Просмотр содержимого документа
«Творческая работа по теме "Какой он, современный учитель?"»
Какой он, современный учитель?
Образование в России проделало большой путь: менялись системы, менялись сами учителя. Совершенствовались методы и способы работы, требования к учителям, нормы их поведения. Со временем становилось совершенно непригодным то, что раньше возводилось в канон. Учитель со временем преобразовывался от деспота, требующего беспрекословного подчинения, до друга, помощника, ведущего по пути знаний. И сейчас, в век развития новых технологий, встает вопрос: а каким должен быть современный учитель? Каковы его моральные качества, образ мыслей, методы обучения?
В современной дидактике есть различные подходы: кто-то считает, что для учителя важнее знание предмета, методики обучения и владение компьютерными технологиями; для кого-то современный учитель – это, прежде всего, друг, человек с высокими душевными качествами. Я уверена, что только в объединение этих подходов может родиться современный учитель.
Современный учитель – человек увлеченный, живой. Он любит жизнь и передает эту любовь детям. Он увлекает учеников и увлекается сам. Он «играет» свой урок, как артист на сцене так, чтобы у детей горели глаза, и они действительно понимали, что то, о чем рассказывает учитель, необыкновенно, увлекательно и интересно. Он умеет организовать работу на уроке таким образом, что у ребенка возникает желание узнавать что-то новое, делать самостоятельное открытие, а не получать знания «из-под палки».
Современный учитель это тот, кто научит думать, рассуждать, смотреть на проблему с разных точек зрения и делать разумные выводы. В век компьютеризации доступно огромное количество информации, и точка зрения автора не всегда точно отражает действительность. Два человека об одном и том же могут рассказать абсолютно по-разному, а сущность события остается скрытой. Не навязывать свою точку зрения, давать свободу мысли, фантазии – вот постулаты современного учителя.
Учитель не должен давать готовые знания – он должен только подводить детей к решению задачи, учить мыслить самостоятельно. Каждый урок с таким учителем как открытие, познание нового, решение проблем. И здесь уже идет не односторонний процесс – не только учитель рассказывает детям что-то новое, но и сам учится у них. Ведь у них еще совсем другой склад мышления, и порой они видят то, чего не видят взрослые, подмечают какие-то интересные факты, явления. Современный учитель всегда открыт для новых знаний. Он не прекращает учиться, каков бы ни был его возраст, образование и положение. Именно это качество – постоянное желание узнать и научиться чему-то новому, отличает настоящего учителя.
А еще учитель – друг своих воспитанников. Он знает каждого своего ученика: его возможности, работоспособность, особенности характера… Знает, каким словом приободрить, а каким и приструнить каждого отдельного ребенка. Он поймет и поддержит, подскажет верное решение в трудной ситуации. К нему не страшно прийти посоветоваться, рассказать о проблемах. А чтобы учитель смог помочь, ему необходим большой запас знаний и жизненного опыта. Знание психологии, педагогики должно ложиться на практику, учитель должен не только иметь эти знания, но и применять их в повседневной жизни.
С появлением новых технологий изменяются и методы обучения. Теперь учитель – это не единственный источник знаний. Огромное количество информации можно найти во всемирной паутине. Но не всякая информация пойдет на пользу, поэтому учитель должен научить детей анализировать прочитанное в интернете, оценивать правдивость этой информации. Естественно, для этого он сам должен свободно владеть компьютером. Знание компьютера призвано облегчить работу учителя и сделать ее более творческой.
К сожалению, XXI век это не только новые открытия и технологии. Это еще и грязный воздух, вода, которую невозможно пить из-под крана, мусор по берегам рек и озер. Для того чтобы воспитать у ребенка бережное отношение к природе, необходимо, чтобы он полюбил ее. Но если ребенок почти ничего не знает о природе, не видит ее красоты, не интересуется ее жизнью, то и относиться к ней будет безразлично. Конкретные знания о природе у детей младшего школьного возраста лучше формировать через чувственное восприятие. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он сам увидел, услышал, потрогал, понюхал. Поэтому необходимо не только изучать природу на уроках, но и устраивать экскурсии, помогающие на практике узнать природу. Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще что-то новое, самому сделать что-либо хорошее. Дети - будущее нашей страны, и именно от них будет зависеть в дальнейшем состояние нашей планеты. Но тут сразу возникает вопрос: «А почему они должны исправлять то, что испортили мы?» Поэтому учитель объясняет не только детям, как важно сохранять нашу природу, но и их родителям. Причем дело не должно оканчиваться только объяснениями, учитель сам активно принимает участие в акциях, посвященных сохранению природы. Посадить одно дерево совсем не сложно, а если каждый сделает это, Земля «задышит» пусть чуть-чуть, но свободнее. Детей нужно подвести к пониманию того, что каждый из них может сделать жизнь в России и на всей Земле чуточку лучше, принести в этот мир что-то светлое, доброе. В каждом из них спит великий творец, гений. Предназначение учителя заключается в том, чтобы разбудить этого гения, помочь проявиться, «выйти наружу». А это может сделать только педагог, обладающий высоким профессионализмом.
Стать таким учителем сложно, это требует выдержки, упорства и желания работать именно в этой сфере. В школе не должно быть случайных людей, ведь от качества получаемого образования зависит будущее детей, а значит, будущее страны и всего мира. У детей младшего школьного возраста первый учитель становится ведущим авторитетом, и именно от него зависит, какие знания получат дети, как будут складываться их отношения с окружающими людьми, насколько они раскроют свой потенциал, станет ли для них школа домом радости и многое, многое другое.
Поэтому современный учитель должен быть образцом, в нем должны сочетаться все качества, присущие современному успешному человеку – широкое мышление, учитывающее не только быстрый результат, но и работу на дальнюю перспективу; энтузиазм, ведь не всегда все получается так, как задумано (но это не повод бросать свое дело); забота о людях и окружающей среде; любовь к своему занятию и к своей профессии.
Именно такой учитель сможет воспитать современных людей, со свободным мышлением, своей точкой зрения, имеющих определенные моральные ценности. И это будет самой большой наградой для педагога видеть, что труды его не прошли даром, знать, что его дети нашли в жизни свое призвание, осуществили свою мечту, стали в чем-то полезными обществу. Отпускать во взрослый мир и испытывать радость от того, что они радуются жизни, продолжают учиться у жизни, и каждый день приносит им какие-то новые открытия.
Закончить размышления о том, каким должен быть современный учитель, хотелось бы стихотворением Германа Крупина, которое очень точно отражает мои мысли и чувства.