kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование профессиональных компетенций педагога как инструмент повышения качества образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Секция на педагогическом совете. Форма проведения - работа в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование профессиональных компетенций педагога как инструмент повышения качества образования"»

Педагогический совет

«Современные требования к профессиональной компетентности учителя.

Каким должен быть современный учитель?»

Цель педагогического совета

Активизировать деятельность педагогов по развитию профессиональных компетенций, способствующих совершенствованию навыков педагогического мастерства



Секция.

Формирование профессиональных компетенций педагога как инструмент повышения качества образования



Форма проведения: работа в группах сменного состава.



Раздаточный материал

Приложения1, 2,3



1.Стадия вызова.

Компетенция – совокупность знаний и навыков, позволяющая выполнять профессиональные задачи. Компетенции зависят от знаний и/или умений, приобретенных в процессе обучения и/или практической работы.

- Ключевые компетенции учителя

  1. Ценностно-смысловая компетенция

  2. Общекультурная компетенция

  3. Учебно-познавательная компетенция

  4. Информационная компетенция

  5. Коммуникативная компетенция

  6. Социально-трудовая компетенция

  7. Компетенция личностного самосовершенствования


- Общепредметные (базовые) компетенции

- Предметные компетенции

В настоящее время оценка деятельности педагогов осуществляется чрез аттестацию.

Существующая система оценки профессиональной компетенции педагога не дает возможности оценить знания, умения и навыки, личностные качества учителя, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Проблема профессионального развития качества педагогической деятельности связана с определением инструмента оценивания компетенций педагога.

В качестве такого инструмента следует рассматривать систему сертификации профессиональных компетенций педагогических работников.

Согласно «ГПРО 2016-2019» с 2019г. планируется подготовка и переход на независимую сертификацию педагогических работников.


2.Смысловая стадия. Учителя делятся на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учитель работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например, "кластер"). По окончании работы учителя переходят в другие группы - группы экспертов.



3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.


Вопросы для обсуждения


1 Национальная система квалификаций, ее структура.

2. Новая система подготовки педагогических кадров. Изменения в квалификации педагогических работников.

3. Механизмы оценки компетенций и присвоения квалификаций.


4. Тест-опрос.

Проверь себя

Педагогический работник высшей категории в новом формате - …

Документ, определяющий требования к уровню квалификации и компетенции педагогов- …

Национальная система квалификаций включает в себя - …

Установление соответствия специалиста своим уровнем профессиональной подготовки требованиям профессионального стандарта педагога, сформированностью и развитием профессиональных компетенций, а также выраженностью профессионально важных личностных качеств - …


5. Подведение итогов.



Приложение 1

Стратегия формирования национальной системы квалификаций в Казахстане

На основе анализа зарубежной и отечественной научной литературы было выявлено, что предпосылками создания НСК стали серьезный качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы, отсутствие рынка квалификаций, основанных на компетенциях, наличие негибкого перехода от обучения к трудовой деятельности.

Почти во всех странах Европейского союза существует следующая структура НСК: Национальная рамка квалификации; отраслевая рамка квалификаций, профессиональные стандарты и процедура оценки и подтверждения, т.е. сертификации квалификаций, освоенных в ходе формального образования, неформального обучения и трудовой деятельности.

В Казахстане за последние годы проделана большая работа в области формирования НСК: утверждены Национальная рамка квалификаций, Отраслевые рамки квалификаций, разработаны профессиональные стандарты по ряду профессий.

Главным элементом или ядром национальной системы квалификаций является национальная рамка квалификаций, которая представляет собой механизм классификации и типологизации квалификаций по уровням в соответствии с набором согласованных критериев, описывающих требования к выполнению трудовых функций. Этот набор критериев может быть заложен в дескрипторы (описания) уровней, или сформулирован отдельно в виде четкого перечня дескрипторов уровней.

Национальная рамка квалификаций (далее - НРК) содержит восемь уровней квалификации, что соответствует Европейской рамке квалификаций и уровням образования, определенным Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании». Восемь рекомендуемых уровней описаны в форме результатов обучения.

Результаты обучения подразделяются на три категории: знания, способности и компетенции. Они указывают на то, что в квалификации в различных комбинациях представлен весь спектр результатов образования, включая теоретические знания, практические и технические навыки, а также социальную компетенцию, для которой решающей является способность к сотрудничеству с другими людьми.

НРК определяет единую шкалу уровней квалификации общепрофессиональных компетенций для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов. Тем самым НРК обеспечивает межотраслевую сопоставимость квалификаций и компетенций, является основой для системы подтверждения соответствия и присуждения квалификаций специалистов.

В НРК приводится структурное описание требований к личностным и профессиональным компетенциям, к умениям и навыкам, к знаниям, их детализация осуществляется в отраслевых рамках квалификаций и профессиональных стандартах.

Отраслевая рамка квалификаций сферы образования (далее – ОРК) является структурным элементом Национальной системы квалификаций и охватывает 4 уровня Национальной рамки квалификаций, начиная с пятого уровня. ОРК состоит из 12 подуровней: по четыре подуровня на пятом и шестом, по два подуровня на седьмом и восьмом уровнях и разработана с учетом мнения отраслевых объединений работодателей и отраслевых объединений работников.

ОРК является необходимым элементом разработки профессиональных стандартов, поскольку именно в ней содержатся указания на перечень требуемых для описания профессиональной деятельности профессиональных стандартов с учетом значимых для отрасли направлений и специализаций. ОРК определяет структурированные по квалификационным подуровням требования к содержанию трудовой деятельности, задающие ориентиры для разработчиков содержания профессиональных стандартов.

Действующая ОРК включает в себя описание квалификаций по пяти уровням, соответствующим четвертому, пятому, шестому, седьмому и восьмому уровням НРК. Описание квалификаций по подуровням дается в профессиональном стандарте педагога.

Профессиональные стандарты являются одним из важнейших элементов национальной квалификационной рамки, т.е. документами, устанавливающими требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту, системе ценностей и личным качествам, необходимым для выполнения определенной работы или профессиональных обязанностей.

Разработанный профессиональный стандарт «Педагог» определяет требования к уровню квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности. В концептуальную основу профессионального стандарта положена модель современного педагога.

Профессиональный стандарт служит для планирования повышения квалификации педагога и его карьерного продвижения. Каждый последующий уровень наращивает совокупность показателей всех предыдущих уровней. Накопительный и последовательный характер дескрипторов обеспечивает преемственность результатов обучения от уровня к уровню.

Профессиональный стандарт состоит из Паспорта и карточек профессий, в которых квалификации педагога характеризуются по 12 подуровням ОРК в сфере образования и в соответствии с 5-ю уровнями НРК (с 4 по 8 уровни) по трем обобщенным показателям: «знания», «умения и навыки», «личностные и профессиональные компетенции». Дескрипторы 12 подуровней учитывают степень самостоятельности, ответственности и сложности выполняемых трудовых функций педагога:

1) степень самостоятельности отражена в обобщенном показателе «умения и навыки»;

2) степень ответственности прописывается в обобщенном показателе «личностные и профессиональные компетенции»;

3) степень сложности отражается в обобщенном показателе «знания», сложность труда педагога связана с его принадлежностью к типу профессий «человек-человек». Педагогическая деятельность – это не прямое воздействие одного человека на другого, а их взаимодействие. Поэтому объектом деятельности педагога является педагогический процесс, а ученик из объекта воздействия переходит на позицию субъекта деятельности.

В профессиональном стандарте педагога выделены пять трудовых функций: обучающая; воспитывающая; методическая; исследовательская; социально-коммуникативная. Трудовые функции, кроме воспитывающей, ранжированы по уровням квалификации. Воспитывающая функция является «сквозной» для всех уровней и отражает ценности педагогической профессии.

Наличие системы квалификаций очень важно для развития как вертикальной мобильности граждан в пространстве профессионального образования, так и горизонтальной мобильности с одной профессиональной траектории на другую за счет встроенного в систему механизма официального признания частичных квалификаций.

Как следует из вышеизложенного, разработка и реализация НСК, основанной на результатах обучения, требует пересмотра национальной системы образования, обучения и обучения в течение всей жизни и развития связи между ними.


Приложение 2

Внедрение независимой сертификации квалификаций – веление времени

Модернизация системы образования сопровождается, прежде всего, введением единых образовательных стандартов и повышением качества образования. В условиях обновления содержания образования кардинальные изменения коснулись всей системы образования Республики Казахстан. С 2016-2017 учебного года начато внедрение нового стандарта образования в массовой школе. Следующий аспект модернизации системы образования – подготовка педагогических кадров в системе технического и профессионального и высшего образования.

Дальнейшая модернизация системы образования в стране выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. При этом основным условием эффективности организации образовательного процесса является профессиональная компетентность.

Система профессионального педагогического образования направлена, прежде всего, на обеспечение цели общего образования и призвана подготовить учителя, у которого сформированы и развиты ключевые компетенции в сфере решения задач общеобразовательной школы, что в свою очередь, позволяет обеспечивать развитие личности ученика.

В ГПРОН на 2016-2019 годы с 2019 года планируется подготовка и переход на независимую сертификацию педагогических работников. Для реализации поставленной задачи в первую очередь необходимо привести в соответствие действующие должности педагогических работников с уровнями квалификаций НРК и ОРК в сфере образования и науки.

В условиях переходного периода от аттестации к независимой сертификации педагогов предлагаются новые квалификационные категории: учитель-стажер → учитель → учитель-модератор → учитель-эксперт → учитель-исследователь → учитель-мастер.

Педагогические работники без категории приравниваются к уровню педагогического мастерства «учитель – стажер», педагогические работники второй категории соответственно к уровню - «учитель». Педагогические работники первой категории приравниваются к уровню педагогического мастерства «учитель – модератор». Педагогические работники высшей категории приравниваются к уровню педагогического мастерства «учитель – исследователь». Для получения квалификационного уровня «учитель– эксперт» и «учитель – мастер» необходимо пройти аттестацию по новой модели.

Аттестуемые педагогические работники проходят этап школьного оценивания через наблюдение уроков и для представления рекомендации аттестационной комиссии. Претенденты на уровни «учитель-исследователь» и «учитель-мастер» представляют портфолио (рефлексивный отчет) на основе педагогической практики для независимого оценивания.

В качестве механизма аттестации на должность учителя вводится квалификационный экзамен. Предлагаемые квалификационные уровни применяются для педагогических работников Назарбаев Интеллектуальные школы. Исходя из реальной практики предлагается новая структура педагогического образования, которая включает в себя следующие этапы:

- предпрофильная ориентация на базе основного среднего образования в течение 5 лет с получением удостоверения о среднем образовании и рекомендации школы;

- профильная педагогическая подготовка за счет факультативных занятий в педагогических классах на базе общего среднего образования в течение 2 лет с получением аттестата о среднем образовании и сертификата, позволяющего выпускникам педагогических классов работать гувернерами, помощниками воспитателя детских садов;

- на уровне технического и профессионального образования обучение в прикладном педагогическом бакалаврите в течение четырех лет, последние два года из которых полностью совпадают с двухлетной образовательной программой для выпускников профильной педагогической подготовки. При этом 4-х летний прикладной бакалавриат планируется на переходный период, суть которого заключается в следующем: все педагогические колледжи предлагается перевести в структуру вузов, осуществляющих подготовку студентов по педагогическим специальностям. Следовательно подготовка педагогических кадров на уровне ТиПО будет прекращена;

- на уровне педагогического бакалавриата подготовка в вузе с получением диплома о присуждении академической степени бакалавра образования;

- годичная педагогическая интернатура для получения высшего педагогического образования, успешное завершение которой подтверждается квалификационным сертификатом, присвоенным уже профессиональным сообществом;

- двухгодичная научно-педагогическая магистратура при наличии не менее трехлетнего педагогического стажа с получением диплома об академической степени магистра педагогических наук;

- трехгодичная научно-педагогическая докторантура с получением диплома ученой степени доктора педагогических наук;

- на уровне дополнительного образования для взрослых - повышение квалификации педагогических работников с получением квалификационного сертификата.

Согласно данной модели первую ступень высшего педагогического образования составляет прикладной бакалавриат, по окончании которого выпускникам присваивается академическая степень бакалавра дополнительного образования. Вторая ступень – педагогический бакалавриат – дает возможность выпускникам работать в школах только учителями- стажерами. Для дальнейшего роста предлагается пройти годичную педагогическую интернатуру, успешное завершение которой подтверждается квалификационным сертификатом, присвоенным уже профессиональным сообществом.

Кроме того, на любой ступени каждого уровня педагогического образования, предоставляется возможность продолжить профессиональную деятельность в качестве учителя-стажера без прохождения педагогической интернатуры и института наставничества. При этом сохраняется возможность поступать в научно-педагогическую магистратуру при наличии не менее трехлетнего педагогического стажа и соответствия условиям приема абитуриентов каждого вуза. Таким образом, полный цикл высшего педагогического образования предполагает 5-летнее обучение. Получение высшего педагогического образования открывает доступ к обучению по программам научно-педагогической магистратуры и далее научно-педагогической докторантуры PhD.

При этом присвоение данных квалификаций должно осуществляться в системе независимой сертификации. При этом целью сертификации является установление соответствия специалиста своим уровнем профессиональной подготовки требованиям профессионального стандарта педагога, сформированностью и развитием профессиональных компетенций, а также выраженностью профессионально важных личностных качеств.


Приложение 3

Механизмы оценки компетенций и присвоения квалификаций

В основе сертификации лежит процесс демонстрации кандидатом имеющихся у него знаний, умений и опыта, осуществляемый на добровольной основе. Качество сертификации зависит от используемого диагностического инструментария, который должен четко соответствовать характеру и содержанию оцениваемых компетенций, а сами процедуры оценки должны включать в себя комплексные практические задания, подлежащие выполнению в реальной трудовой среде.

Система независимой сертификации профессиональных квалификаций базируется на отраслевые рамки квалификаций и профессиональные стандарты. Дескрипторы уровней квалификаций, как требования к профессиональным компетенциям, отражаются в профессиональных стандартах.

Система оценки профессиональных компетенций педагогов является наиболее сложным узлом при реформировании традиционной системы профессионального образования.

Оценка - это процесс создания и сбора свидетельств деятельности работников для вынесения на основе этих свидетельств заключения о наличии или отсутствии требуемых компетенций, определяющих наличие профессиональной квалификации, на основе заранее определенных критериев.

Основой для формирования критериев является требования профессионального стандарта «Педагог». Для разработки процедур оценки профессиональных компетенций педагогических работников необходимо ориентироваться на их трудовые функции, и требования к качеству выполнения этих функций. Эти требования формулируются по следующим параметрам: действия, подлежащие выполнению в рамках каждой трудовой функции, необходимых для этого знаний и умений. Другими словами, оценка направлена на вынесение суждения относительно того, что кандидат знает, понимает и умеет делать в их взаимосвязи.

Свидетельства, необходимые для принятия решения по оценке, рассматриваются по критериям:

- достоверности - они должны быть непосредственно связаны с объектом оценки;

- достаточности – требуется достаточный объем свидетельств для демонстрации устойчивого качества деятельности в течение определенного периода времени.

В основу оценки профессиональных компетенций положены следующие принципы:

- оценка основана на четких критериях.

- критерии оценки формулируются в терминах результатов деятельности в рамках трудовой функции.

- оценка основана на представленных свидетельствах освоения профессиональных компетенций.

В процессе оценки осуществляется поиск ответа на вопрос: может ли кандидат:

- выполнять конкретную деятельность;

- еще не может выполнять;

- недостаточно данных для формирования суждения об оценке.

Важность ответа на эти вопросы в ходе независимой сертификации профессиональных компетенций определяется тем, что при отрицательном результате оценки кандидат должен получить четкие рекомендации, что ему нужно делать для того, чтобы успешно пройти оценивание следующий раз. Или что еще ему нужно освоить (и где и как это можно сделать), какие еще свидетельства необходимо представить.

Качество проводимой оценки характеризуется:

- обоснованностью, когда средства/формы/методы оценки должны оценивать именно ту деятельность или компетенцию, которая является задачей обучения, причем оценка проводится согласно установленным критериям, которые едины как для тех, кто проводит оценку, так и для кандидатов;

- обеспеченностью, т.е. когда методы оценки подкреплены необходимыми ресурсами (оборудованием, материалами, инструментами и т.д.);

- достоверностью, т.е. должны быть созданы одинаковые условия для оценки всем кандидатам (единые задания), а лица, проводящие оценку, должны убедиться, что результат достигнут именно данным кандидатом. Достоверность также означает проверку не механической памяти, а умений использовать приобретенные знания и опыт для выполнения конкретных трудовых функций.

Процедура оценки профессиональной компетенции включает в себя следующие этапы:

- информационная поддержка кандидата (процедуры, формы проведения оценки, критерии оценки, требования к кандидатам, роль экспертов и т.д.);

- сбор и предоставление кандидатом установленного перечня документов (документов об образовании, обучении, рекомендации работодателей, дипломы, сертификаты, портфолио, самоописания);

- проведение экспертом по оценке собеседования с кандидатом анализа предоставленных документов;

- составление плана проведения оценки (для проверки теоретических знаний и практических умений);

- комплексный анализ результатов проведенной оценки, данных самоописания и портфолио.

К основным возможным формам оценки можно отнести:

- тесты и экзамены;

- самоописание (описание собственных компетенции);

- методы «портфолио»;

- наблюдение;

- имитационные задания (доказательства, собранные в ситуации, максимально приближенной к трудовой среде).

При этом тесты/экзамены, наблюдение и имитационные задания относятся к основным методам, а самоописание и портфолио – к дополнительным, обеспечивающим объективность и обоснованность оценки.

Оценка должна быть направлена на интегрированную диагностику теоретических знаний и практических умений. В реальной деятельности работник целостно актуализирует компетенции, представляющие собой совокупность знаний, умений, опыта, ценностных установок.

Для планирования оценки необходимо разработать «Руководство по оценке» по каждой трудовой функции, которое станет основой для разработки «Памятки по оценке» для кандидатов, где их знакомят с процедурами оценки, направленными на подтверждение качественного выполнения кандидатом каждой трудовой функции. Результаты оценки заносятся в контрольную ведомость, где указаны установленные критерии и результаты оценки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Парамбуль Елена Александровна

Дата: 01.02.2018

Номер свидетельства: 454022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Индивидуальный план самообразования по теме: «Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся »"
    ["seo_title"] => string(80) "individualnyi_plan_samoobrazovaniia_po_teme_razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_i_na"
    ["file_id"] => string(6) "565540"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1607178291"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства