Творческий проект как средство самовыражения педагога и учащегося: инновационные подходы к работе с одаренными детьми
Творческий проект как средство самовыражения педагога и учащегося: инновационные подходы к работе с одаренными детьми
Работа педагога дополнительного образования с одаренными детьми-это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного оста, хороших знаний и сотрудничества с коллегами, семьей ребенка, организациями. Материалы автора помогут всем педагогам в работе с одаренными деьми найти инновационные подходы в своей деятельности, в частности в организации и реализации творческого проекта как совместной работы и сотрудничества педагога и учащегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческий проект как средство самовыражения педагога и учащегося: инновационные подходы к работе с одаренными детьми»
Творческий проект как средство самовыражения педагога и учащегося: инновационные подходы к работе с одаренными детьми
Овсеенко Галина Александровна
методист, руководитель информационно-методического центра
МАУДО ДДюТ г. Владимира
Инновационные подходы образования для поддержки и развития одаренных детей в современных условиях решают одну из приоритетных задач образования в России, поскольку от её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Остаётся острой проблема раннего выявления одарённого ребёнка, обеспечение грамотным психолого-педагогическим сопровождением его гармонического развития и социализации.
Одарённость является одной из важных проблем общества. Дело не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы учащиеся могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для современного мира.
В связи с кардинальными изменениями в дополнительном образовании, связанными с введением образовательных Стандартов и компетентностного подхода к обучению и воспитанию, в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества г. Владимира (далее по тексту - ДДюТ) активно пропагандируются и внедряются в образовательный процесс инновационные педагогические технологии; уделяется особое внимание работе с одаренными детьми.
Работа педагога дополнительного образования с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренного ребенка, его обучения и воспитания, а также тесного взаимодействия и сотрудничества с психологами и другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Одаренные дети и учащаяся молодёжь требуют постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умение отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Из общего количества педагогов, 65% руководителей детских объединений и творческих коллективов используют в своей деятельности не передачу готовых знаний, умений, навыков, а интерактивные методы работы, широко используя технологию формирования критического мышления.
Педагогическая деятельность над развитием одарённых детей и учащейся молодёжи в детских объединениях учреждения находится в числе приоритетных направлений деятельности ДДюТ и служит основой сотрудничества и консолидации её с родителями и общественностью. Основной задачей педагогического коллектива является выявление одаренного ребёнка и создание соответствующей развивающей, творческой образовательной среды, способствующей раскрытию природных возможностей каждого учащегося.
Творческие проекты как средство творческого самовыражения педагога и учащегося театральной студии «Грани» (руководитель: Лисовская Н.А.), театра-студии моды «ГЛОРИЯ» (художественный руководитель: Гашникова Л.В.), капеллы мальчиков и юношей под управлением народного артиста России профессора Эдуарда Маркина, студии танца Л.Ткаченко и других детских объединений ДДюТ г. Владимира являются подтверждением особого статуса детства как особого периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.
Одаренность учащихся в полной мере проявляется в момент реализации творческого проекта. Песни, танцы, инсценировки, актерские и хореографические этюды, различные упражнения на развитие ритма, воображения, фантазии и т.д., репетиции, прогоны, праздничные и отчетные концерты конкурсы, фестивали, соревнования, викторины, выставки изобразительного и прикладного творчества, а также изготовление и продажа изделий прикладного творчества,– все эти виды творческой деятельности дали возможность значительно увеличить творческий потенциал учащихся художественно-эстетического направления.
С целью поиска и поддержки талантливых детей в ДДюТ уже многие годы функционирует проект «Музейный марафон», в котором активное участие принимают школьные музеи и музейные комнаты - хранители бесценного фонда материальных свидетельств прошлого. Этот проект способствует расширению общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формированию у них устойчивого интереса к определенным сферам исторического познания и профессиональных склонностей, навыков исследовательской работы и общественно-полезной деятельности.
В ДДюТ сложилась определённая система работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Постоянно проводятся интеллектуальные игры юных эрудитов, краеведов, лидеров ученического самоуправления, журналистов.
Результаты всех своих научно-исследовательских работ учащиеся представляют на ученической научно-исследовательской конференции Дворца.
Большинству одаренным учащимся ДДюТ свойственны целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании со знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь интересные и, на наш взгляд, значимые проекты.
Так, в текущем году, учащимися совместно с педагогами реализовывались творческие проекты: «Рондо «Марлеозо-Грациозо» театра исторического костюма «ГЛОРИЯ», литературно-музыкальная композиция «Отмените войну», приуроченная к 100-летию К.Симонова студии «Синяя птица»; «Осторожно, подросток!» театральной студии «Грани» и др.
Одаренные дети очень чувствительны, они способны улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния в культуре, науке. Творческие способности влекут их к созданию новых подходов, нового видения окружающего мира.
Привлекая внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды, воспитывая бережное и внимательное отношение к природе средствами художественного творчества, повышается общий эстетический и культурный уровень обучающихся. Как результат этой работы были реализованы проекты: «Экологическая экспедиция по поиску и мониторингу редких видов» объединения Дружина охраны природы «Точка роста» ДДюТ (руководитель Фадеева А.Е.), городской конкурс – выставка экологической мягкой игрушки (руководитель: Орлова Н.С.) Конкурс определил талантливость, одаренность учащихся, сформировав у них экологическую культуру и активную жизненную позицию по отношению к глобальным проблемам, стоящими перед человечеством.
Педагогический коллектив старается помочь детям раскрыть свои способности в полной мере, достигнуть высоких успехов в выбранном ими виде деятельности, развить их таланты и умения.
Для расширения спектра способностей учащихся, поддержки талантливых и одаренных детей, реализации их творческого потенциала педагогами дополнительного образования разрабатываются индивидуальные маршруты, которые дают возможности для раскрытия личностного потенциала, содержательное накопление и презентацию деятельности ребёнка через участие в конкурсах, фестивалях, ученических конференциях, соревнованиях различного уровня.
Участие в различных творческих проектах принесли свои плоды. Так, студия моды «Глория» стала обладателем наивысшей награды Международной ассоциации детских творческих объединений «Золотая игла» - диплома победителя в рейтинге детских театров моды России за 2015 год. Коллектив принял участие в конкурсных мероприятиях в городах Киров, Пермь, Дзержинск, Москва, побывал на фестивале в Сербии; капелла мальчиков и юношей под управлением Народного артиста России профессора Э. Маркина удостоена высокой чести: 7 июня 2015 года капелла дала сольный концерт в городе Рязань на знаменитом фестивале "Кремлёвские вечера". Рязань принимала капеллу в духе самого высокого гостеприимства, обеспечивая хору трансфер, питание, проживание, экскурсии. В концерте прозвучал сложнейший пятиголосный хор «На корабле» С. Танеева, на стихи великого русского поэта Якова Полонского, уроженца Рязани; музыкально-театральная студия «Синяя птица» выпустила три новых спектакля: «Сердцелов», по мотивам поэмы М. Цветаевой «Крысолов», премьера которого состоялась в марте 2015 года, «Мы расскажем про Покров», который был презентован в дни школьных каникул, работа «В ночь на Ивана Купала» была отмечена дипломом лауреата II степени в номинации «Вокал. Театр песни» (смешанная группа – Ансамбли) на международном интернет – конкурсе «На Ивана, на Купала»; студия танца Л.Ткаченко отметила свой 10-летний юбилей, стала лауреатом международного фестиваля «Браво-2015», лауреатом Международного конкурса эстрадного и современного хореографического искусства «Платформа», г. Санкт-Петербург, 15-19 июня 2015 г., где на Гала-концерте «Студия танца Ларисы Ткаченко» с огромным успехом представила хореографическую композицию «Журавли», посвященную юбилею Победы; на заключительном этапе VIII Всероссийского конкурса исполнителей эстрадной песни «Голоса XXI века», учрежденного Министерством культуры РФ, эстрадный проект «MAXIMA» стал лауреатом III степени, ноябрь 2014; в марте 2015 года коллектив получил звание «образцовый любительский коллектив»; учащиеся детской эстрадной студии «Шанс» стали дипломантами и лауреатами Международного конкурса «Зимняя Ривьера», который прошел в городе Сочи в январе 2015 года, летом 2015 года студия приняла участие в творческой смене для талантливых детей в ВДЦ "Орленок", где солист студии участвовал в постановке мюзикла вместе со звездами эстрады; студия музыкального образования и воспитания «Ювента» стала лауреатом премии «Императорского Православного Палестинского Общества» и т.д.
Творческие проекты и передовой педагогический опыт презентуются при проведении открытых занятий, мастер-классов, творческих лабораторий, массовых мероприятий и на сайте учреждения: www.ddut33.ru