Влияние народных сказок на воспитание подрастающего поколения
Влияние народных сказок на воспитание подрастающего поколения
Очень важно в воспитании ребенка не упустить моменты формирования нравственных качеств. Рассказанная в детстве сказка может сыграть в этом важную роль. В статье рассказывается как именно ребенок может воспринимать различные народные сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Исследования показывают, что успех образовательно-воспитательной деятельности зачастую зависит от грамотного применения педагогического наследия народа. Одним из таких методов народного образования и воспитания является сказка. Известный педагог К.Д. Ушинский называл русские народные сказки одними из первых ярких примеров народной педагогики. Он был восхищен этими произведениями как свидетельствами педагогической мудрости народа. Подобные мысли можно высказать и о сказках других народов. Эти истории - настоящее богатство народной педагогики, поскольку они содержат множество педагогических идей.
Русские педагоги всегда высоко оценивали воспитательный и образовательный потенциал народных сказок и подчеркивали важность их активного использования в педагогическом процессе. Например, В.Г. Белинский отмечал народность и национальную специфику сказок. По его мнению, за фантазийными и вымышленными сюжетами скрывается реальная жизнь и настоящие общественные отношения. Белинский, который хорошо понимал детскую психологию, утверждал, что дети обладают сильной тягой к фантастическому и нуждаются в конкретных образах, красках и звуках, а не в абстрактных идеях.
Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни. Н.А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию.
И.Я. Яковлев, известный чувашский педагог, активно применял сказки как метод убеждения в своей педагогической практике. Многие сказки и рассказы, написанные им в стиле бытовых сказок, служили средством морального воспитания детей. Эмоциональная и эстетическая составляющие сказок играют важную образовательную роль, однако их познавательное значение тоже нельзя недооценивать. Противопоставлять познавательную деятельность эмоциям неправильно, так как эти две сферы неразрывно связаны. Сказки вызывают у слушателей размышления и заставляют задумываться над жизненными ситуациями. Часто дети задаются вопросом, возможно ли такое в реальной жизни, и беседа на эту тему уже несет познавательный смысл. Сказочные сюжеты также включают детали народных обычаев и традиций, а иногда даже бытовые подробности. Например, в чувашской сказке "Не почитающий старого и сам добра не увидит" говорится о женщине, которая попыталась сварить кашу не из пшена, а из проса на масле, вместо воды. Естественно, когда она открыла крышку, просо, которое жарили, а не варили, попало ей в глаза и навсегда ослепило её. Главная моральная идея сказки заключается в необходимости уважения старших и учета их опыта, но также есть и познавательный аспект: на масле жарят, а не варят, поэтому неразумно варить кашу без воды, только на масле. В сказке "Скупому - копейка" рассказывается о жадной старухе, которая пыталась заработать на жире в супе, но получила всего одну копейку. Основная идея сказки - не быть жадным, но и познавательный смысл её велик. Народные сказки основаны на мечтах народа о счастье, его верованиях, обычаях и окружающей природе.
Сказка неразрывно связана с красотой и способствует развитию эстетического восприятия, необходимого для формирования благородства души и способности сочувствовать чужому горю. Через сказку ребенок познает мир не только разумом, но и сердцем. Она является бесценным источником воспитания любви к родине.
Сказка всегда играла важную воспитательную роль. Рассказы о храбрых героях, таких как Илья Муромец и Добрыня Никитич, учат детей уважать свой народ, преодолевать трудности и побеждать зло. В противостоянии положительного героя и отрицательного персонажа раскрываются вопросы победы добра и наказания зла.
Важно научить ребенка видеть и понимать других людей, развивая его способность сопереживать и действовать в ответ на эмоциональные состояния других. Первые знания о взаимодействии между людьми дети получают именно из сказок. Народные сказки сохраняют те общие моральные принципы, которые сегодня многими утрачены.
Из всего выше сказанного следует, что ребенок учится сосредотачиваться на деталях, а образы сказочных персонажей становятся все более сложными и приближенными к реальности. Если малыш просит перечитать любимую сказку снова, не отказывайте ему, вероятно, он хочет лучше понять какой-то момент.
Большинство сказок отражают лучшие качества народа: трудолюбие, талантливость, верность в битве и труде, бесконечную преданность народу и родине. Эти черты, воплощенные в сказках, делают их мощным средством передачи ценностей из поколения в поколение. Накопленная народом духовная энергия может служить человечеству еще долгое время.