Воспитание милосердия в младшем школьном возрасте на основе традиций народной педагогики
Воспитание милосердия в младшем школьном возрасте на основе традиций народной педагогики
В ФГОС отмечается, что современное начальное образование должно быть направлено на обеспечение, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. В соответствии со Стандартом на данной ступени осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание милосердия в младшем школьном возрасте на основе традиций народной педагогики»
ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В ФГОС отмечается, что современное начальное образование должно быть направлено на обеспечение, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. В соответствии со Стандартом на данной ступени осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Одной из задач нравственного воспитания младших школьников является воспитание милосердия, сострадания, сочувствия к людям. Данная проблема рассматривается с позиции различных наук: философии, этики, религиоведения, психологии, педагогики и др. В общем смысле милосердие есть система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, непричинения страданий. Философский аспект воспитания милосердия заложен в трудах Конфуция, Демокрита, Сократа, Аристотеля, которые относили милосердие к важнейшим человеческим добродетелям. В европейской философии значимыми являются такие моральные чувства человека как сострадание, человеколюбие, терпение, благожелательность, симпатия, альтруизм (Д. Юм, А. Смит, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, Л. Фейербах).
Милосердие – это одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости), один из путей исполнения христианской заповеди «возлюби ближнего как себя самого».
В отечественной педагогике исследователями изучаются вопросы формирования нравственных представлений, отношений, ценностей и ценностных ориентаций, гуманистической направленности личности и т.п. (А. Л. Бугаева, Г. Н. Голошумова, М. И. Скоморохова, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др.). Педагогические условия формирования милосердия в младшем школьном возрасте выявлены Л. С. Ощепковой; воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника рассматривается В. И. Новиковой. Особенности использования традиций народа в нравственном воспитании младших школьников изучены в исследованиях Е. В. Белоусовой, А. К. Бердиева, Т. Г. Тимошиной, А. Г. Хузиной и др.
Несмотря на наличие работ по нравственному воспитанию младших школьников, данные современных исследований, посвященные изучению уровня нравственной воспитанности младших школьников, показывают, что такие качества как милосердие, сострадание, сочувствие присущи лишь небольшому числу детей.
В этой связи и в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России особое значение имеет обновление форм и методов воспитания нравственных качеств личности, в т. ч. милосердия. Одно из условий повышения эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников – использование традиций народной культуры, неотъемлемым компонентом которой является народная педагогика – совокупное педагогическое знание и педагогический опыт народа. Особенность этнической педагогики заключается в том, что в условиях изменяющегося мира она не подвержена трансформации благодаря вековому отбору истинно ценного опыта, воплощающего в себе народную мудрость.
Так, с древности в различных культурных традициях милосердие осмысливается как важнейшее условие человеческого общежития, нравственное требование. Анализ литературы по теме (Л. И. Антонова, В. Ф. Афанасьев, Г. И. Батурина, Н. Ф. Беляева, П. В. Власов, Г. Н. Волков, М. А. Галагузова, Д. И. Латышина и др.) показывает, что данные традиции у разных народов находили свое воплощение в милосердном отношении к нищим, сиротам, больным; подаянии милостыни; традициях усыновления; традициях гостеприимства, куначества и др., а система духовно-нравственного воспитания детей отличалась высокой эффективностью. Поэтому использование традиций народной педагогики в современном начальном образовании является источником совершенствования духовно-нравственного воспитания личности – педагогически организованного процесса усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, существующих в культурных, семейных, социально исторических, религиозных традициях многонационального народа России.
Милосердие – категория междисциплинарная, изучается различными науками: философией, этикой, религиоведением, педагогикой, психологией. Последовательное милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему, а в последовательном своем выражении – деятельное участие в жизни другого. Формирование милосердия с педагогической точки зрения относится к задачам духовно-нравственного воспитания. В нашем исследовании мы рассматриваем милосердие как социально значимое духовно-нравственное качество личности, которое формируется в целенаправленном педагогическом процессе. Определяя характеристику милосердия, мы исходим из учета единства и взаимосвязи сознания, чувства и воли при формировании нравственных качеств.
Краткий анализ традиций милосердного отношения людей разных национальностей показывает, что в целом они во многом схожи, что свидетельствует об общности культур и построении системы воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих началах.
Одним из важных условий духовно-нравственного воспитания младших школьников является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре. Особенностью этнической культуры является то, что в условиях изменяющегося мира она не подвержена трансформации благодаря вековому отбору истинно ценного опыта, воплощающего в себе народную мудрость. Поэтому этнокультура является источником совершенствования образовательной системы и осуществляемого внутри нее этнокультурного образовательного процесса.
С древности и в различных культурных традициях милосердие осмысливается как важнейшее условие человеческого общежития, нравственное требование. Традиции милосердия у разных народов имеют свою историю, этническую специфику. Данные традиции находили свое воплощение в следующем: милосердное отношение к нищим, убогим, сиротам, больным; создание специальных учреждений, богаделен для них; подаяние, милостыня; традиции усыновления; традиции гостеприимства, куначества и др. Что такое милосердие? Сострадание, сочувствие, отзывчивость, бескорыстие, забота – признаки милосердия. Зачем нужно быть милосердным человеком? Милосердный ли я человек? Можно ли за милосердную помощь брать плату? Милосердие в заповедях религиозных учений. Золотое правило нравственности. Кто добро творит, того Бог благословит. Доброта – главное в человеке. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
В условиях духовно-нравственного кризиса особенно актуальным является воспитание милосердия, сочувствия, отзывчивости подрастающего поколения, начиная с младшего школьного возраста, когда закладываются основы нравственного поведения, привычки.
В связи с этим предлагаются следующие формы и методы работы, направленные на формирование у младшего школьника мотивации к осознанному проявлению милосердия и отзывчивости по отношению к людям и природе; поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России.
Милосердие, сострадание, сочувствие… Что это такое?
Что такое милосердие? Сострадание, сочувствие, отзывчивость, бескорыстие, забота – признаки милосердия. Зачем нужно быть милосердным человеком? Милосердный ли я человек? Можно ли за милосердную помощь брать плату? Милосердие в заповедях религиозных учений. Золотое правило нравственности. Кто добро творит, того Бог благословит. Доброта – главное в человеке. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
Формы и методы работы:
формулирование собственных определений: «Ближний для меня – это …», «Бескорыстие – это …»;
проигрывание ситуаций, коллективный анализ ситуаций милосердного и немилосердного поведения (после просмотра видеофрагментов или проигрывания ситуаций);
проведение методик «Кто Я», «Какой Я», автопортрет;
групповая работа по вопросу «Зачем нужно быть милосердным и бескорыстным человеком?».
Традиции милосердия в семьях разных народов
Традиции милосердного отношения друг к другу в русской (мордовской, татарской и др.) семье. Почтительное отношение к родителям, правила общения с ними. Уважение и забота о старшем поколении (бабушке и дедушке) в семьях разных народов. Взаимопомощь, забота, отзывчивость – основа семьи. Устное народное творчество о милосердии и взаимопомощи в семье. День матери.
Традиции заботы о детях, традиции усыновления детей в семьях разных народов. «С миру по нитке – сиротке рубаха». Произведения устного народного творчества о любви к детям. «Дом с детьми – счастливый дом».
Этнические традиции почтительного отношения к многодетным семьям. Традиции отзывчивости и помощи многодетным родителям у разных народов.
Формы и методы работы:
беседа о взаимопомощи в семье;
драматизация «Родители и дети в крестьянской семье 19 века», «Дети и бабушки-дедушки в крестьянской семье начала 20 века»;
продуктивное чтение сказок «Сыре Варда» (морд.), «Три сестры» (татар.), пословиц, загадок, песен о семье, о любви к детям;
выработка правил общения и отзывчивого поведения в семье;
выполнение творческого проекта «Мать и дети в крестьянской семье» (изобразительная деятельность, написание мини-сочинений исследовательского характера, выполнение мультимедийных презентаций, подготовка докладов).
Традиции гостеприимства у разных народов
Общенародные традиции встречи гостей. Традиции гостеприимства у разных народов: «Гостя хлебом-солью угости, добрым словом проводи» (морд.), «Продрогшего отогрей, голодного накорми» (чуваш.). Деревенские крестьянские обычаи принимать в своем доме усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали.
Обычаи проявления заботы, милосердия, отзывчивости в календарные праздники русских, мордвы и татар (Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас и др.; Сабантуй, Курбан байрам, Ураза байрам и др.).
Новый год, Рождество в нашей семье. Значение новогодних и рождественских праздников в жизни человека. Помощь родителям в процессе подготовки к празднику, приему гостей. Традиции подготовки подарков. Рождественские колядки и обычай раздачи даров, угощения гостей. Посещение церкви и раздача милостыни как проявление милосердия.
Масленичная неделя как символ милосердного отношения людей друг к другу. Прощение как форма милосердия. Прощенное воскресенье. Традиции милосердия на Пасху: угощение всех встречающихся людей крашеными яйцами, сладостями; поминовение умерших; раздача милостыни, подаяния.
Современные традиции заботы и помощи людям в праздничные дни.
Формы и методы работы:
заочная экскурсия в прошлое;
презентация «Праздничная культура народов Мордовии»;
драматизация «Традиции приема гостей у разных народов»;
просмотр и обсуждение видеофрагментов, посвященных традициям приема гостей у разных народов;
продуктивное чтение сказок, пословиц о гостеприимстве;
выполнение исследовательских проектов «Пасха», «Рождество», «Ураза Байрам», «Троица» и др.
На основе теоретического исследования была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МОУ «СОШ № 21» г. Саранска. В исследовании приняли участие 25 учащихся начальных классов и их родители.
Цель опытно-экспериментальной работы: выявить пути воспитания милосердия в младшем школьном возрасте средствами народных традиций.
Количественная и качественная обработка полученных данных позволяет условно распределить учащихся по уровням сформированности показателей когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого критериев милосердия. Показатели когнитивного критерия сформированы на высоком (32 %), среднем (54 %) и низком (12 %) уровне; действительно, учащиеся имеют представления о сущности милосердия, сострадания, сочувствия. На эмоционально-оценочном уровне у некоторых учащихся наблюдается равнодушное отношение к немилосердным поступкам, некритичное отношение к собственному равнодушному поведению и однозначно отрицательное – к такому поведению других детей. На поведенческом уровне можно отметить преобладание внешних мотивов проявления милосердия над внутренними (контроль взрослых, общественное мнение), отсутствие четких установок на милосердное поведение, нарушение правил жизнедеятельности, ситуативность поведения без опоры на нравственные нормы и установки.
На основе результатов исследования учащиеся были условно распределены на группы по уровням сформированности милосердия: высокий – 32 %, средний – 60 %, низкий – 8 %.
Количественная и качественная обработка полученных данных позволила условно распределить учащихся по уровням сформированности милосердия: высокий – 59 %, средний – 37 %, низкий – 4 %.
Изменился уровень сформированности показателей всех критериев: у учащихся повысился уровень знаний и представлений о сущности милосердия, сострадания, сочувствия. На эмоционально-оценочном уровне у некоторых учащихся все-таки наблюдается равнодушное отношение к немилосердным поступкам, некритичное отношение к собственному равнодушному поведению и однозначно отрицательное – к такому поведению других детей. Однако, количество таких детей снизилось. На поведенческом уровне можно по-прежнему отметить преобладание внешних мотивов проявления милосердия над внутренними, нарушение правил жизнедеятельности, ситуативность поведения без опоры на нравственные нормы и установки.
Сопоставление результатов констатирующего и промежуточного контрольного этапа опытно-экспериментальной работы позволяют говорить об эффективности предложенной и реализуемой программы по воспитанию милосердия в младшем школьном возрасте «Мир добра и милосердия».
Литература.
1. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С. 68–71.
2. Жарковская, Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 3. – С. 9-12.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : проект / авт. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. – 2009. – № 17.
4. Ощепкова, Л. С. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у младших школьников : автореф. дисс. … канд. пед. наук / Лидия Сергеевна Ощепкова. – Пермь, 2001. – 18 с.
5. Прокофьев, А. В. Парадокс гуманизации и критерии морали / А. В. Прокофьев // ОНС. – 2001. – № 1. – С. 57–63.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schoolguide.ru/files/prikaz_n373.rtf. - Загл. с экрана.
7. Шутова, Г. А. Воспитание милосердия / Г. А. Шутова // Домашнее воспитание. – 2000. – № 1. – С. 26–30.