"Влияние семейного воспитания на успешность адаптации пятиклассников"
"Влияние семейного воспитания на успешность адаптации пятиклассников"
Семья, по мнению ученых, - единственный социальный институт, обеспечивающий (может и должен это делать) эффективное воспитание детей; равно как и убедительным может быть итог исторического развития человечества: ребенок как субъект социализации не только сам изменяется под действием воспитательных воздействий, но и меняет своих воспитателей. И поэтому проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям в отношении своих детей, являются вечными, а семья, как своеобразный микроколлектив, играет существенную и долгосрочную роль в процессе становления личности ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Влияние семейного воспитания на успешность адаптации пятиклассников" »
Влияние семейного воспитания на успешность адаптации пятиклассников
В Конвенции о правах ребенка сказано: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья и любви». Такую атмосферу может создать только гармоничная семья.
Семья, по мнению ученых, - единственный социальный институт, обеспечивающий (может и должен это делать) эффективное воспитание детей; равно как и убедительным может быть итог исторического развития человечества: ребенок как субъект социализации не только сам изменяется под действием воспитательных воздействий, но и меняет своих воспитателей. И поэтому проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям в отношении своих детей, являются вечными, а семья, как своеобразный микроколлектив, играет существенную и долгосрочную роль в процессе становления личности ребенка.
Не вызывает сомнения тот факт, что не одна проблема, связанная с развитием ребенка, не может быть решена без обращения к семье, родителям. Необходимы их поддержка и участие в решении абсолютного большинства школьных задач.
Но ведь не существует ни одного в мире института или колледжа, где бы нас обучали родительству. Мы, педагоги, имеем определенный арсенал педагогических знаний и опыт, то родители каждый день сталкиваются с проблемами взаимодействия с детьми, и потому стараются воспитывать детей так, как их воспитывали, или вопреки традиционному воспитанию, совершая порой много ошибок.
Взаимоотношения, тактику воспитания детей в семье можно отнести к одному из следующих типов:
- Диктат. Такие взаимоотношения основаны на жесткой регламентации поведения ребенка, строгом контроле за ним, использовании наказаний, угроз и т.д. Как правило, в таких семьях дети живут в страхе, постоянно лицемерят, лгут, следствием чего становятся различные отклонения в их поведении;
- Опека. Прибегая к такой тактике, родители пытаются оградить ребенка от жизненных реалий, испытаний, стараются все решать за него, удовлетворяют его потребности и капризы. При таких условиях ребенок лишен возможности формировать в себе необходимые для дальнейшей жизни психологические, волевые качества, объективно оценивать себя, свои возможности и других людей, целенаправленно работать над собой. Все это деформирует его внутренний мир, систему ценностей, резко занижает или завышает его требования к окружению, побуждает к девиантным формам удовлетворения своих потребностей;
- Мирное сосуществование на основе невмешательства. Эту тактику характеризуют максимальное дистанцирование взрослых от жизни ребенка, абсолютное невмешательство в его дела, оставление наедине со своими проблемами, минимальные требования к его поведению. Это порождает отчуждение детей и родителей. Дети, не имея от родителей должной поддержки, будучи лишенными необходимых для их становления образцов социального поведения, часто чувствуют сложность в ситуациях, с которыми легко справляются их сверстники, которые вырастали в благоприятных педагогических условиях. У них возможны обиды на своих родителей за равнодушие к себе;
- Сотрудничество. Такая тактика взаимоотношений в семье, воспитания детей является самой производительной, поскольку родители стараются быть их соратниками, являются открытыми и искренними с ними, охотно впускают их в свой мир. Между ними нет необоснованных тайн, недоверия. При таких условиях дети охотно экспериментируют, ищут, пробуют себя, не боясь ошибиться и быть за это наказанными. Родители охотно помогают во всех делах, умело подводят детей к решению проблем, благодаря чему дети открывают в себе все новые возможности, приобретают уверенность в своих силах. А участие в делах родителей обогащает их социальным опытом, расширяет мир, очерчивает им социальную перспективу, которая часто является ориентиром их развития.
Поэтому, наша основная задача – педагогическое и психологическое просвещение родителей, помощь в разрешении сложных проблем воспитания детей.