Учащиеся устают и испытывают изнеможение потому, что не правильно работают. Необходимо формировать у учащихся умение правильно работать, организовывать свой режим дня. Утомительность урока не является следствием сложности материала или психологической напряженности. Утомительность урока является сочетанием, совокупностью различных воздействующих факторов, решить которые позволяют здоровьесберегающие технологии.
На здоровье учащихся влияют:
стрессовая педагогическая тактика учителя;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся;
недостаточная осведомленность родителей в вопросах сохранения здоровья учащегося (отсутствие помощи ученику – требование от него больше, чем он может);
интенсификация учебного процесса;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учащиеся устают и испытывают изнеможение потому, что не правильно работают. Необходимо формировать у учащихся умение правильно работать, организовывать свой режим дня. Утомительность урока не является следствием сложности материала или психологической напряженности. Утомительность урока является сочетанием, совокупностью различных воздействующих факторов, решить которые позволяют здоровьесберегающие технологии.
На здоровье учащихся влияют:
стрессовая педагогическая тактика учителя;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся;
недостаточная осведомленность родителей в вопросах сохранения здоровья учащегося (отсутствие помощи ученику – требование от него больше, чем он может);
интенсификация учебного процесса;
отсутствие системной работы учителей и классных руководителей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (невнимание к жалобам учащегося – обвинение его во всем);
нерациональная организация учителем учебной деятельности.
Правильная организация урока, его рациональность влияют на:
функциональное состояние учеников в процессе учебной деятельности;
возможность длительного поддержания умственной работоспособности на высоком уровне;
наступление преждевременного утомления.
Урок, организованный учителем на основе принципов здоровьесбережения, не приводит к сильным и ярко выраженным формам утомления.
Критерии здоровьесбережения (и соответствующие им характеристики):
Обстановка и гигиенические условия в классе (Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, звуковые раздражители).
Количество видов учебной деятельности. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности (Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, переписывание и т.д.).
Количество видов преподавания. Чередование видов преподавания (Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа).
Наличие и место методов, способствующих активизации (Методы свободного выбора: свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества. Активные методы: ученик в роли учителя, деловая игра, дискуссия. Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).
Место и длительность применения технических средств обучения (Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения).
Позы учащегося, их чередование (Правильная посадка ученика, смена видов деятельности, требующая смены позы).
Наличие, место, содержание и продолжительность моментов оздоровления на уроке (Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек).
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (Внешняя мотивация: оценка, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу).
Психологический климат на уроке (Взаимоотношения на уроке: учитель – ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик – ученик (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие).
Эмоциональные разрядки на уроке (Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие).
Моменты наступления утомления и снижения учебной активности (Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности).
Темп окончания урока.
Основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:
Правильная организация урока. Включает 3 обязательных этапа: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); ученики формулируют вопросы и задают их; учитель и ученики отвечают на вопросы. Результатом урока становится общий интерес, который подавляет утомление.
Использование каналов восприятия.
Учет зоны работоспособности учащихся.
Распределение интенсивности умственной деятельности.
Основные этапы урока с точки зрения здоровьесбережения:
1 этап «врабатывание» 1 – 5 минуты урока (5 минут), нагрузка – относительно небольшая, деятельность – репродуктивная, переходящая в продуктивную, повторение программного материала предыдущего урока.
2 этап «максимальная работоспособность» 5 – 25 минуты урока (20 минут), эффективность умственной деятельности – 80%, нагрузка – максимальное снижение на 15 минуте, деятельность – продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.
3 этап «конечный прорыв» 25 – 35 минуты (10 минут), эффективность умственной деятельности – 40 – 60%, нагрузка – небольшое повышение работоспособности, деятельность – репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного материала.
4 этап «рефлексия» 35 – 40 (45) минуты, эффективность умственной деятельности – 10%, нагрузка - минимальная, деятельность – подведение итогов урока, анализ собственной деятельности.
При построении урока учителям лицея необходимо четко планировать виды деятельности учащихся и их смену. Если на повторение программного материала прошлого урока затрачено более 5 минут, то теряется время для активного усвоения нового материала.
Использование учителями лицея психолого-педагогических технологий здоровьесбережения способствует правильной организации урока. Для снятия эмоционального напряжения учащихся учителя лицея используют игровые технологии и обучающие программы, оригинальные задания и задачи, введение в урок исторических экскурсов и отступлений. Этот прием позволяет учителям лицея решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации их самостоятельной познавательной деятельности и т.д.
Учителя лицея создают благоприятный психологический климат на уроках. Учителя лицея входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В этом случае не возникает эмоционального дискомфорта – каждый учащийся спокойно реагирует на полученную оценку, понимает ее обоснованность. Неудача на уроке воспринимается как временное явление – становится дополнительным стимулом для продуктивной работы дома и в классе. Учителя лицея поощряют стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Учителя лицея в комплексе используют личностно-ориентированные технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование учителями лицея разнообразных форм и методов организации учебной деятельности: проектную деятельность, дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Учителя лицея создают атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулируют учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Учителя лицея создают педагогические ситуации общения на уроке для проявления инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы. Учителя лицея создают обстановку для естественного самовыражения учащихся на уроках.
При организации УВП учителя лицея применяют следующие компоненты:
1)Создание положительного эмоционального настроя на работу всех лицеистов в ходе урока. Можно начать урок с «минуты настроения» или с упражнения «мои ожидания».
2)Использование проблемных творческих заданий. Учителя лицея четко ставят задачи и ограничивают время их решений, предлагая определенный объем материала, выбранный в соответствии с темой, рассматриваемым вопросом. На основании этого материала лицеисты самостоятельно делают выводы.
3)Стимулирование лицеистов к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий
4)Применение заданий, позволяющих лицеисту самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
5)Предоставление свободы выбора лицеистам (выполнять работу самостоятельно или в группе, с кем из одноклассников работать).
6)Рефлексия – обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены. Иногда стоит вернуться к началу урока и поговорить о том, оправдались ли ожидания, как и почему изменилось настроение в ходе урока.
Учителя лицея в УВП используют следующие технологии здоровьесберегающей направленности:
1)Педагогику сотрудничества для более полного развития возможностей лицеистов. Важная черта этого вида технологии – приоритет воспитания над обучением. Позволяет воспитывать культуру здоровья лицеистов. Данная технология формирует понимание, что знания – это не конечная цель обучения, а лишь средство развития.
2)Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Целевая ориентация – обучение каждого лицеиста на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. Сильные лицеисты при этом активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных.
3)Технология психологического сопровождения учебной группы позволяет внедрять принципы психологии здоровья и педагогической психотерапии при активном участии психолога в образовательном процессе лицея. Учителя лицея при этом легче и интереснее работают – исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его профессионального творчества.
Для учителей лицея использование здоровьесберегающих технологий – это перегрузка на этапах подготовки к уроку и проверки выполненных заданий. Учителя лицея разрабатывают несколько вариантов заданий по каждой теме, учитывая возможности лицеистов. Работа на уроке становится более разнообразной - учителя лицея используют различные методы и формы. При этом необходимы проверка и анализ каждого этапа работы учителя со стороны администрации лицея. Это требует временные затраты, особенно если лицеистам дана возможность самостоятельно выбирать способ выполнения заданий.
При относительной свободе выполнения заданий лицеистами учителя вносят ограничения по способам выполнения работы. Можно предложить лицеистам следующие варианты: тест, кроссворд, таблица, конспект и т.д. При использовании учителями лицея выше перечисленных технологий создается атмосфера, в которой лицеисты чувствуют себя комфортно, меньше устают, работают более продуктивно. Лицеисты ходят на занятия с желанием общения, познания. Это дает возможность учителям и учащимся лицея добиваться более высоких результатов при минимальных затратах, более высокой эффективности урока и обучения в целом.
Список используемой литературы
Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2001.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., 2003.
Третъяков П.И. Регион: управление образованием по результатам. М., 2001.
Ямбург Е.Л. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика. М., 2000.
Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. М., 2004.