Просмотр содержимого документа
«Учиться быть учителем»
УЧИТЬСЯ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ
Иценко И.А. ,зав. кафедрой педагогического взаимодействия, канд. пед. наук
МАОУ СОШ № 30 г. Томск
Скороспешкина Н.И. педагог-психолог
Почетный работник общего образования РФ
МАОУ СОШ № 30 г. Томск
Знать ребёнка – это самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики, говорил известный педагог В.А. Сухомлинский. Ввиду того, что возрастает востребованность личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода и индивидуального развития обучающихся в условиях реализации ФГОС, важно воспитывать молодое поколение педагогов в условиях современной парадигмы.
В МАОУ СОШ № 30 г. Томска в течение пяти лет активно работает «Школа молодого педагога», целью которой является:
создание условий для профессионального становления молодого специалиста, закрепление в педагогическом коллективе школы;
создание условий для самореализации молодого специалиста, для приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности в образовательно-воспитательном пространстве ОО.
При этом школа решает следующие задачи:
Определить уровень сформированности профессионально личностных значимых качеств и область личностных затруднений.
Сформировать потребности у молодого специалиста в проектировании своего дальнейшего профессионального развития и совершенствовании профессиональных компетенций.
Развивать способности к рефлексии собственной профессиональной деятельности и мотивацию к управлению своего профессионального становления и творческой активности.
Для молодых педагогов были созданы благоприятные условия в профессиональной деятельности: за каждым педагогом закреплены кабинеты, созданы условия для профессионального роста, повышения квалификации – опытные педагоги проводят мастер-классы, открытые уроки, круглые столы, консультации, молодые педагоги совместно со своими наставниками проводили и посещали семинары на школьном, муниципальном и региональном уровнях.
На первом занятии школы молодые педагоги приняли «Семь золотых правил для учителя», которые легли в основу их педагогической деятельности.
Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).
Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачёв).
Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джеймс).
«Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным (В. Джеймс).
5. Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).
Никакая большая победа не возможна без маленькой победой над самим собой (Л. Леонов).
Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).
Отсюда родились известные «Заповеди молодому учителю», которые соблюдаются педагогами нашей школы.
Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
Будь приветливым – и будешь смелым.
Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
Верь в уникальные возможности каждого ученика.
Будь компетентен и будь уверенным.
Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.
Претворяй процесс обучения в радость.
Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти себя.
Самый лучший учитель – это развивающийся ученик.
Изучение удовлетворенности субъектом ходом и результатами адаптации молодых специалистов в ОО, результатами профессионального роста позволит увидеть, насколько субъекты (молодые специалисты, родители, педагоги-наставники) информированы о ходе процессов наставничества, разделяют ее цели, довольны результатами.
Одним из основных показателем эффективности работы школы в рамках наставничества является Личность молодого специалиста, его самочувствие, включенность в творческую деятельность и общение, его ценностные ориентации, характер творческой самореализации, интересы, наличие эмоционального единства участников взаимодействия; удовлетворенность жизнедеятельностью в образовательно-воспитательном пространстве, а также удовлетворенность наставников работой своих подопечных.
Для получения подробных результатов изучения удовлетворенности мы воспользовались методикой разработанным М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой.
Данные методики информативны, построены таким образом, что можно просмотреть характеристики взаимодействия наставников и молодых специалистов в условиях образовательной среды.
Основные характеристики взаимодействия наставников с молодыми специалистами
удобство организации учебного пространства для молодых специалистов (режим, расписание, наличие учебного кабинета);
функционирование детского коллектива;
психологический климат в коллективе ОО;
система взаимоотношений «наставник - молодой специалист»;
система взаимоотношений «педагог-родитель ученика»;
соответствие материально-технической базы целям и задачам реализации ФГОС.
Таблица 1
Изучение общего показателя удовлетворенности образовательным процессом молодых педагогов по методике
А.А. Андреева, Е.Н. Степанова
Степень
удовлетворенности
Наставники
2017-2018 уч. год
Молодые специалисты
2017-2018уч. год
начало уч. года
конец
уч. года
начало уч. года
конец
уч. года
Высокий уровень
81,3%
83,7%
88,6%
90,4%
Средний уровень
18,7%
16,3%
11,4%
9,6%
Низкий уровень
0
0
0
0
Таблица 2
Изучение удовлетворенности образовательным процессом молодых педагогов по методике М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой
2017-2018 г.
Степень
удовлетворенности
Деятельностная составляющая
Организационная составляющая
Социально-психологическая
Административная составляющая
Высокий уровень
91,5%
92,8%
97,7%
98,8%
Средний уровень
8,5%
7,2%
2,3%
1,2%
Низкий уровень
0
0
0
0
Практика показала, что наставничество – идеальный метод адаптации новичков в педагогическом коллективе. Как правило, наставник – это квалифицированный специалист, который работает в ОО давно и может ввести молодого специалиста в курс учебно-воспитательной деятельности, сделать процесс адаптации более комфортным, содействие профессиональному развитию.
Способность обучать. Умение структурировать опыт работы, с передачей его для молодого специалиста. С четким и последовательным изложением необходимой информации и замечаний по данным работы обучаемого. Ответственность. Наставник должен быть заинтересован в успехах своего подопечного, неся личную ответственность за решение возникших проблем при обучении. Умение мотивировать себя и других.
Привлечение молодых кадров в школы стало первоочередной задачей каждого директора школы. В настоящее время во всех образовательных организациях вновь возрождаются школы наставничества. Современная школа требует от учителя педагогической грамотности и компетенции, высокого мастерства и глубоких знаний. Кроме высокого уровня владения преподаваемой дисциплиной, для школьного учителя важно еще и умение общаться с детьми, вовлекать их во взаимодействие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова М.А. Как правильно оценить сотрудника//Директор школы. 2000. -№ 2, С. 12-13.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
3. Матросов В. Л., Сластенин В. А. Новой школе нового учителя//Педагогическое образование. - Вып. 1. - М., 1990. - С.8-14
4. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
5. Филина А.А., педагог-организатор МБОУ СОШ № 37 г. Пенза Наставник в современной школе: навигатор в мире профессиональных компетенций.
Вопросы
1. Удовлетворяет ли Вас уровень методического и психолого-педагогического сопровождения, взаимодействия с наставником?
Да – 100%
2.Каких знаний. Умений, навыков или способностей Вам не хватило в начальный период педагогической деятельности?
Работа с детьми ОВЗ – 36,4%;
Общение с родителями – 15%
3.В каких направлениях организации образовательного процесса Вы продолжаете испытывать трудности?
Календарно-тематическое планирование – 12%;
Консультации для родителей – 12%
4.Представляет ли вам трудность:
Формулировать цели урока
Мотивировать деятельность учащихся
Создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
Подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
Организовывать сотрудничество между учащимися
Организовывать своевременный контроль и коррекцию образовательных результатов учащихся
Развивать творческие способности учащихся
Допишите своё
В связи с данными характеристиками можно отследить основные показатели удовлетворенности молодых специалистов школьной жизнью:
Физическое самочувствие молодых специалистов.(Это показатель результативности, главным образом, организационной и управленческой стороны в ОО).
Эмоциональное благополучие, комфортность, безопасность. (Названные аспекты показатель результативности решения проблемы взаимодействия педагогического коллектива в ОО, прямое следствие создания соответствующего психологического климата в системах отношений «наставник- молодой специалист», «учитель-ученик», «детский коллектив»).
Мотивация участия в «школе молодого специалиста», занятие позиции субъекта. (Это показатель заинтересованности молодых специалистов в своей профессиональной и творческой деятельности).
Итоги работы молодых специалистов, работающих в школе
Анкетирование педагогом-психологом
Анкета для молодых педагогов (итоги первого года работы в ОО)