Едва ли найдутся такие родители, которые относились бы безразлично к выбору детьми их будущей профессии и не были бы обеспокоены вопросами их жизненного самоопределения. При этом одни активно вмешиваются в дела юношей и девушек, советуют, настаивают, требуют, устраивают на работу или в учебное заведение, другие только советуют, но предоставляют право окончательного выбора детям, третьи следуют формуле «делай, как знаешь», «смотри, тебе видней», но огорчаются, если их дети выбирают будущую профессию с их точки зрения не совсем удачно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ваш ребенок в мире профессий»
Практические советы родителям старшеклассников
Ваш ребенок в мире профессий
Уварова С.А., методист МБУДО ЦТО и ДТТ г. Белгорода Едва ли найдутся такие родители, которые относились бы безразлично к выбору детьми их будущей профессии и не были бы обеспокоены вопросами их жизненного самоопределения. При этом одни активно вмешиваются в дела юношей и девушек, советуют, настаивают, требуют, устраивают на работу или в учебное заведение, другие только советуют, но предоставляют право окончательного выбора детям, третьи следуют формуле «делай, как знаешь», «смотри, тебе видней», но огорчаются, если их дети выбирают будущую профессию с их точки зрения не совсем удачно.
Родители могут во многом помочь детям при выборе профессии. В одних случаях родители прямо советуют детям, какую конкретную специальность им следует выбрать, в других - указывают лишь определенную область, в которой их дети могут применить свои силы, в третьих - рассказывают о своей непосредственной работе и работе друзей, знакомых, в четвертых - предоставляют юноше или девушке право самим самостоятельно решать этот вопрос и лишь контролируют то, как это право используется. Но, к сожалению, родители очень часто оказываются беспомощными тогда, когда больше всего нужна их активная поддержка, их направляющая сила.
Какие же факторы следует учитывать молодому человеку, выбирающему профессию, и родителям, которые помогают ему в этом деле?
►Первое на что следует обратить внимание – это состояние здоровья. Если вы знаете, что у вашего ребенка есть какие-то отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания, обязательно проконсультируйтесь с подростковым терапевтом, лечащим врачом, не будет ли это заболевание препятствовать в выборе той или иной профессии. Только врач может дать рекомендацию о соответствии состояния здоровья выбранной профессии.
►Выбирая профессию, непременно следует учитывать интересы, склонности и способности вашего ребёнка.
►Считается, что профессиональный выбор будет более обоснованным, если в его основе лежит интерес к содержанию профессии. В этом случае и профессиональные намерения более устойчивые, и профессиональное обучение идет быстрее и эффективнее. Родители могут помочь сыну или дочери в формировании интересов и склонностей, в развитии способностей.
При этом можно руководствоваться следующими советами:
♦ Не относитесь к занятиям своих детей свысока. Найдите время их выслушать, а лучше всего попробуйте лучше увлечься тем, что интересует ребят. В общении на равных вы совершенно другими глазами увидите своего ребенка и его друзей. И поверьте, в совместных делах, в сотрудничестве при обсуждении и решении общих задач ваши знания, ваши компетентные советы более умелого и опытного человека будут приняты подростками с благодарностью.
♦ В подростковом возрасте неизбежна «разбросанность» интересов, т.к. это период интенсивных исканий, время самопроверки, самоутверждения, а нередко и конформизма, т.е. я делаю то и интересуюсь тем, чтобы не отличаться от сверстников.
♦ Будьте внимательны и чутки к , отличным от ваших, увлечениям и интересам детей, помогите им не обмануться, найти себя и свою профессию, даже если это и нарушит ваши планы.
♦ Помните, что в старшем подростковом возрасте потребность в осмысленной деятельности, направленной на достижение социально значимого результата, становится, как правило, необходимостью. Не удовлетворяясь иллюзией труда и не находя реального дела ни в семье, ни в школе, подросток ищет его сам и, случается, находит его в антисоциальной плоскости.
►Еще один важный фактор, который следует учитывать при выборе профессии – потребность экономики в кадрах. Необходимо знать, какие именно профессии являются в данный момент наиболее востребованными на рынке труда в вашем городе (районе), а какими профессиями рынок перенасыщен. Необходимо помнить, что по данным статистики 70% профессий, востребованных на рынке труда – профессии материальной сферы.
►Еще одна трудность, с которой сталкивается подросток в процессе профессионального самоопределения – это неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний, основывающийся на неадекватном уровне самооценки, неправильном понимании своих способностей. В этом возрасте, как показывают исследования, только 10% старшеклассников могут правильно оценить себя. 90% нуждаются при этом в совете старших. Самооценка и возможности – эти два фактора имеют самое большое значение в возникновении противоречий у подростка. Он часто выказывает такие притязания, которые сам не может реализовать. Хотя он и чувствует себя взрослым, но у него нет ни нужных знаний, ни навыков, ни умений, ни морального права на эти притязания, значит – нет и возможностей.
В связи с этим полезны следующие практические советы:
1) несоразмеримые с возможностями запросы следует не осуждать или запрещать, а позволить ему столкнуться с реальностью, т.к. неудача автоматически снижает уровень притязаний
2) всегда помнить, что их завышенный уровень – замечательный стимул для усвоения новых знаний, умений, навыков
3) поощрять усвоение ребенком таких видов деятельности, которые необходимы для удовлетворения его конкретных запросов, а также стиль поведения, обеспечивающий в этом успех.
Исследования подтверждают, что главными регуляторами уровня притязаний являются в жизни успехи и неудачи. Поэтому не следует настойчиво отговаривать молодого человека от осуществления его намерений, нужно лишь четко определить запасной вариант профессионального плана на случай неудачи. В качестве резервного профессионального намерения может быть запланировано поступление в учреждения среднего или начального профессионального образования. Но запасной вариант нужно не только запланировать, но и просчитать: выяснить условия приема и обучения, сроки подачи документов, вступительных экзаменов, на общих основаниях или по направлениям осуществляется прием, возможно ли обучение на коммерческой основе и т.п.
►Следующая сложность, с которой сталкивается подросток при выборе профессии – это свойственная подростковому возрасту высокая эмоциональность. Поэтому подростка зачастую привлекает внешняя сторона профессии, он выбирают романтические, необычные, особенные профессии, основываясь на каком-либо одном незначительном, но очень ярком привлекательном признаке. Например, такие профессии, как модельер, стюардесса, следователь уголовного розыска, археолог, океанолог, геолог, переводчик.
►Для коррекции таких малообоснованных профессиональных планов необходимо подробно информировать подростка о содержании профессии, трудовых обязанностях, условиях, режиме труда и отдыха, способах получения профессии, потребности в кадрах. Еще одна группе проблем, с которыми сталкиваются подростки в процессе профессионального самоопределения, это отсутствие, стихийность или фрагментарность профинформации, неумение ее систематизировать. Подростки имеют недостаточное представление о мире профессий, их содержании и специфике, учебных заведениях, условиях приема в них, обучения. Задача родителей – помочь детям овладеть такой информацией.
Необходимо вместе с сыном или дочерью проанализировать содержание разных профессий. Начать можно с профессии матери, отца, ближайших родственников. При этом надо помнить, что нет плохих и хороших профессий. Плохими или хорошими они могут быть лишь в оценках разных людей. Часто люди дают положительную или отрицательную характеристику профессий с учетом собственного профессионального опыта: положительного или отрицательного.
^ Задача родителей – помочь детям оценивать различные профессии объективно, с учетом всех плюсов и минусов. Анализируя содержание профессий, следует помнить и о том, что каждую профессию надо рассматривать в единстве внешних и внутренних элементов. Внешнее – это то, что сразу бросается в глаза. Например, врач в белом халате в чистом светлом кабинете ведет прием больных, беседует с ними, осматривает, выслушивает, назначает лечение. А что за этим? Высочайшая ответственность за жизнь и здоровье пациентов. Обширные знания, которые необходимо постоянно пополнять, совершенствовать, умение правильно сопоставлять эти знания с результатом осмотра, обследования, принимать самостоятельные ответственные решения, ставить диагноз. Высокая эмоциональная устойчивость, умение владеть собой, своим поведением, чувствами. Общительность, сопереживание, сочувствие по отношению к пациентам.
Родители призваны помочь детям не только познакомиться с миром профессий, но и получить исчерпывающую информацию об учебных заведениях
►Таким образом, подготовка к выбору профессии требует от подростка и его родителей немало усилий. Усилия нужно приложить для того хотя бы, чтобы прочесть книгу с описаниями профессий. Еще больше труда потребуется, чтобы попробовать себя в каком-либо виде деятельности, совершить первую профессиональную пробу сил. Это является наилучшим способом знакомства с будущей профессией. С вашей помощью сын или дочь могут устроиться на работу в период каникул.
►Итак, ребенок стоит перед необходимостью важнейшего выбора – профессионального самоопределения. Разумеется, каждый сам кузнец своего счастья, только от него самого зависит успех или неудача в выборе профессии. Но готовность ребенка к этому решающему шагу зависит и от того, помогают ли ему родители или нет. Позиция родителей очень важна, она должна быть мудрой, ответственной. В первую очередь следует руководствоваться принципом «Не навреди!».
Каждый прыгун знает, что прыжок будет значительно лучше, если сделать хороший разбег. Рано или поздно ребенок вырастет и выберет свой жизненный путь, выберет свой способ добычи хлеба насущного, то есть профессию. Однако в этом вопросе, как и в прыжках, важен хороший разбег, который придаст прыжку дополнительный импульс и верное направление. Чем раньше будет сделан выбор будущей профессии ребенком, тем больше у него время для разбега, тем больше можно успеть в подготовке его к будущей профессиональной деятельности, к трудовому прыжку. Тем не менее, слишком рано делать этот выбор тоже не стоит, здесь слишком велика цена ошибки. Не все таланты, способности и склонности ребенка можно раскрыть сразу, часто на это требуется длительное время. И будет очень обидно, если все детство ребенка будет посвящено Миру Музыки, а потом выяснится, что настоящим его призванием является футбол.
Анкета «У каждого ребенка свой дар»
Ребенок обязательно имеет одаренность в одной из восьми областей учебной деятельности. Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка поможет анкета – тест, разработанная учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Ханом и Г.Кафом.
Познакомившись с «признаками опознания» таланта, оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте 5 баллов, если она выражена только хорошо – 4 балла, и так далее (но не ставьте оценку ниже двух баллов). Затем суммируйте баллы каждого из восьми разделов. Полученную сумму поделите на число признаков таких талантов. Например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь.
У ребенка технические способности, если он:
(6 признаков)
- Интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели и приборы;
- сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
- пробует чинить испорченные механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
- любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы;
- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
У ребенка музыкальный талант, если он:
(5 признаков)
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
У ребенка способности к исследовательской деятельности, если он: (5 признаков)
-обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
-умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;
-проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
-с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
-не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение, проект не поддержан или осмеян.
У ребенка артистический талант, если он: (7 признаков
-часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
-стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
-меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
-с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
-с удивляющей нас легкостью «переживает» чьи-то привычки, позы, выражения;
-пластичен и открыт всему новому;
-любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
У ребенка незаурядный интеллект, если он: (9 признаков)
-хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
-обладает хорошей памятью;
-легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;
-задает много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
-интересуется книгами, причем по своей собственной программе;
-обгоняет своих сверстников по знаниям;
-гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
-обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
-очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
У ребенка спортивный талант, если он:
(8 признаков)
-он энергичен и все время хочет трудиться, двигаться;
-он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
-он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
-неизвестно, когда успел научиться ловко управляться с коньками, лыжами, мячами;
-лучше многих сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
-предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
-кажется, что он никогда всерьез не устает;
-неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-либо одним, но у него есть свой герой- спортсмен, которому он подражает.
У ребенка литературные дарования, если он:
(5 признаков)
-рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
-любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события;
-выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные чувства героев;
-изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
-любит, уединившись, сочинять рассказы, возможно о собственной жизни.
У ребенка художественные способности, если он:
(6 признаков)
-не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
-в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
-серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
-охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
-стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
-не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные выводы.
Уважаемые родители!
Не старайтесь выбирать за детей жизненный путь, так как выбор, сделанный другими, приведёт в скором будущем к неудачам, неудовлетворённости, разочарованиям.
Разговаривайте со своим ребёнком на темы, связанные с выбором профессии, стараясь рассказывать как можно больше о том, что представляет собой выбираемый им жизненный путь.
Ребёнок имеет право на собственный выбор, на собственный поиск, в котором ему можно помочь, но на котором не стоит настаивать.