kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока технологии (курс "Твой профессиональный успех")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока технологии "Профессиональное становление личности",  11 класса, (курс "Твой профессиональный успех") является логичным продолжением курса "Твоя профессиональная карьера", изучаемого на основном уровне общего образования в 8-9 классах. Методическая разработка может быть использована не только преподавателями данных курсов, но и другими педагогами, заинтересованными вопросами профессиональной ориентации учащихся-старшеклассников. Возможность использования сетевого коммуникационного сопровождения позволяет  обеспечить темп урока, мотивационную заинтересованность и рефлексию учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока технологии (курс "Твой профессиональный успех") »

Конспект урока по технологии (курс «Твой профессиональный успех»)

11 класс

Тема: Профессиональное становление личности.

Цели: - сформировать понимание обоснованной взаимосвязи личностных склонностей и

стремлений к профессиональному становлению,

- диагностировать собственные профессиональные склонности и склонности к

творчеству,

- определить перечень необходимых личностных качеств, актуализирующих

профессиональную «Я-концепцию».

Учебно-методическое обеспечение: система мультимедийной презентации (компьютер, проектор, экран), внутренняя локальная сеть с выходом в интернет, выставка периодики по курсу «Твоя профессиональная карьера», тексты методик (электронный вариант) «Дифференциально-диагностический опросник» и «Склонность к творчеству», бланки для ответов к методикам.

Педагогические технологии: коммуникативные технологии, технологии проблемного и системно-деятельностного обучения, технологии групповых форм работы, технологии личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникационные технологии.

Ход урока.

  1. Организационный этап. Девиз урока «Дорогу осилит идущий».

Установление межличностного взаимодействия посредством диалога-размышления.

- Поясните смысл фразы.



  1. Проблемный вопрос.

Профессиональный путь – дорога, требующая усилий? С кем или с чем приходится бороться на этом пути? Могу ли я сам себе быть помехой? Докажите примерами.



  1. Актуализация знаний посредством обзора предыдущих тем.

- Что такое профессиональная компетентность?

- Что следует понимать под профессиональным мастерством?

- Согласуйте понятия с девизом урока.

- Помогите определить тему урока.



  1. Тема урока.

Вывод: Профессиональное становление личности – важная фаза жизненного пути.

    1. Профессиональное самоопределение – первый этап.

Диагностика профессиональных склонностей.

Работа с Интернет-ресурсами – сайт testoteka.narod.ru

Методика «Дифференциально-диагностический опросник».

Результат – на компьютер учителя.

    1. Профессиональное становление личности.

- Помогите раскрыть смысл понятия.

Уточнение учителя: Профессиональное становление личности – это, с одной стороны, процесс формирования отношения к профессии, степень эмоционально-личностной вовлеченности в нее; с другой – накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершенствование и приобретение мастерства.

- Практическая работа.

Предлагается набор понятий: «Профессиональное мастерство и творчество», «Профессиональна умелость», «Профессиональная обученность», «Выбор профессии» и «Зрелость», «Взрослость», «Юность», «Ранняя юность».

Задание: Построить график зависимости понятий. Обосновать взаимосвязь.

Вывод: Профессиональное становление личности реализуется в мастерстве и творчестве.

- Формирование «Я-концепции». Работа в группах по заданию учителя: Попробуйте охарактеризовать возрастные этапы и этапы профессионального поиска.

1 группа – Этап роста (от рождения до 14 лет).

В детстве начинает развиваться "Я-концепция". В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.

2 группа – Этап исследования (от 15 до 24 лет).

Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.

3 группа – Этап упрочнения карьеры(от 25 до 44 лет).

Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими.

4 группа – Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет).

Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.

5 группа – Этап спада (после 65 лет).

Физические и умственные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов трудовая деятельность прекращается.



Выступление представителей групп, иллюстрация примерами. Итоги работы.

Подводя итоги, следует отметить, что профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального развития, имеющем свое психологическое содержание.

    1. Диагностика склонности к творчеству. Самостоятельная работа.

«Гиперболоид инженера Гарина» совсем недолго был фантазией А.Н. Толстого. Басов, Прохоров и Гаут – авторы лазера – сделали фантазию реальностью. Поэтому развитие способности к творчеству – совершенно осуществимая задача. «Невозможно» - коварный барьер, возникающий в сознании человека, когда он отступает от задачи. Восхождение к творчеству в любой профессии начинается, прежде всего, с преодоления этого барьера «невозможности и непосильности».

- Приготовились к работе с компьютером (ноут-бук, планшет). Рабочий стол – раздел - «Диагностика», папка - «Склонности», файл – «Склонность к творчеству».

Данный вопросник составлен на основе нескольких хорошо зарекомендовавших себя методик и предназначен для определения степени выраженности творческого компонента личности. Его автор - Д. Холмс, 1976.


Инструкция: Отвечать нужно спонтанно, без долгих раздумий, и ни в коем случае не менять выбранные варианты. Конечно же, нельзя сразу заглядывать в ответы, даже для предварительного ознакомления – иначе теряется весь смысл тестирования. Далее. Слева от номера каждого вопроса или утверждения поставьте букву, значение которой точнее всего отражает степень Вашего согласия с данным утверждением. Буквы означают.


А – согласен целиком.
Б – согласен.
В – затрудняюсь ответить определенно.
Г – не согласен.
Д – совершенно не согласен.


1. Творческие способности у меня выше, чем у большинства обычных людей, и я их с успехом реализую.
2. Я больше, чем другие люди, забочусь о впечатлении, которое произвожу на окружающих.
3. Я проявляю большую независимость в суждениях и меньший конформизм мышления, чем большинство людей.
4. Когда мне приходится собирать материал для проблемного выступления, я очень осторожен и работаю более медленно, чем остальные.
5. Я рискую чаще, чем многие люди. Даже тогда, когда нет гарантии выигрыша.
6. Я более осторожен в отношении случайностей, чем большинство людей.
7. Я считаю себя более избирательным, изобретательным, решительным, независимым, бескорыстным, полным энтузиазма и более трудолюбивым, чем большинство людей.
8. Меня больше, чем других, занимает мысль – что люди думают обо мне.
9. Я чаще всего даю более нестандартное описание, рассказ о событиях, участником которых был.
10. У меня, по-видимому, более слабое, чем у большинства людей, чувство своей индивидуальности и удовлетворенности собой.
11. Я больше, чем другие, чувствую себя одиноким, подчиненным данному свыше жизненному призванию, и это чувство отдаляет меня от обычных забот обычного человека.
12. Я – талантлив. Поэтому, если кто меня и критикует за те или иные мои работы, то только из чувства зависти.
13. У меня больше авторитарных замашек, чем у многих других.
14. Часто я работаю медленнее одноклассников лишь потому, что пытаюсь синтезировать всю информацию.
15. Я считаю себя более ответственным, искренним, надежным, заслуживающим доверия, здравомыслящим, терпимым и понимающим, чем большинство людей.
16. В моем понимании, я более способен, чем другие люди, гибко реагировать, рассуждать, менять один аргумент на другой.
17. У меня больше признаков психического здоровья, чем у большинства людей.
18. Я менее других людей способен стоять на своем, когда мне приходится не соглашаться с другими.
19. Я более субъективен, чем большинство людей.
20. Я более творческий человек, чем большинство моих товарищей, и мешают мне полностью реализовать огромный потенциал чаще всего препятствия, которые сам я устранить не в силах.
21. Я чаще других людей стараюсь избегать ситуаций, в которых чувствовал бы в чем-то свою неполноценность.
22. Я более свободен, чем другие люди, и меньше поддаюсь жесткому контролю.
23. Я без колебаний могу выразить свои взгляды, точку зрения, соответствующие моим убеждениям.
24. Чаще других людей я основываю свои суждения и выводы, опираясь на характер источника информации, нежели на саму информацию.
25. Я как человек творческий в большей степени, чем другие люди, не приемлю внешнего давления.
26. Я более самостоятелен в экономическом отношении, чем большинство людей.
27. Я лучше информирован, чем большинство людей с такими же умственными способностями и с таким же уровнем образования.
28. По сравнению с большинством людей, я более склонен менять свои интересы .
29. У меня меньше жизненной силы и энтузиазма, чем у большинства других людей.
30. Больше многих других людей меня привлекают сложные проблемы и ситуации, нежели простые и понятные.
31. Меня интересует более широкий круг вопросов, чем тот, что характеризует моих знакомых.
32. Я менее властен и агрессивен, чем большинство людей.
33. Я менее свободен от скованности и запретов, чем многие люди.
34. Вероятно, я в большей степени, чем большинство людей, склонен рассматривать авторитет как абсолют, а не как традицию.
35. Я в большей степени предпочитаю нормативные ситуации тем, которые требуют какого-то решения.
36. У меня больше энергии, чем у большинства других людей.
37. Мне присуща большая гибкость мышления.
38. Больше других людей я стараюсь придерживаться «реалистичного», предсказуемого стиля поведения.
39. Мои интересы более ограничены, чем у большинства людей.
40. По сравнению со многими, меня больше интересуют межличностные отношения, я не боюсь общения с кем бы то ни было, и я менее скован.
41. По сравнению с большинством людей, я также в большей степени доволен собой, чувствую себя более удовлетворенным.
42. Я не столь самоуверен, как многие другие люди.
43. Больше других людей я стремлюсь к результату.
44. Я чаще других способен удивить собеседника тем, что говорю.
45. Во взаимоотношениях у меня существует такой принцип: друзья должны быть мне безоговорочно верны.
46. Мой личностный склад сложнее, чем у большинства людей.
47. Когда я вслух обсуждаю проблему, я могу более гибко, чем большинство людей, менять подход к ней.
48. Я не таков, как большинство людей.
49. Я хуже, чем многие другие люди, воспринимаю свои внутренние импульсы.
50. Когда возникает необходимость в этом, я способен выдвигать больше идей.
51. В большей степени, чем другие люди, я могу проявить в отношении своих руководителей такие качества, как беспрекословное подчинение, преданность и уважение, граничащее с восхищением.
52. Я восприимчив к эстетической стороне мира.
53. Я ценю (буду ценить) свой социальный статус, положение, неплохую зарплату, а не сам «интерес к работе».
54. Я более скрытный, чем большинство людей.
55. Я иначе, чем большинство других людей, реагирую на сложности – скорее как на вызов, чем на то, чего следует избегать.
56. Я, в отличие от многих других людей, вижу свое будущее связанным с карьерой.
57. Я более ответственный, чем большинство людей.
58. Я делаю выводы быстрее и точнее, чем большинство людей.
59. По критериям научной психологии я, может быть, не очень хорошо приспосабливаюсь к обстоятельствам, но я хорошо приспособлен к жизни в том смысле, что буду заниматься полезным для общества трудом.
60. Я более других способен к конструктивной критике.
61. Чувство интуиции и проницательность у меня развиты лучше, чем у большинства людей.
62. В трудных жизненных обстоятельствах я обычно обнаруживаю меньше свидетельств силы воли, характера, чем большинство людей.
63. Я в большей степени ориентирован на успех.
64. Я более динамичен, чем большинство людей.
65. Я предпочитаю избегать разговоров на «скользкие» темы.
66. Многие мои идеи настолько новы и оригинальны, что нередко вызывают легкую зависть.
67. Я ценю и, как мне кажется, понимаю юмор больше других людей.
68. Я меньше других способен пререкаться с начальством.
69. Я меньше других людей склонен поддерживать, а иногда и сам совершать «безрассудные» поступки.
70. У меня менее, чем у большинства людей, догматичный взгляд на жизнь, я хорошо понимаю, что все относительно.
71. Мне кажется, что у меня более острая, чем у других, потребность в разрешении трудных и сложных проблем.
72. Я терпимее, чем большинство других людей, отношусь к явному беспорядку.
73. Специфика моей профессии будет предполагать работу в сложных или совершенно новых условиях.
74. Я более свободно поддерживаю «женские» интересы, чем большинство других юношей (отвечают юноши).
75. Я более свободно поддерживаю «мужские» интересы, чем большинство других девушек (отвечают девушки).


Подсчет и оценка результатов.


Все утверждения из опросника делятся на две категории: сформулированные позитивно и сформулированные негативно, т.е. согласие с последними означает отрицание склонности к творчеству. Оценка утверждений из этих двух категорий проводится противоположным образом.


К позитивно сформулированным вопросам (утверждениям) относятся:
1. 3, 4, 7, 9, 11, 16, 17, 19, 22, 23, 25, 26, 27, 30, 31, 37, 44, 47, 48, 50, 52, 55, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 66, 67, 70, 71, 72, 73, 74, 75.

Ответы на эти вопросы оцениваются следующим количеством баллов:
А = +2, Б = +1, В = 0, Г = -1, Д = -2.


К негативно сформулированным вопросам (утверждениям) относятся:
2. 5, 6, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 21, 24, 28, 29, 32, 33, 34, 35, 36, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 46, 49, 51, 53, 54, 56, 58, 62, 65, 68, 69.
Ответы на эти вопросы оцениваются следующий образом:
А = -2, Б = -1, В = 0, Г = +1, Д = +2.


Ответы на вопросы 12 и 20 не оцениваются.


- Подсчитайте общую сумму набранных баллов и соотнесите ее с приведенными ниже категориями:


Более 100 баллов – ярко выраженные творческие наклонности.
От 60 до 99 баллов – выраженные творческие наклонности.
От 0 до 60 баллов – средние способности к творчеству.
Менее 0 – слабая склонность к творчеству.

- Отправьте результаты диагностики на компьютер учителя.


  1. Задание для самостоятельной работы дома.

- Сопоставить результаты методик «Дифференциально-диагностический опросник» и «Склонность к творчеству», составить проект собственного профессионального становления. Подготовить проект к защите с помощью мультимедийной презентации.


  1. Итог работы. Рефлексия занятия.

«Дорогу осилит идущий»…

- Сопоставьте деятельность на уроке с перспективами профессионального будущего.

- Наибольшие затруднения? Пожелания учителю. Пожелания одноклассникам. Пожелания себе.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока технологии (курс "Твой профессиональный успех")

Автор: Бебешина Наталья Михайловна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "конспект урока технологии "Человеческие ресурсы" (курс "Твоя профессиональная карьера") "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-chieloviechieskiie-riesursy-kurs-tvoia-profiessional-naia-kar-iera"
    ["file_id"] => string(6) "117288"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412761483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства