kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ФАКТОРЫ РИСКА И ЗАЩИТЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная проблема обусловлена необходимостью рационального и своевременного решения вопросов социальной профилактики аномальной личностной и поведенческой изменчивости, обусловленной зависимостью от психотропных веществ (табакокурения,  употребления алкоголя и наркотиков) у несовершеннолетних, которые составляют основу трудовых и социальных резервов общества.

В данной статье содежится материал для предупреждения зависимого поведения среди несовершеннолетних.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ФАКТОРЫ РИСКА И ЗАЩИТЫ »

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Социальный институт

Кафедра социальной работы







ТЯГУНОВА АНАСТАСИЯ ЮРЬЕВНА






Зависимое поведение среди несовершеннолетних: факторы риска и защиты

(методическая разработка)






















Москва 2014

Зависимость — неоднозначный психологический и педагогический термин. В современной научной литературе он используется в единственном смысле — зависимость от наркотиков (психотропных веществ). Речь идет о синдроме психической зависимости – навязчивом влечении к психоактивному веществу и способность достижения состояния психического комфорта в предмете влечения.

В последние годы появляется большое количество научных работ, посвященных рассмотрению данной проблематики, в частности, работ, направленных на выделение факторов предрасположения к формированию зависимости от ПАВ. При очень большом разбросе мнений можно выделить две достаточно оппозиционные концепции, соотношение которых определяется полярно противоположными решениями дилеммы о наиболее значимых факторах патогенеза зависимости: биологические и генетические либо психологические и средовые.

В рамках первого из них личность трактуется преимущественно как продукт конституционально-биологического происхождения. Расстройства личностного регистра очерчиваются относительно узким кругом патохарактерологических проявлений, типология которых базируется на выделении стойких паттернов поведения, специфического спектра реакций и определенной возрастной динамики. При этом клинически выраженные формы зависимости от ПАВ рассматривается во внеличностном, нозологическом контексте как патогенетически самостоятельное заболевание.

Теория личности и ее патологии, разделяемая представителями второго направления, опирается в основном на психодинамические концепции развития. Понятие личностного расстройства трактуется расширенно, поскольку не только включает патохарактерологические, невротические, психогенные, психосоматические нарушения, другие формы пограничной патологии, но и предполагает возможность «психотического реагирования». Типология расстройств личности строится, прежде всего, на основе установления уровня психического функционирования, степени и структуры искажений психической деятельности. Зависимость от ПАВ фактически рассматривается как патологическое образование (синдром), производное по отношению к развитию личности.

Большое внимание в современной отечественной и зарубежной литературе уделяется влиянию микросоциальных, в частности, семейных, факторов и их роли в развитии у несовершеннолетних зависимости от ПАВ. Семья, с точки зрения ее внутренней структурной организации, представляет собой прежде всего сложную систему взаимоотношений и коммуникаций. В каждой из такой коммуникаций каждый представитель семьи занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимоотношений.

Гармоничность данных взаимоотношений и определяет понятие функциональной семьи, которое широко применяется в современной литературе. Нарушение семейных отношений ведет к невыполнению основных функций семьи, происходит их смещение, искажение и дезориентация, возникают различные дисгармонии. Семья становится дисфункциональной. Как следствие этого, при нарушении структуры и функций семьи возникает психологическая напряженность и конфликтность внутрисемейных отношений, которая, в свою очередь, порождает перманентные кризисы и стрессы на межличностном и внутриличностном уровнях функционирования системы и отдельных ее элементов (субъектов) со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. В «здоровых» семьях взаимодействия и взаимоотношения между ее членами носит открытый, конструктивный и работающий на развитие системы характер. В «больных» же семьях (наличие зависимых от алкоголя и наркотиков членов семьи) семейная мифология и сценарии являются дисфункциональными и оказывают разрушительное воздействие на взаимоотношения, а также на психическое и соматическое здоровье членов данной семейной среды, прежде всего на детей.

Согласно одной из распространенных в зарубежной наркологии концепций психогенеза аддиктивного поведения, зависимость понимается не как патология индивида, а как результат взаимодействия между всеми членами семьи или как часть функционирования структуры семьи, направленной на сохранение семейного гомеостаза. По мнению М. Эдвардс и П. Штейнгласса, зависимость одного из членов семьи играет центральную роль в жизни семьи, поэтому она оказывает большое влияние на манеру поведения ее членов при взаимодействии.

С.В. Березиным и К.С. Лисецким, были выявлены наиболее часто встречающиеся у родителей наркотизирующихся подростков типы воспитания: опекающая гиперопека (уделение подростку максимума времени, сил, внимания и минимизация его обязанностей в семье) (у 53% матерей); потворствующая гиперопека (чрезмерное покровительство и восхищение его мнимыми талантами, преувеличение действительных способностей) (у 27% матерей и 10% отцов); гипопротекция (воспитание, отличающееся формальностью и отсутствием контроля за подростком) (у 8% матерей и 20% отцов); доминирующая гиперпротекция (чрезмерная опека, не приучающая к самостоятельности) (у 4% матерей и отцов); неустойчивый тип воспитания (у 4% матерей и 70% отцов). По мнению этих же авторов, практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании можно обнаружить признаки одного из типов неблагополучных семей:

1) деструктивная семья (отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, автономия одного из ее членов);

2) неполная семья (отсутствие кого-либо из родителей, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком);

3) ригидная (псевдосолидарная) семья (безоговорочное доминирование одного из членов за счет положения других, жесткая регламентация семейной жизни);

4) распавшаяся семья (один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и исполняет часть функций; при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него).

Чтобы выжить в системе нарушенных взаимоотношений, взрослые и дети в созависимой семье вынужденно принимают на себя определенные деструктивные роли, которые в литературе известны под следующими названиями: «пособник», «компенсатор», «сирота», «приспособленец», «козел отпущения».

В современных исследованиях выделяются факторы, являющиеся факторами риска развития зависимости от ПАВ, обнаруживаемыми в семьях:

1) алкоголизм либо наркомания отца или матери;

2) алкоголизм или наркомания других родственников;

3) отсутствие эмоциональной привязанности и сплоченности между членами семьи, постоянная конфликтность во взаимоотношениях;

4) терпимое отношение родителей к употреблению ПАВ детьми или к девиантному поведению;

5) хаотичный уклад жизни семьи без соблюдения ритуалов и традиций.

В числе микросоциальных факторов, могущих оказывать влияние на формирование зависимого поведения у несовершеннолетних, в современной науке рассматривается влияние ближайшего окружения (друзья, знакомые, одноклассники и т.п.). Как известно, зависимость от ПАВ является одной из форм девиантного поведения, и в связи с этим вводится термин «групповая девиация», отличительной чертой которой является облигатность сходных форм девиантного поведения у близкого окружения (созависимость), идолов, авторитетных лиц в референтной группе. В основе формирования групповой девиации лежит принцип группового давления и низкой толерантности к такому давлению, основанной на личностных особенностях индивида. Подросток, основываясь на специфических индивидуальных возрастных особенностях, склонен вначале дистанцироваться от взрослых и осознанно выбирать референтную группу. В дальнейшем уже сама группа в силу внутригрупповых закономерностей нацелена карать своих отклоняющихся от «общей линии» членов, поскольку они могут создавать препятствия на пути общегруппового движения, то есть происходит становление общегруппового отклоняющегося поведения, при котором всецелое принятие групповых взглядов сочетается с подавлением собственных сомнений в нормативности своего поведения.

При рассмотрении социально-психологической модели наркомании П.Д. Шабанов и О.Ю. Штакельберг выделяют следующие мотивы и факторы, способствующие первому знакомству с психоактивными веществами:

1) желание удовлетворить любопытство;

2) стремление испытывать чувство принадлежности к определенной группе;

3) давление группы;

4) попытка выразить свою независимость, а иногда и враждебное отношение к окружающим;

5) стремление достичь подъема настроения (гедонистический мотив);

6) потребность добиться полного покоя и расслабления;

7) попытка уйти от реальности (антистрессовый мотив).

Как видно, среди данных мотивов огромное значение придается факторам микросоциального окружения подростка. Подростковый возраст с давних пор считается фактором, способствующим развитию синдрома зависимости от психоактивных веществ.

Так, до 75% зависимых от алкоголя и наркотических веществ начинают употреблять ПАВ, будучи подростками.

В подростковом возрасте поведение в значительной степени определяется характерными для этого периода жизни реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями, имитации, формирующегося сексуального влечения. Именно эти реакции могут оказаться факторами, как способствующими злоупотреблению психоактивными веществами, так и препятствующими аддиктивному поведению. Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, руководства и покровительства со стороны родных, воспитателей, преподавателей и вообще старших по возрасту. Все, что уважается и ценится взрослыми, подростками отвергается. Реакция эмансипации может быть направлена как на конкретных взрослых, так и на все взрослое поколение в целом. В последнем случае, когда реакция эмансипации сочетается с реакцией группирования со сверстниками, поведение может становиться асоциальным, в частности, может манифестировать аддиктивный потенциал личности в виде развития зависимости от психоактивных веществ. Одним из проявлений реакции эмансипации служит особая форма поведения, получившая название «отравление свободой».

Подобное поведение развивается, когда строго регламентированная жизнь подростка сменяется полной свободой, а повседневная опека – самостоятельностью (после поступления или окончания учебного заведения, побег из воспитательно-трудового учреждения, выписка из больницы после длительной госпитализации и т.п.). При «отравлении свободой» поведение подростка становится противоположным тому, что от него требовалось раньше; привлекает именно то, что не дозволялось. Это способствует аддиктивному поведению с поисковой мотивацией, то есть стремлению попробовать все, испытать на себе действие всех дурманящих веществ, которые можно найти.

Реакции увлечения (хобби), в отличие от реакции эмансипации, как правило, препятствуют аддиктивному поведению. Появление стойких интересов и увлечений способствует резкому сокращению приема психоактивных веществ в старшем подростковом и юношеском возрасте.

Особенно противодействующим фактором являются интеллектуально-эстетические и телесно-мануальные хобби. Реакция имитации, то есть стремление подростка копировать поведение, привычки, вкусы и пристрастия людей, обычно более старших по возрасту, к которым они испытывают положительные чувства (от уважения до слепого подчинения). Реакция имитации может, как способствовать, так и препятствовать аддиктивному поведению. Если объект или объекты имитации ведут образ жизни, связанный с употреблением психоактивных веществ, то и подросток будет следовать их примеру. С другой стороны, если «кумир» выступает против употребления ПАВ, то его поведение будет играть роль достаточно мощного фактора защиты. Отдельно следует сказать об отрицательной реакции имитации, когда подростки из асоциальных семей строят свой образ жизни, исходя из противоположного тому, который они видели в родительских семьях. К сожалению, это встречается существенно реже, чем обратное.

В современной отечественной и зарубежной литературе огромное внимание уделяется влиянию макросоциальных факторов на формирование аддиктивного поведения и изменение показателей распространенности и первичной заболеваемости синдромом зависимости от ПАВ. К факторам наркотизации несовершеннолетних традиционно относят рост урбанизации, влияющий на доступность наркотических препаратов для молодежи, снижение жизненного уровня населения, ухудшение криминогенной ситуации.

Развитию зависимого поведения способствуют житейские традиции, формирующие примиренческое отношение населения к опьянению, невысокий уровень культурного и нравственного развития населения.

Ряд авторов отмечают недостаточную осведомленность респондентов о психоактивных средствах, особенно в сельских районах. В последние годы подчеркивается значение гедонистического мировоззрения в молодежной субкультуре.

«Стиль жизни», мода на употребление наркотиков оказывают влияние как на уровень потребления, так и на предпочтение определенного наркотика. Важное значение имеют и национальные особенности употребления психоактивных веществ. У некоторых народов использование наркотиков имеет давние традиции (каннабиноиды – у народов Средней Азии, кока – у индейцев Латинской Америки). Это обуславливает необходимость учета национальных особенностей и предпочтений в алкоголизации и наркотизации. При этом определенная этническая принадлежность рассматривается как маркер риска, а не фактор риска. Протективным фактором в развитии раннего алкоголизма и наркомании является религиозность подростков, и наоборот. Плохие жилищные и материальные условия, по данным многих авторов, стимулируют к потреблению ПАВ. Среди потребителей ПАВ доля молодых людей из бедных семей составляет 71%; доля наркозависимых в бедных семьях в 2,5 раза выше, чем в семьях с материальным достатком.

Факторами защиты от зависимого поведения несовершеннолетних многие авторы называют:

- благоприятный психологический климат в семье и образовательном учреждении;

- увлечения подростка (его хобби);

- высокую социальную адаптированость;

- эмоциональную устойчивость.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос о причинах развития зависимого поведения несовершеннолетних до настоящего времени остается дискуссионным. По-видимому, в генезе зависимого поведения играет роль сложное сочетание факторов биологического предрасположения, личностных и социальных факторов, вклад каждого из которых в манифестацию зависимости достаточно индивидуален.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ФАКТОРЫ РИСКА И ЗАЩИТЫ

Автор: Тягунова Анастасия Юрьевна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134123

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Семья  как фактор, провоцирующий  отклоняющее  поведение  подростков "
    ["seo_title"] => string(80) "siem-ia-kak-faktor-provotsiruiushchii-otkloniaiushchieie-poviedieniie-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "237704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444379046"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства