Возможность использования компьютерных игр в обучения иностранному языку
Поскольку игровые программы пользуются боль¬шой популярностью и широко представлены на рос¬сийском рынке, причем преимущественно в англо¬язычном варианте, появилась возможность их ис¬пользования для обучения языкам. С точки зрения принципов построения сценария компьютерные иг¬ры можно подразделить на следующие типы:
1. ACTION GAMES -«игры действия», требующие быстрой реак-ции.
2. ADVENTURE GAMES - «приключенческие игры».
3. ROLE PLAYING GAMES - «ролевые игры».
4. SIMULATION GAMES - «игры-симуляторы» - спортивные, военные и космические «симуляторы».
5. QUEST - «поисковые игры.
6. STRATEGY GAMES - «игры-стратегии».
В играх типа ACTION и STRATEGY вербаль¬ные действия компьютера сводятся к типовым ко¬мандам, советам и рекомендациям игроку. Например, в начале игры герой по¬лучает следующие указания:
«Go to the directory! Eliminate all enemy forces! Remember it!» («Иди в том направлении! Уничтожь все вражеские силы! Запомни это!»), а в конце удачной игры он слышит: «Good work!» («Хорошая работа!»).
Такие игры способствуют прочному запоминанию отдельных выражений и грамматических структур вследствие многократного повторения реплик, а потому могут использоваться для закрепления лексических и грамматических на¬выков. Например, в игре SIN только на низшем игровом уровне выражение «Go to.» («Иди.») повторяется 34 раза, а фраза «It's good» («Хорошо») употреблена 15 раз.
В играх типа SIMULATION от игрока требует¬ся достаточно высокий уровень владения умения¬ми чтения и аудирования на языке игры (преиму-щественно английском), так как информация об иг¬ровых персонажах и ситуациях предоставляется в виде озвученных текстов.
Игры QUEST предполагают еще более совер¬шенное владение языком, поскольку пользователь, попадая в различные игровые ситуации, должен искать ключи к решению различных задач в процес¬се диалога с персонажами. Важным с точки зрения обучения языкам является то, что ответные репли¬ки героя, предлагаемые на выбор игроку, разли¬чаются не только содержащейся в них информацией, но и по степени вежливости, в соответствии с ко¬торой персонажи могут либо прервать диалог с иг¬роком или направить героя по ложному следу, ли¬бо предоставить нужные сведения.
Нельзя забывать также о существовании спе¬циальных игровых обучающих программ, создавае¬мых, в том числе, для обучения ИЯ. Отличительной особенностью игровых обучающих компьютерных программ по иностранным языкам, которые можно отнести к разряду развивающих игр, является широкое использование компьютерной гра¬фики, занимательность сюжетов и предлагаемых за¬даний.
В качестве примера игровых компьютерных программ для обучения ИЯ можно назвать «GAMES IN FRENCH, L'INTRUS», «ALICE IN WONDERLAND», «GAMES IN ENGLISH», «LEARNING HEAVEN».
Нужно отметить, что компьютерные игры — это специальные программы, которые отличаются высокой степенью интерактивности, поскольку пре¬доставляют пользователю возможность активного участия в изменении отображаемых на экране игро¬вых ситуаций, и использованием исключительных возможностей ПК в области графики, мультипли¬кации и синтеза звуковых эффектов. Они могут ока¬зать неоценимую помощь в развитии познаватель¬ных, логических и художественных способностей иг-роков.
Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. – СПб.: 2001. С.139-146