Регулярное использование на уроках системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет творческие способности школьников, способствует личностному развитию, повышает качество творческой подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать творчество в повседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Задания на развитие творческих способностей»
Задания по развитию творческих способностей учащихся .
У школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.
Но в средних классах необходимо готовить детей к обучению в старшем звене, поэтому необходимо развивать творческие способности. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.
Регулярное использование на уроках системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет творческие способности школьников, способствует личностному развитию, повышает качество творческой подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать творчество в повседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться, правильно давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.
Для развития творческого потенциала школьника необходимо систематически обращаться к её эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свои эмоциональные состояния даёт человеку ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными возможностями. Был введён принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. В соответствии с этим принципом внимание человека на переживаемые им в этой ситуации эмоциональные состояния. Когда эмоция осознаётся, её предлагается выразить с помощью слова, жеста, рисунка, знака и т.д
Использование различных методов, таких, как тесты, тренинги, особенно подходят для:
- выявления скрытых творческих способностей средних школьников и их развития;
- преодоления эмоциональных, личностных и иных психологических барьеров, затрудняющих развитие школьников;
- профессиональной и особенно личностной подготовки педагогов и психологов, работающих над повышением творческих способностей школьников.
Таким образом, творчество для школьника средних классов в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
В настоящее время проводится апробация и внедрение психодидактического подхода к развитию творческих способностей учащихся на базе общеобразовательных школ и учреждениях дополнительного образования. В результате были разработаны возрастные нормы для всех методик, вошедших в программу диагностики, а также стандартные школы, позволяющие сопоставлять между собой результаты по разным методикам и у разных учеников.
Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем средних классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих возможностей.
Термин «способный» или «способность» значит:
1) природная одарённость;
2) умение, а значит, возможность производить какие-нибудь действия.
Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только теоретический, но практический смысл. Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, школу вырастить не только крепким здоровым, но и – обязательно! - инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие - одна из важнейших и основных задач воспитания и развития.
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей общего образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа.
Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идёт по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта. Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. С чего же надо начинать. Конечно, с внимания к языку художественного произведения.
В своей работе мы постарались сделать так, чтобы дети учились замечать не только что, но и как изображено. Дети заводят тетради творческих работ – «словесные шкатулки». Открытия детей используются на разных уроках. Дома, в свободное время, эта тетрадь предусматривает свободное сочинительство: стихи, песни, загадки, частушки, юмористические рассказы – и его художественное оформление. Таким образом, активизируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие. Этому способствуют задания:
- подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;
- придумать слова на тему словосочетания;
- составить предложения с заданным словом;
- составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке, по схеме;
- составить рассказ по вопросам, по картинкам;
- нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения;
- озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения.
Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.
Довольно большая свобода действий открывается перед учеником при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, изменить в изложении лицо, от которого идёт повествование.
Очень часто вместе с детьми мы создавали диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой.
Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться.
Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.
Работа на уроке проводится в несколько этапов:
Первый этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:
а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него,
б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчётливо.
Второй этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.
Третий этап – собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок. Хотя школьники охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.
Вот что получилось у детей:
«Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке» (Колокольчик).
«В лесу живёт смешной зверёк. Опасность чуть – и он в комок» (Ёжик).
«Цветок белый, листики зелёные, а сама красная, сладкая, прекрасная». (Земляника).
«Белые цветы с неба летят, на меня сесть хотят» (Снежинка).
Дети любят читать стихи, пробуют сочинять сами. В своей работе использую игру: «Я начну, а ты продолжи». Например:
Учитель:
Шла лесной тропинкой
Бабушка с корзинкой…
Ученик:
А в корзине огурцы,
Овощи и фрукты.
Все продукты хороши,
Всё что очень вкусно.
Интересно для детей сочинение стихов по рифме.
Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –верная дорога к сердцу ребёнка. Сочинительство сказок – это один из эффективных приёмов для развития детей. Это может быть и коллективная сказка, может быть и авторская. Сколько фантазии в этих работах».
Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. «Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок».
Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Дети очень тонко чувствуют и понимают прекрасное, понимают язык природы. Так появляются «Зимняя сказка», «Майский лес», «Красавица Осень».
Для творческого развития сцены сочинения по началу. «Однажды две подружки отправились в лес на прогулку». А дальше фантазируй. Тут и встреча с бабой Ягой, ежом, осенним листком, летающей тарелкой…
Интересны сочинения «Если был бы я волшебником…» (президентом, учителем…). Сочинения творческого характера формируют потребность в самовыражении, сопереживании. Ребёнок должен проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства – выполнить работу творческим методом. Разнообразие тем творческих сочинений позволяет сделать работу интересной, разнообразной.
На таких уроках для развития креативности мышления своих учеников я использую следующие учебные задания:
Сочинить считалку, скороговорку по определенному ритмическому рисунку.
Заполнить намеренно пропущенные в стихотворении слова-рифмы.
Восстановить смысл пословиц.
Зашифровать пословицу с помощью рисунка.
Сочинить сказку, рассказ, имитирующие произведения знакомых авторов и знакомых жанров.
Завершить произведение знакомого автора, предложенного без концовки.
Восстановить ритм в стихотворении, убрав лишние слова.
Узнать автора произведения, опираясь на знания авторской индивидуальности.
Составить диафильм из рисунков к произведениям.
Нарисовать иллюстрацию к тексту.
Инсценировать произведение (групповая работа).
Сочинить стихотворение по определенной теме или по заданному началу.
Создать книжку-малышку с собственными текстами и рисунками.
Перечень творческих заданий может быть бесконечным. Естественно и гармонично увязанные друг с другом они помогают ученикам в совершенствовании и формировании своей речи, своих собственных мыслей, своего индивидуального восприятия.
Как правило, дети выполняют такие задания быстро, излагают свои мысли ясным, живым языком. Каждая работа своеобразна, отражает различие в уровне способностей учащихся, выражает личное восприятие произведения каждым учеником. Конечно, к выполнению таких заданий детей надо готовить постепенно. При работе со стихами ученики знакомятся с понятиями «рифма» и «ритм». Они очень любят сочинять стихи сами, но их нужно увлечь и помочь им. Работа над стихами и стихотворчество начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. С начала с самого простого, когда ученикам предлагаются задания типа: «Договорить словечко», «Закончить фразу».
Например:
А) Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын – … (жираф)
Можно использовать такие виды заданий, как свободные тексты:
-акростих и акротекст, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, являющиеся одновременно и таким видом работы, который можно использовать как настрой на урок, повышающий интерес к предмету.
3 Здравствуй, зимушка-зима!
И Иней на деревьях.
М Мы по улице идем,
А Ах, как интересно!
Шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии. Кроссворды со словарными словами - одно из любимых творческих домашних заданий, оно направлено на повышение эффективности работы с орфографическим словарём.
Таких заданий можно еще придумать много, все зависит от творчества самого учителя.
Задания, используемые на уроках математики, в основном направлены на развитие логического мышления учащихся, умений творчески подходить к решению возникающих проблем.
Самостоятельно подбирают или сочиняют считалки, скороговорки:
6 мышат в камышах шуршат;
5 ребят нашли 5 опят;
3 сороки тараторки тараторили на горке;
Считалки:
9,8,7,6,5,4,3,2,1 — в прятки мы играть хотим надо только нам узнать, кто из нас пойдет искать.
Пословицы и поговорки: Заблудился в трех соснах; 7раз отмерь, 1 раз отрежь.
Загадки:
На полянке, возле елок
Дом построен из иголок.
За травой невидим он,
А живет в нем миллион.
Решают ребусы, кроссворды, волшебные квадраты, составляют различные фигуры используя игры « Танграмм», « Колумбово яйцо».
Развитие литературного творчества начинается уже с первых уроков в первом классе и «растет» из года в год. Это - и составление сказок, литературных загадок, викторин, собственных стихов, сочинений - миниатюр, творческих пересказов, инсценирование сказок и т.д.
Ну, а уроки технологии, изобразительного искусства - это настоящая творческая мастерская, где каждый ребенок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает таланты.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
4. Развиваются познавательные способности средних школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.
Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя.
А также, развивать необходимо творческие способности детей не только на уроках, но и при подготовке и проведении классных часов, внеклассных мероприятий.
Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Сочинение требует самостоятельности мышления, развития воображения, умения самому извлекать из окружающей действительности, из собственного опыта содержание для темы. Наиболее благоприятным материалом для творческого сочинения является наблюдение за природой и окружающей жизнью. Дети пишут свои сочинения, используя собственные наблюдения, переживания («Подснежник», «Художник Мороз»). Для творческого развития я предлагаю сочинения по заданному началу («Однажды мы отправились в поход.», «Если бы я был…»), а дальше дети включают свою фантазию. Разнообразие тем для творческих сочинений позволяет сделать работу интересной, разнообразной.
Для развития творческих способностей также использую различные игры, загадки, ребусы, кроссворды, чайнворды. Дети учатся думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Сами сочиняют загадки, кроссворды. Например, на уроке литературного чтения, изучая творчество разных авторов обучающиеся составляли кроссворд по прочитанным произведениям. А по русскому языку дети составляют кроссворды, используя слова с изученной орфограммой.
На уроках математики предлагаю задания, направленные на развитие логического мышления, умения творчески подходить к решению возникающих проблем:
- сочинить математическую сказку;
- составить задачу по сюжету русской народной сказки;
- составить ребус, кроссворд;
- решить задачу с лишними или недостающими данными и другие творческие задания.
Развитие творческих способностей продолжается и на уроках природоведения. Предлагаю такие творческие задания:
- составить план к тексту в рисунках;
- дополнить текст интересными фактами, используя дополнительный материал;
- сочинить загадки о природных объектах;
- разработать памятки ( например, при изучении природных сообществ: «Как вести себя на лугу», «Правила поведения в лесу»);
- нарисовать, как ты себе представляешь природную зону ( тайгу, степь, пустыню и т.д. );
- приготовить сообщение;
- создать проект.
На уроках технологии и изобразительного искусства также предоставляется большая возможность для развития творческих способностей обучающихся. На этих уроках каждый ребёнок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает таланты.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей даёт положительные результаты и позволяет сделать выводы:
- речь детей обогащается новыми словами, расширяется словарный запас;
Творческая деятельность даёт возможность ребёнку реализовать свои собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения.
Подводя итоги проведенной формирующей работы, отметим, что использование различных форм и методов организации творческой деятельности школьников на позволило добиться нам высоких результатов в развитии творческого мышления учащихся. Проведенные уроки и правильно подобранные задания положительно сказались на развитии творческих способностей, воображения, памяти, фантазии учащихся. Мы считаем, что проведенные нами уроки внесли вклад в развитие чувства прекрасного, активизацию познавательной деятельности учащихся и имели, кроме всего вышеперечисленного, воспитательное значение.
Итак, на формирующем этапе были использованы творческие задания: творческий пересказ, графическое рисование, словесное рисование, чтение по ролям, пантомима. После их использования у учащихся повысились: интерес к чтению, способность к творчеству, оригинальность. На основе этого можно утверждать, что данные задания развивают творческие способности.