В работе дается понятие осанки, показаны признаки правильной осанки (фронтально и сагитально), обращается внимание на факторы, влияющие на осанку. Формирование сколиоза затрагивает вопросы понятия сколиоза, причин возникновения, диагностики сколиоза, форм сколиоза, степени сколиоза.Дается методика занятий лечебной физкультурой, упражнения, вопросы для самоконтроля.Работа интересна и полезна для учителей физкультуры, ведущих уроки в специальных медицинских группах, где занимаются дети со сколиозом.А также интересно и полезно для широкого круга читателей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лечебная физкультура при сколиозе »
Машенцева Т.И., преподаватель лечебной физкультуры и массажа Северо-Казахстанского профессионально-педагогического колледжа.
Тема: ЛФК при сколиозе
1. Что такое осанка?
Осанка – это поза непринужденно стоящего человека.
2. Формирование правильной осанки.
Позвоночный столб новорожденного имеет только одну кривизну – крестцово-копчиковый кифоз.
Остальные физиологические изгибы формируются позже.
Шейный лордоз формируется во время поднимания головы и сохранения позы с поднятой головой.
Грудной кифоз формируется в результате умения находиться в положении сидя и сохранять эту позу.
Поясничный лордоз формируется под воздействием мышц, обеспечивающих вертикальное положение туловища и конечностей во время стояния и ходьбы.
Осанка человека рано принимает характер навыка и может определяться уже в детском возрасте.
3. Признаки правильной осанки.
Фронтально:
- вертикальное положение головы, подбородок слегка приподнят;
- шейно-плечевые углы одинаковы, плечи на одном уровне;
- грудная клетка симметрична относительно средней линии;
- углы лопаток, ягодичные складки, соски на одном уровне;
- треугольники талии симметричны.
Сагитально:
При осмотре сбоку грудная клетка должна быть приподнята, живот подтянут, верхние и нижние конечности прямые, умеренно выражены шейный и поясничный лордоз, грудной и копчиковый кифоз.
Какие факторы, влияют на формирование осанки?
- физическое воспитание, т.е. развитие основных мышечных групп;
- формирование двигательных навыков;
- условия гигиенического воспитания ребёнка (одежда, кровать и др.);
- поза во время занятия с игрушками, при чтении, письме в школе и дома.
4. Формирование сколиоза.
Отклонение от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки.
Сколиоз – это искривление позвоночника во фронтальной плоскости. По мере прогрессирования происходит скручивание позвоночника вокруг вертикальной оси.
Нарушение осанки при сколиозе связаны с функциональными изменениями ОДА, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.
Причины сколиоза:
Врожденные сколиозы связаны наличием добавочных клиновидных позвонков, полупозвонков, добавочных ребер или других аномалий.
Приобретенные сколиозы:
- статические, связанные с неправильными позами во время учебы, работы;
- паралитические, при парезах и параличах;
- рубцовые, после ожогов, повреждений мягких тканей и ребер;
- рефлекторно-болевые, при заболеваниях позвоночника (радикулит, ишиас).
Диагностика сколиоза:
При сколиозе происходит ассиметричное расположение углов лопаток, треугольников талии, уровня плеч, ягодичных складок, меняется угол наклона таза (Плакат «Сколиоз»).
Формы сколиоза:
Простой «С» - образный (грудной);
Сложный «S» - образный (грудной и поясничный).
Право- и левосторонний сколиоз.
Степени сколиоза:
1 степень (нефиксированный) – дефекты исчезают при поднятых вверх руках.
2 степень (частично фиксированный) – дефекты исчезают при висе на перекладине.
3 степень (фиксированный) – при наклоне вперёд наблюдается рёберный горб.
Кроме внешневидимых дефектов осанки, развивается сколиотическая болезнь, которая характеризуется изменением функций внутренних органов (ЖКТ, ССС, дыхания и др.), спино-мозговых нервов (радикулит, остеохондроз), суставов (артроз), ощущение боли в спине.
Методика занятий ЛФК при сколиозе
Механизмы лечебного действия физических упражнений:
Общетонизирующее воздействие.
Трофическое действие.
Нормализация функций.
Задачи ЛФК
общие
специальные
Повышение эмоционального уровня больного.
Нормализация основных нервных процессов.
Улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Укрепление дыхательной мускулатуры.
Улучшение физического развития.
Активизация обменных процессов.
Исправление дефекта осанки и закрепление навыка правильной осанки.
Разгрузка позвоночника.
Выработка силовой и общей выносливости.
Улучшение координации движений и равновесия.
Совершенствование двигательных навыков.
Цикл занятий состоит из 2 этапов:
1 этап – подготовительный. Задачи: выработка представления о правильной осанке и создание предпосылок для её формирования.
Средства: общеразвивающие упражнения.
2 этап – основной.
Задачи: завершение работы по воспитанию и закреплению навыка правильной осанки.
Средства: специальные упражнения.
Упражнения для формирования навыка правильной осанки
Упражнения выполняются под контролем инструктора или перед зеркалом.
Стоя у стены, принять правильную осанку. Отойти на шаг от стены, сохраняя правильную осанку.
И.П. – то же. Расслабить мышцы и вернуться в И.П.
Стоя спиной к стене, выполнить полуприсед и вернуться в И.П.
Встать в пары лицом друг к другу, на голове дощечка. Проверить правильность осанки.
Ходьба по гимнастической скамейке руки в стороны.
Ходьба с дощечкой на голове, перешагивая через скамейку.
Игра «Тише едешь, дальше будешь».
Упражнения для разгрузки и вытяжения позвоночника
Стоя спиной к гимнастической стенке, руки вверх. Тянуться руками вверх, выполнить наклон вперед, вернуться в И.П.
Сидя спиной к стенке на расстоянии 30см, руки вверх. Вытянуть руки вверх с захватом рейки – напряженное выгибание.
И.П. – стоя лицом к гимнастической стенке, хват на уровне груди. Наклон вперед прогнувшись, затем выгнуть спину.
Вис на подколенках на лестнице (со страховкой).Раскачивание с изменением положения рук.
Простой вис на гимнастической стенке (3 – 5 секунд).
В висе махи ногами в стороны.
Упражнения для выработки силовой и общей выносливости
Упражнения выполняются в И.П. лежа на животе.
Лежа на животе, руки на поясе. Поднять плечи, руки в стороны, вернуться в И.П.
Лежа на животе, руки вперед. Поднять плечи, выполнить «ножницы» руками.
И.П. то же. Поднять прямые ноги и удержать 3 – 5 сек.
«Лодочка» с раскачиванием, отталкиваясь от пола руками на уровне плеч.
Лежа на животе, руки вверх в замок. Перекат вправо, влево.
Катание набивного мяча в парах, лежа на животе лицом друг к другу.
Упражнения для улучшения координации движений и равновесия
Ходьба: с различным положением рук, спиной вперед, приставным шагом, скрестным шагом, с преодолением препятствий.
Ходьба по гимнастической скамейке: повороты, опускаться на одно колено, «ласточка», и др.
Стоя на бревне: броски и ловля мяча.
Упражнения для совершенствования двигательных навыков
1. Плавание, ходьба на лыжах, бег в среднем темпе, езда на велосипеде.
Вопросы для самоконтроля:
Определение осанки.
Последовательность формирования изгибов позвоночника.
Виды сколиозов.
Назвать виды спорта, которые могут привести к сколиозу.
Доказать или отвергнуть утверждение:
«Человек молод на столько, на сколько молод его позвоночник»,
«Ни одному ребенку школа не добавила здоровья».
Лечение положением. На каком боку должен спать ребенок с правосторонним сколиозом?