kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвященна проблемам нравственного воспитания детей школьного и дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма.»

КГУ «Приют для несовершеннолетних детей»

с. Архангельское,

Кызылжарский район,

Северо – Казахстанская область.

Мусина Нургайша Камбаровна.


Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на прин­ципах гуманизма.


В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нрав­ственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятель­ности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравствен­ного воспитания. Это обусловлено как большими изменениями, кото­рые про­исхо­дят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольни­ков, в мо­тивацион­ной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошко­льный возраст является наи­более ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверст­никами. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность по­ведения приводят к разви­тию способности руководствоваться в поступках ус­военными нравственными нор­мами. Возникают внутренние «этические инстан­ции» Выготский Л. С.

Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в раз­ных ви­дах деятельности, в результате, которого формируется «детское обще­ство». Это соз­дает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важ­ным фактором полноцен­ного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться об­щих результатов. Все это способ­ствует накоплению морального опыта. Наряду с иг­ровой и трудовой деятельно­стью существенную роль в нравственном воспитании де­тей 6-7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дошкольники осваивают пра­вила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается не­ус­тойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перене­сти известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие ин­дивиду­альные различия в уровне воспитанности детей. Планомерное нравст­венное воспита­ние позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошколь­ника и обеспечить необходимую нравственно-волевую го­товность к обучению в школе.

В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста продол­жают формировать моральные чувства и нравственные представления.

Большое внимание при этом уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитыва­ются нравст­венные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам).

Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Чув­ство уважения развивается в предыдущих возрастных группах на эмоцио­нальной ос­нове любви и привязанности детей к взрослым. В старшем дошколь­ном возрасте оно становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.

Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуман­ности во взаимодействиях детей: проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, го­товности прийти на помощь. В развитии коллективизма боль­шую роль играют на­чальные формы чувства долга и ответственности, форми­рующиеся в игре и труде де­тей. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления о явлениях общест­венной жизни, эмоционально насыщенные зна­ния, которые получают дети на заня­тиях, при ознакомлении с художественной литературой, изобразительным искусст­вом, участвуя в практической деятель­ности. Задача воспитания состоит в том, чтобы сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат нравст­венно ценные побуждения.

Нравственные чувства дошкольников формируются в неразрывном един­стве с нравственным поведением.

Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспи­тания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Состав привычек культурного поведения значительно обогащается: дети осваивают правила поведения в общественных местах (в транспорте, на улице, в библио­теке и т. п.), в разных си­туациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми). Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств (правдивости, честности, скромности). Важной за­дачей воспитания поведения старшего дошкольника является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками. Коллективные взаимоотно­шения - это комплекс взаимосвязанных компонентов. Важнейшие из них - об­щительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение кол­лективно планировать деятельность, организованность и культура общения. В связи с этим решение задачи формирования коллективных взаимоотношений связано с осу­ществлением задач воспитания устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе, культуры общения, организованного поведе­ния.

В дошкольном возрасте дети накапливают опыт нравствен­ного по­веде­ния, у них формируются первые навыки организационного и дис­циплинирован­ного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрос­лыми, навыки самостоятельности, умение занять себя ин­тересной и по­лезной дея­тельностью, поддерживать порядок и чистоту окру­жающей обста­новки.

Понятие «нравственное поведение» тесно граничит с «культурой поведе­ния». Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: Культура поведения - соблюдение основ­ных требований и правил человеческого общежития, умение находить правиль­ный тон в общении с ок­ружающими. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения че­ловека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее вы­ражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения вклю­чает: манеры общения, эти­кет, высшая степень отточенности, отшлифованности дей­ствия и поступков че­ловека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни

Здесь, под термином «культура поведения» мы будем понимать совокуп­ность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обще­нии, в различных видах деятельности.

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, под­крепляет их.

Ребенок, как существо социальное постоянно взаимодействует с дру­гими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемей­ные, общест­венные, производственные и т.д. любое общение требует от чело­века умения соблю­дать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, проис­ходит в се­мье. У ребенка, посту­пившего в детский сад, круг общения расширя­ется - до­бавляется общение со сверст­никами, с воспитателем и другими работ­никами дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вы­зывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не це­нится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоот­ношения людей. Вежли­вость детей должна основываться на искренности, доб­рожелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по ве­лению сердца».

Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качест­вом, ни­когда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого дет­ства.

Предупредительность - необходимо добиваться от детей, чтобы преду­преди­тельность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побужде­ний.

Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспи­танности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высо­кая требова­тельность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность - в ее основе лежат элементы доброжелательности, при­ветли­вости к окружающим - непременные условия в выработке у детей куль­туры взаимо­отношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со свер­стниками, с готов­ностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, рез­кость. В этих проявлениям - ис­токи уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является на­личие детского общества, в котором формируются черты нового человека: кол­лективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки обществен­ного поведения. Об­щаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, зани­маться, достигать постав­ленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных си­туациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания прихо­диться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная ос­нова для усвоения необходимых форм общения.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с форми­рова­нием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с дру­гом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радо­ваться, пе­реживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброже­лательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей при­обретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, кото­рые помогают разнообра­зить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыб­кой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медве­жонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот на­строй сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмо­сфере дружелюбия и приветливости.

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побу­ждения к об­мену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - «ребе­нок - ребенок», «ребенок - дети» идет по собственному побуж­дению, т.к. жизнь в об­ществе сверстников ставит воспитанника в условия де­лить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела.

Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения со­действовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ре­бенку эле­ментарную культуру общения, помогающую ему устанавливать кон­такты со сверст­никами: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо об­ращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игруш­ками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Стар­ший дошкольник должен уметь прояв­лять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваи­ваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного об­щения.

Культура труда и поведения - это качества, которые являются показате­лем от­ношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социаль­ной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продол­жают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овла­девает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Иг­рая, занимаясь, выполняя посильные трудовые пору­чения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает поло­жительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игруш­ками, кни­гами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общест­венному имуще­ству; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятель­ности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необ­ходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятель­ность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца. По завершении деятельности, привести в порядок свое рабочее место, акку­ратно убрать после себя, то чем пользовался, сло­жить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; помыть руки после занятий с гли­ной или трудовых поручений.

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и друже­любная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педа­гога - необходи­мые условия для воспитания культуры поведения.

Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое: кто-то не убрал игрушки вовремя - занятие началось позже, насорил во время еды - дал дополнительную работу няне и дежурным. Соответствующая оценка таких поступков и реакция на них педагога имеют большое воспитательное воздействие. Обеспечивая усвоение детьми правил поведения, воспитатель за­ботится о том, чтобы дети при этом усваивали и нравственные нормы: умение уступить, вовремя помочь товарищу и пр.

Дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть не только по­нятны, но и интересны им. Закрепляя какое-либо правило, целесообразно ис­пользо­вать картинки и художественные произведения. Ознакомление детей с юмористиче­скими произведениями соответствующего содержания создает оп­ределенный эмо­циональный настрой в группе, воспитывает у детей желание усвоить нужные правила поведения и выполнять их.

В воспитании культуры поведения старших дошкольников не должно быть из­лишних словесных назиданий, упреков, замечаний. Действенность вос­питания обес­печивается созданием специальных ситуаций, побуждающих де­тей поступать пра­вильно.

Иногда поводом для сближения детей являются внешние обстоятельства (жи­вут в одном доме, сидят за одним столом и т. п.). Эти отношения приобре­тают более глу­бокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появ­ляются привязан­ность, чувство симпатии и тяготения друг к другу, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровен­ным, же­ланным, иногда даже в ущерб личным интересам.

Воспитатель, замечая появление ростков дружбы, поддерживает ее, если влия­ние этой дружбы на детей благотворно.

Подружившихся детей можно назначить вместе дежурить, ставить их в пару на прогулке, посадить за один стол. Иногда друзья ведут себя недруже­любно по отно­шению к другим детям; педагог реагирует на это и соответст­венно воздей­ствует на друзей.

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на прин­ципах гуманизма - особая задача педагога в работе с данной возрастной группой. Формирование отношений между детьми строится на основе взаим­ных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и свое.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мусина Нургайша Камбаровна

Дата: 15.12.2017

Номер свидетельства: 444569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Особенности формирования навыков общения у дошкольников"
    ["seo_title"] => string(60) "osobennosti_formirovaniia_navykov_obshcheniia_u_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "596930"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1641461421"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа кружка "Этика-азбука добра" "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-kruzhka-etika-azbuka-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "139257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417692023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства