Просмотр содержимого документа
«Стратегии критического мышления - полет творчества»
КГУ «Сш. имени Б. Момышулы»
Стратегии критического мышления - полет творчества
(обобщение опыта)
(выступление на семинаре языковедов)
Ангельчева Л.Н
учитель русского языка и литературы
ВКО, УРДЖАР
2015-2016 год
В методике есть два главных вопроса - чему и как учить? И оба они особенно актуальны в наше время.
Современное образование требует новых методических, творческих подходов, внедрения нового содержания. Поэтому школы, в которых творческие коллективы, включая администрацию, не могут стоять на месте, делают всё для то, чтобы их учащихся получили полноценные знания. Большинство учителей считают необходимым что-то изменить в методах преподавания. Ведь не секрет, что наши ученики мало заинтересованы в учебном процессе и неохотно в нем участвуют.
Старые методы не требуют от учителя много энергии и творческого подхода. Конечно, всегда находятся пессимисты, которые останутся верным старым традициям, но многие учителя готовы испробовать методы проекта «РКМЧП». Этот метод рассчитан на педагогов, которые ищут пути поддержки демократических процессов через обучение в классе. Он намеривается помочь педагогам пересмотреть обучение в классе, связанные с методикой преподавания, которое обеспечивает критическое мышление и независимое обучение. После знакомства с этой программой подход к урокам станет более творческим, установятся более близкие отношения с учениками, повысится самооценка учащихся. Данный проект предлагает учителям пересмотреть уроки так, чтобы использовать на них конкретные взаимосвязанные между собой стратегии обучения, нацеленные на развитие критического мышления и самостоятельного обучения.
Думать критически - значит ставить перед собой вопросы и постоянно искать на них ответы. Критическое мышление означает выдвижение собственных позиций по проблеме и умение защитить их.
Задачи учителя:
1.Создавать условия в классе, обеспечивающие открытые и требовательные взаимоотношения.
2.Использовать в преподавании схему, которая обеспечивает критическое мышление и самообразование, а именно существует три фазы урока критического мышления через письмо.
1)Побуждение (беседа по схеме, постановка вопросов и т.д). Создание интереса, побуждение к активной учебной деятельности. Вовлечение в воспитание стратегии : умение работать и слушать то, что уже известно по теме коллективно.
2)Реализация значения. Поиск ответов из опыта личной работы с новой информацией. Стратегии: ключевые термины, дневник двойной записи, дискуссионная карта и т.д.
Итак, задача метода РКМЧП научить работать сообща, развить навыки и умение – задавать вопросы, слушать, размышлять, излагать материал сжато, обосновывать утверждение, обсуждать разные точки зрения и позволять каждому вносить свою лепту в общее дело , приходить к соглашению. Проект РКМЧП содержит 92 стратегии, которые можно применить на уроках:
1.Система памяток. 2.Кластеры (ассоциации). 3.Кубик, 4.Пятистишие, 5.Думай в паре (поделись), 6.Эссе. 7.Свободное письмо, 8.Мозговая атака в паре, 9.Смешанные вопросы. 10.Знаю, хочу узнать, познаю. 11. Взаимообучение, 12. Сохрани последнее слово за мной, 13.Дебаты, 14.Таблица рассказ., 15.Чтение в паре. 16.Публикация. 17. Исследование темы, 18.Закрытые книги, 19.Чтение по крупице, 20.Ручки на середину, 21.Продай проблему, 22.Групповое расследование, 23.Направленное чтение, 24.Сбор данных, 25.Карточка выхода, 26.Один остался, трое заблудились…
Вот 26 стратегий из 92, применяемых на уроках. Вероятно ,у вас возникло множество вопросов? Как ввести размышление в деятельность класса?
Как помочь ученикам разобраться в том, чем они занимаются? Как сделать размышление частью урока?
1.Стадия вызова
Попросить зафиксировать слова на доске, затем использовать прием (обдумайте (разбейтесь на пары) ,обсудите. Зафиксировать – отразить на бумаге в виде списка, рисунка, таблицы. Позже попросить образовать кластер вокруг слова, темы, текста.
2.Осмысление (вдумчивое размышление). Размышлять и записывать на листе, как мы делаем (группы проводят обсуждение между собой, рисуют схемы, таблицы).
4. Чтобы как-то использовать результаты размышлений ,их надо зафиксировать в виде кластера, списка вопросов, планов, рисунков, схем, моделей и аудиозаписей. При наличии записей мы можем изучить их, поделиться с собеседником, подвергнуть сомнению, пересмотреть, сделать основной для дальнейших планов. Размышление не ограничивается наедине с собой. Работая в группах, ученики должны поделиться друг с другом результатами. Это даст возможность сразу обдумать разные точки зрения, заставить яснее излагать свои мысли, обосновывать свою позицию.
Работая по старой методике, учитель объявляет тему, объясняет и закрепляет, по новой же – класс с помощью учителя сам определяет тему и самостоятельно познает её.
Познакомлю подробней с некоторыми стратегиями. Например – стратегия Дневник двойной записи. Тема: Анализ поэтического текста
1. Прочесть стихотворение самостоятельно (про себя)
2.Сделать записи в Д.Д.З комментарии об отрывке
отрывок из текста, 1.Что требует композиция?
словосочетания, привлекли 2.Как понимают слова словосочетания?
внимание понравились 3.Почему использовали эти слова?
4.Какие вопросы по отрывку?
5.Какие приемы использовал автор?
3.Поделитесь комментариями
4.Вопросы
1) о чем думали, когда читали текст
2) какие мысли важные?
3)что непонятно?
5.Вывод в Д. .Д .З.
1) Жанр 2) Тема 3)Эмоциональная окраска
Зигзаг – прием сотрудничества и групповой работы (эксперт-учитель-творец)
5 групп по 4 человека
Домашние группы
Каждый на лист пишет цифру, рисует животное или пометку цветом, потом получает отрывок или текст.
1 – I гл, 2 – 2 гл и т. д.
Проводится перегруппировка на основе цифр (зверей), выбранных учениками.
Новые группы «эксперты», их цель изучить свой текст и быть готовым преподавать. Они должны прочитать кусок текста, обсудить в группе экспертов и решить, как передать знания одноклассников в «домашней группе».
Когда эксперты заканчивают работу, все возвращаются в «дом группы», где и передают новые задания членам «дом .группы».
Д. гр.А : ученики 1 А, 2 А, 3 А,4 А, 5 А
Д гр. В – Д гр С Д гр Д
Группа экспертов 1: ученики 1 А, 1В, 1 С, 1 Д
Группа 2, группа 3, группа 4, группа 5
Каждый человек «дом группы» раскрывает карточку с цветом, так он определит в какую группу друзей попадет.
Или прием-чтение с прогнозом:
«Текст» с остановкой и вопросами
1.Что будет дальше?
2.Почему я так думаю?
3.Что на самом деле произошло?
После каждого отрезка заполняют графы, потом обсуждают.
Приведу примерные планы уроков:
Урок математики
Класс разбит на группы, группа получает задание и составляет кластер, при составлении пользуется учебник, самостоятельно обрабатывают новую информацию.
Группы получили опережающие задания; затем группы защищают свои опорные конспекты. Учитель предлагает на выбор дифференциальные задания, на «5»-4 группы «4»-1 группа.
Урок географии
Прием – знаю/хочу знать/изучаю
По загадке определяют тему, вспоминают стихотворение на эту тему.
Вспоминают, что известно, делятся мыслями с соседом. Потом готовят таблицу в тетрадях 1.что вы знаете 2.что еще хотите знать 3.что узнали
Читают параграф, заполняют таблицу
На уроках чтения литературы приемлемы такие приемы как «чтение с пометкой», когда учащиеся при чтении текста отмечают на полях карандашом + -знаю, - нет или составление пятистишия ,эссе в конце урока.
Интересен прием дискуссии «Уголки» Идея в следующем: выбрав тему, участники расходятся по углам, в одном защитники какого-либо утверждения, в другом - противники, в третьем – неопределившиеся.
Каждая группа вырабатывает общую позицию и выдвигает 1-2 человека группы, которую будут представлять её мнение, возражая противникам. В ходе дискуссии любой участник может перейти в ту группу, доводы которой покажутся убедительными.
Или еще план урока истории:
I. «Восстание Спартака»
Ход урока
1.Звучит музыкальный отрывок из балета Хачатуряна. Какие чувства вызывает у вас эта музыка (страх, борьба, битва)?
Какие ассоциации вызывает слово « восстание»? Запишите , (обсудите в парах, в группах), составьте кластер),
Какие новые ассоциации появились после того, как узнали тему урока? (индивидуально, в парах, группах)
3.Какие вопросы возникли у вас (запишите, обсудите в парах, группах)
4.Предлагается текст для знакомства «Восстание Спартака»:
(чтение с пометками) (совпадает информация или не совпадает, сомнение, интерес)
5.Вопросы:
1)Что нового узнали на уроке, что не совпало?
2)На какие вопросы мы нашли ответы?
3)Какие новые вопросы появились (записать на доске)?
4)Напишите эссе – письмо Спартаку с просьбой, советом, предложением.
5)Чтение эссе с авторского стула.
6)Оценки.
Урок технологии (рукоделие)
1.Звучит музыка, входит девушка - крестьянка (внимание на костюм), записывает тему.
2.Составьте список того, что вы думаете и знаете о рукоделии.
а) Работа в парах, поделись мыслями
б) Работа в группах - обменяйтесь информацией и выберите спикера.
3.Составляем кластер
вязание-рукоделие-вышивка
4.Чтение текста (составить вопросы, возникшие после чтения.)
5.Вернемся к кластеру, ( много узнали, пополним кластер.
6.Составить пятистишие.
7.Чтение (авторский стул).
8.Практическая работа с куклами и нарядами. (Запишите)
9.Рассказ- притча о работниках Иване и Петре.
10.О творчестве «Рукам работа - сердцу радость» (напишите эссе).
11.Заполните анкету: «Здравствуй, урок»
12.Чувство, которое вы испытали, отразите, выложив красный, оранжевый, синий квадрат.
Методика преподавания языков имеет много общего, а именно, конечная цель- реализация коммуникативных интересов школьников, возможность общения в различных сферах деятельности: языковой, речевой и предметной.
Текст служит образцом для конструирования учащимися самостоятельного высказывания и стимулирует их желание говорить.
Недаром Буддийская пословица послужила эпиграфом нашего семинара :
«РАССКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ САМОМУ – И Я ПОЙМУ».
Сегодня мы попробуем ее использовать на практике, научиться некоторым новым приемам, новой методики РКМЧП.
Главное, что это методика рассчитана на ребенка любого уровня развития.
Учителя-участники проекта - совсем другие люди. Они уважают детей, учат размышлять , описывать, формулировать свои мысли. Идет работа в команде, совместный поиск ответов. Диалог происходит постоянно, со всеми.
Внедряя новую методику и приемы, изменяются учителя и ученики, а значит и школа.