работа
с исторической
картой «Рекон-киста на Пиренейском полуострове» (с. 186)
Формулирует задание и вопросы:
- Найдите на карте королевства, упоми-
наемые в ходе презентации. (Учащиеся
должны показать границы Кастилии, Арагона, Наварры, Португалии и Гранадского эмирата.)
- Какие государства остались на полуострове к концу XV века? (К концу XV века на полуострове осталось лишь два христианских государства — Испания и Португалия.)
Изучают карту,
формулируют
ответы
Работа в парах
Читают историче-
скую карту с опорой на легенду
Познавательные:
проводят поиск необходимой информации. Коммуникативные:
определяют способы взаимодействия при работе с партнером
Работа
с картой,
устные
ответы
Работа с учебником (п. 4-5, с. 189-190)
Предлагает познакомиться с материалом учебника и после этого ответить на следующий вопрос:
- Почему изгнание мавров и евреев из Испании обернулось бедой для страны? (Изгнание мавров и евреев негативно сказалось на экономике государства, так как в их лице Испанию покинула значительная часть торговцев и ремесленников.)
Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопрос
Индивиду-альная
Могут рассказать о жизни евреев в Испании, о действиях инквизиции. Раскрывают смысл понятия аутодафе
Познавательные:
разрабатывают алгоритм поисковых действий, устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом материале.
Коммуникативные: формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу
Аргументированный ответ
V. Первичное осмысление изакрепление знаний
Устная викторина «Кто? Что?»
Предлагает в качестве закрепления изученного материала сыграть в игру «Кто? Что?», ответив на следующие вопросы:
- Кто на Пиренейском полуострове с X века стал носить титул халифа?, (ПравительАндалусии.)
- Благодаря кому в Испании стали возделывать
Формулируют ответы
Фронтальная
Систематизируют историческую информацию
Регулятивные: прогнозируют результат своих действий на уроке, уровень усвоения знаний.
Ответы на вопросы викторины
рис, финиковую пальму и сахарный тростник? (Благодаряарабам.)
- Кто в ходе Реконкисты отвоевывал территорию Пиренейского полуострова
у мусульман? (Христиане.)
- Что образовалось в ходе Реконкисты? (КоролевстваКастилия, Арагон, Наварра.)
- Какое государство выделилось из королевства Кастилия?
- Какое государство образовалось
в 1479 году? (Королевство Испания.)
- Кто нанес мусульманам сокрушительное поражение и завоевал Гранадский эмират? (Войска Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского.)
- Кто был изгнан из испанского королевства? (Евреи.)
Учитель отмечает самых внимательных учеников
Коммуникативные: строят монологические высказывания, учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, следуют н поведении моральным нормам и этическим требованиям
VI. Итоги урока. Рефлексия
Обобщающая беседа
- Ответьте на вопросы:
• Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?
• Что нового вы сегодня узнали?
• Что запомнилось больше всего?
• Довольны ли вы своей работой?
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние
Фронтальная
Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
Оценива-ние работы учащихся на уроке
Домашнеезадание
Учебник, § 22; записи в тетрадях. • Сообщение на тему «Влияние мусульманской культуры и образа жизни на народы Пиренейского полуострова». Использовать дополнительную литературу и интернет-ресурсы (с. 191)
Конкретизируют домашнее задание, записывают его
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
С X века правители Испании (Андалусии) стали носить титул халифа. В этот период Андалусия переживала свой расцвет и была передовым государством в экономическом и культурном отношении.
Арабы привнесли в завоеванные государства, в том числе в Испанию, многие новшества. К примеру, в сельском хозяйстве стали активно использоваться новые культуры, такие как рис, гранатовое дерево, сахарный тростник и финиковая пальма. Улучшилась техника виноградарства, появилось шелководство, овцеводство, активно использовалось орошение. В этот период в Испании улучшилась техника обработки металлов, ткацкий промысел, быстрыми темпами развивалось горное дело.
В Испании в этот период наблюдался значительный рост городов, что положительно сказывалось на ее экономическом и культурном развитии. К примеру, в столице халифата - Кордове - насчитывалось около полумиллиона жителей (для средневекового города это очень большая цифра). Страна
представляла собой удивительное смешение разных народов и культур. Здесь уживались испано-римское население, вестготы, арабы, берберы и евреи. Каждый из этих народов внес в развитие страны свой вклад, который наиболее ярко проявился в искусстве Испании того времени.
Приложение 2 РЕКОНКИСТА
Реконкиста- это освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова, продолжавшееся с VIII по XV века.
Истоки Реконкисты находились в Астурии, Галисии и Басконии. В ходе борьбы были образованы новые государства: королевство Кастилия (позднее из неё выделится королевство Португалия), Арагон, Наварра. Усиление Реконкисты и междоусобных войн в среде арабов и берберов привело в конечном итоге к тому, что Кордовский халифат в 1030 г. распадается на множество мелких и независимых друг от друга государств. Этим не преминули воспользоваться христианские правители: в XI веке был занят город Толедо (он стал столицей Кастильского королевства), Сарагоса вошла в состав Арагона, а Лиссабон отошел к Португалии, став ее столицей.
В 1479 г. Кастилия и Арагон объединились в Испанское королевство благодаря брачному союзу Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Наварра была поделена между Францией и Арагоном. Последние остатки мавританского владычества - Гранадский эмират - пал в 1492 г. после десятилетнего вооруженного противостояния.